Библиографическое описание:

Малявина С. В., Шестаков В. В. Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 172-174.

В данной статье изложено описание авторской модификации традиционного конкурса команд. Авторы статьи предлагают адаптированный вариант игры для условий воспитательно-образовательного процесса по иностранному языку в высшем учебном заведении и, в частности, на факультетах иностранных языков. Кроме того, авторами предложены типовые варианты заданий для организации турнира, форма которых может быть скорректирована. Эффективность проведения турнира подтверждена экспериментальным путём.

Ключевые слова: групповая игра, турнир на выживание, личный дневник, дебаты.

 

На протяжении многих лет перед педагогикой стоит задача поиска путей повышения эффективности учебного процесса, направленных на творческое развитие детей. Психологические исследования Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Рубцова и других показали эффективность групповых форм организации работы детей на уроке. Задача школы, в том числе и высшей школы, — научить учеников и студентов совершать совместную учебную деятельность по формуле Л. С. Выготского: «Научишься сам, когда поучишь другого». Для этого требуется сформировать из ученика субъект деятельности, то есть такого учащегося, который почувствовал бы себя на уроке активным творцом, а не пассивным исполнителем [1].

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка — обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на уроке.

В целях достижения наибольшей речевой активности учащихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е. И. Пассов) и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка [2].

Одной из возможных форм организации групповой деятельности на уроке ИЯ может выступить конкурс «The Survival Tournament» (рус. «Турнир на выживание»).

Данная форма работы примечательна тем, что способствует повышению мотивации к изучению ИЯ, а также формирует навыки и умения работы в коллективе, что не менее важно.

Класс учеников или группа студентов делятся на 4 равные подгруппы («houses»), которые в рамках турнира будут соревноваться друг с другом, выполняя различные задания, которые даёт учитель. Подгрупп может быть больше: это зависит от количества учеников во всём классе. Учителю необходимо назначить капитана команды («the head») для каждой из 4 подгрупп. Желательно выбирать самого сильного ученика подгруппы для того, чтобы он задавал тон всей команде и руководил процессом подготовки к тому или иному заданию.

«The Survival Tournament» был проверен на практике в 102 группе факультета иностранных языков БФ БашГУ (количество студентов — 14). Студенты группы разделились на 4 команды, и первым (традиционным) заданием для них была «презентация команды (название, девиз) и рассказ об участниках в оригинальной форме. Таким образом, после дня презентаций команд выделились 4 подгруппы: «The Rainbow», «The Dark Ladies», «The Four Musketeers» и «The Eclipse».

Длительность первого этапа конкурса может варьироваться. В рамках педагогической практики, которая длилась 6 недель, было целесообразно проводить один этап в течение двух недель. Если турнир проводится на протяжении учебного семестра или четверти, то длительность этапов, соответственно, увеличивается.

Во время проведения этапов учитель может давать задания ученикам как индивидуального, так и командного характера. При этом ученикам необходимо понять, что от результативности, качества (иногда объёма) работы каждого участника зависит успех всей команды. Практика показала, что наиболее успешно справлялись с заданиями те команды, которые выполняли их организованно и дружно. Таким образом, турнир реализует ряд воспитательных целей, ставя своими принципами «уважительное и небезразличное отношение к каждому участнику» и «деловое и продуктивное общение для достижения общей цели». В общем зачёте учитывается всё: от подготовки индивидуального чтения (как это было во время нашего эксперимента) до организации проектов, которые требуют максимальной самоотдачи от всех конкурсантов. На первом этапе мы ограничились заданиями на сплочение вновь образовавшихся микрогрупп: сочинение и инсценировка диалогов на темы, изучаемые на первом курсе по предмету «Практика устной и письменной речи английского языка», составление и решение кроссвордов, головоломок, игра-квест на английском языке с прохождением этапов.

После первого этапа учитель подсчитывает результаты каждой команды; та команда, которая набирает меньшее число баллов, выбывает из турнира. Для того чтобы конкурсанты выбывшей команды могли продолжить участвовать в турнире, их расформировывают по оставшимся командам, где они ведут борьбу на правах «запасных», хотя и выполняют все те же задания. Они прекращают участвовать в соревнованиях за победу, но могут помочь своим новым командам добиться желаемого результата.

Аналогично организуется второй этап конкурса.

На втором этапе, в нашем случае, отчётным заданием стал проект по теме «My House», который предусматривал дизайнерскую разработку дома своей мечты во всемирно известной компьютерной игре «The Sims 3» и последующая презентация проекта. Каждая команда выступала в роли агентства недвижимости и должна была прорекламировать свой дом потенциальным покупателям. После второго этапа, аналогично первому, из турнира выбывает команда с наименьшим количеством баллов в общекомандном зачёте. Участники этой группы распределяются по оставшимся двум.

Третий заключительный этап турнира «The Survival Tournament» предусматривает проведение дебатов между двумя командами. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что они видели и слышали, какую информацию можно включить, где её можно найти [3]. В нашем случае для дискуссии на английском языке был выбран фильм «Географ глобус пропил» («The Geographer Drank His Globe Away»), потому как данный фильм представляет большой интерес для будущих преподавателей и ставит ряд философских вопросов, на которые было важно ответить каждому студенту. Они обсуждали методику преподавателя географии Виктора Сергеевича Служкина, которого играл известный русский актёр Константин Хабенский, его способы и подходы к налаживанию контакта с учениками обычной средней школы, нестандартное видение предмета географии и, конечно, главным противоречивым вопросом дебатов стало решение руководства школы об увольнении «безответственного» преподавателя. Каждый студент 102 группы факультета выразил свою точку зрения с двух позиций: с позиции директора школы и с позиции ученика.

После проведения дебатов определяется команда-победитель: ею становится та группа, которая сумела защитить свой тезис и убедить жюри и соперников в своей правоте.

После вручения наград командам стоит выделить тех учеников или студентов, которые во время всего турнира проявили себя наилучшим образом, в таком случае дополнительно вручаются индивидуальные призы за 1, 2 и 3 место. В нашем случае талантливых студентов оказалось больше, в связи с чем участники, не сумевшие занять первые три места, но отлично справившиеся с каким-либо отдельным заданием, получили поощрительные призы и победу в определённых номинациях, таких как «Самый лучший автор» и «Самый креативный создатель проектов». Как уже было отмечено, во время проведения турнира студенты соревновались в мастерстве создания проектных работ, кроме того, каждый из них написал свою собственную сказку на английском языке, но одним из самых интересных заданий было ведение личного дневника достижений «My Breakthrough Diary».

«My Breakthrough Diary» — личный дневник достижений, который позволит преподавателю контролировать самостоятельную работу студентов по совершенствованию знаний иностранного языка. В условиях, при которых у преподавателя нет возможности проводить индивидуальный опрос по домашнему заданию у каждого студента, в определённую дату на регулярной основе преподаватель собирает дневники студентов, в которых они выполняют различные задания. Результат каждого студента переводится в баллы и заносится в общий командный зачёт турнира «The Survival Tournament». Можно выделить следующие преимущества ведения дневника «My Breakthrough Diary:

-                   студент самостоятельно выбирает интересные ему тексты, читает их, анализирует, выписывает в дневник полезные слова и выражения с примерами из текста. Кроме того, он может по своим интересам отбирать аудиозаписи, фильмы и игры, которые будут поддерживать его мотивацию и стремление изучать иностранный язык. Если это песня любимой группы — студент переносит в дневник текст песни и заучивает понравившиеся ему выражения. С фильмами и компьютерными играми проводится аналогичная работа над вокабуляром и грамматическим материалом;

-                   студент может самостоятельно контролировать свою деятельность и отслеживать, каким видам деятельности он уделяет больше всего внимания: в отдельную таблицу в поля строк заносятся виды деятельности, такие как «чтение художественных книг в оригинале», «прослушивание песен», «просмотр телевидения на иностранном языке», «выполнение грамматических упражнений», «просмотр фильмов или сериалов», «игра в компьютерные игры на иностранном языке», «чтение учебной литературы», «написание сочинений или заметок в ежедневнике» и др. В поля столбцов заносятся даты занятий: студент находит ячейку на пересечении вида деятельности, которой он занимался, и соответствующей даты, затем ставит галочку. Практика показала, что студенты чрезмерно уделяют внимание компьютерным играм или прослушиванию песен и пренебрегают выполнением грамматических упражнений. Вся эта статистика наглядно видна в таблице, и преподаватель может давать студентам персональные рекомендации, задания, которые позволили бы им уделять должное внимание пренебрегаемым видам деятельности;

-                   ведение дневника позволяет обеспечить регулярность занятий иностранным языком, что является ключевым правилом в изучении иностранных языков, если студент желает добиться ощутимого результата;

-                   индивидуальное задание, которое влияет на успех всей команды, позволило значительно повысить ответственность к выполнению заданий, а также качество подготовки. Во время экспериментального проведения турнира некоторые студенты недооценили важность ведения дневника не только для улучшения собственных знаний, но и для успеха команды, в связи с чем команда теряла баллы и проигрывала в турнире. Определённый в другую группу студент в статусе «запасного» старался не повторять допущенную ошибку, в связи с чем качество выполнения заданий дневника во второй раз было выше.

Стоит отметить, что эффективность проведения данного турнира доказана экспериментальным путём:

-                   студенты проявили заинтересованность в данном виде деятельности;

-                   конкуренция значительно повысила уровень выполнения данных заданий по предмету;

-                   формат турнира позволил реализовать многообразие форм работы на уроке английского языка (от презентации традиционных «диалогов» до инсценировок и разработки крупных проектов);

-                   проведение турнира благоприятно повлияло на создание дружественной атмосферы в коллективе и облегчило работу учителя по оцениванию работы студентов.

 

Литература:

 

1.         Огородников, А. В. Групповая форма работы на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. Педсовет.org. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2349/Itemid,118/.

2.         Павлова, Е. А. Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/565289/.

3.         Деловая игра для подростков «Дебаты». Режим доступа: http://trepsy.net/world/?stat=205

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle