Библиографическое описание:

Межидова Ф. В. О некоторых проблемах формирования певческого дыхания у младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 10-12.

В данной статье рассмотрены некоторые проблемы формирования и развития певческого дыхания у детей младшего школьного возраста. Даны методические рекомендации по формированию певческого дыхания, рассмотрены основные типы дыхания. Проведен анализ процесса формирования голоса и его основных этапов.

Ключевые слова: певческое дыхание, младшие школьники, проблема, формирование, развитие, голосообразование, звукообразование, хоровое пение.

 

Пение является наиболее доступным видом музыкальной деятельности. В процессе пения развивается весь комплекс музыкальных способностей. Поэтому для современной отечественной системы начального образования характерно музыкальное воспитание, осуществляемое через хоровое пение. Хоровое пение является важной составляющей гармоничного развития личности школьника. О необходимости обучения детей пению говорил еще А. С. Варламов. Впоследствии эта мысль неоднократно подчеркивалась многими отечественными и зарубежными педагогами-музыкантами. Достаточно подробно рассмотрены проблемы музыкального развития детей такими педагогами, как Ю. Б. Алиев, Т. Л. Беркман, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина, С. Н. Гладкая, Л. Б. Дмитриев, Н. Н. Добровольская, Л. Ж. Жарова, А. П. Зданович, Т. Н.Овчинникова и др. Д. Е. Огороднов предложил «алгоритмы» по вокалу, задачей которых является соединить зрительные ощущения, мышечные с воспроизведением вокального звука, он имеет хорошие результаты в вокальной работе с детьми. Его алгоритм заключается в выработке певческого дыхания, интонационного внимания, самоконтроля, умения слушать и слышать себя. Н. Б. Гонтаренко работу над певческим дыханием начинала в положении лежа, также использовала буззвучные упражнения и вокальную гимнастику с релаксацией.

Бурное развитие педагогической науки оказало большое влияние на вокальные методики, позволило переосмыслить анализ педагогических условий формирования и развития певческих навыков. Пение — прежде всего, психофизиологический процесс, зависящий от функционирования таких жизненно важных систем, как кровообращение, эндокринная система и дыхание. Как известно, дыхание является важнейшим фактором, от которого зависит длительность звука, его сила и тембровая окраска. Для формирования правильного звукообразования у младших школьников необходимо выработать у них правильное певческое дыхание, которое значительно отличается от обычного дыхания. Певческое дыхание — процесс осознанный и регулируемый, его ритм и темп во многом отличаются от обычного дыхания.

Различают следующие типы дыхания:

1.         Грудное дыхание. При нём активно задействованы мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут.

Разновидностью грудного дыхания является ключичное, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, шеи и плечевого пояса. Дыхание в этом случае поверхностное, и поэтому неприемлемо для пения. Мышцы шеи очень напряжены, ограничены движения гортани, голосообразование затруднено.

2.         Смешанное, грудобрюшное дыхание, при котором, соответственно, активны мышцы грудной и брюшной полостей, также задействована диафрагма.

3.         Брюшное или диафрагматическое. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости, особенно видимые мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

В музыкально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота. Смешанное дыхание позволяет ребенку при вдохе достигать ровности, плавности и продолжительности звука как при тихом, так и при громком пении.

Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Основную роль здесь играют органы дыхания, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой. Величина и форма детского голосового аппарата существенно отличается от взрослого. Процесс формирования голоса проходит в несколько этапов:

7–10 лет. Голоса мальчиков и девочек очень похожи между собой, все они — дисканты. Звучанию таких голосов свойственны легкий фальцет, головное резонирование, при пении вибрируют только края голосовых связок. Диапазон, как правило, ограничивается звуками от ре первой октавы до ре второй.

11–13 лет. Это время представляют собой предмутационный период, когда в детских голосах (особенно у мальчиков) появляются оттенки грудного звучания. Грудная клетка изменяется, дыхание становится значительно глубже, голос получает более насыщенное звучание.

11–15 лет. Время переходного периода, голосовые связки мутируют. Формы мутации у разных детей очень индивидуальны и могут протекать по-разному: у одних явно и ощутимо, у других незаметно и постепенно. Продолжаться мутационные период может от нескольких месяцев до нескольких лет.

Таким образом, голосовой аппарат ребенка находится в состоянии постоянного роста и развития. У детей младшего школьного возраста дыхание часто поверхностное — это является следствием слабого развития диафрагмы, грудных и межреберных мышц. Обычное дыхание у младших школьников часто совпадает с певческим. В этом возрасте детям полезна дыхательная гимнастика, различные вокальные упражнения, которые направлены на развитие длительности выдоха и умение правильно делать вдох. Педагог-музыкант должен знать строение голосового аппарата и учитывать особенности, свойственными тому или иному этапу его развития. Гортань и голосовые связки расположены над трахеей, в переднем отделе шеи. У взрослых гортань в 2–2,5 раза больше, чем у детей. Гортань образована из системы хрящей, между которыми протянуты голосовые связки. Внутренние мышцы находятся в толщине связок, а внешние мышцы, находящиеся в хрящах, приводят голосовые связки в движение. Одна группа смыкает голосовые связки («смыкатели»), другая размыкает их («размыкатели»). Есть также группа мышц, которая сокращает голосовые связки. Во время пения, когда вдох делается активным, воздух под связками становится плотнее и оказывает давление на них. В этот момент происходит процесс, при котором голосовые связки сопротивляются давлению выдыхаемого воздуха, происходит их смыкание или размыкание. Так создаются воздушные волны, воспринимаемые нашим слухом как звук.

Рис. 1. Мышцы гортани: А – сзади: 1 – задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 – поперечная межчерпаловидная мышца; 3 – косые межчерпаловидные мышцы. Б – сбоку: 1 – задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 – боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 – щито-черпаловидная мышца.

 

Наиболее типичный певческий диапазон для детей 6–9 лет — до-ре первой октавы — ре второй октавы. Для того, чтобы добиться чистого, правильного пения педагог должен работать над формированием певческих навыков в определенной последовательности — от простого к сложному. И здесь выработка певческого дыхания — первоочередная задача педагога. Певческое дыхание влияет на качество и чистоту звука, выразительность и красоту исполнения. Это достаточно трудоемкий процесс, поэтому в начале обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом. В пении нельзя разграничивать разные типы дыхания, таким образом, мы имеем дело с так называемым смешанным дыханием. Чтобы избежать напряженного звучания не следует вдыхать слишком большое количество воздуха. Здесь огромную роль играет вдох, ведь он предшествует голосообразованию. Он должен быть глубоким, быстрым и бесшумным. Правильному вдоху способствует зевок и спокойное, естественное дыхание. «Полезным приемом в работе над певческим дыханием является ощущение легкого зевка на вдохе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора и регулирует работу гладкой мускулатуры трахеи и бронхов» [2, с.69]. Вдох можно брать одновременно через нос и рот. Выдох не менее важен — от него зависит качество и правильность певческого дыхания. Длительный выдох, умение правильно расходовать воздух — важная задача в выработке навыков певческого дыхания. Под правильным расходованием воздуха подразумевается его экономная, постепенная подача, при которой значительная часть воздуха преобразовывается в звуковые волны. Дети же обычно набирают большое количество воздуха, больший процент которого расходуют еще в начале фразы. Важнейшим условием правильного дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, не следует совершать резких движений грудной клеткой. Для создания правильного звука требуется спокойное, естественное дыхание. В этом случае звук будет красивый, сильный, достаточно полный. Первое требование в обучении школьников пению — научить их правильно брать дыхание, протягивать звук, исполняя поначалу небольшую фразу на одном дыхании. Выработке правильного певческого дыхания также способствует отрывистое пение «нон легато». Педагог должен следить за тем, чтобы дети дышали спокойно, бесшумно, чтобы правильно расходовали воздух, не брали дыхание в середине слова. Также немаловажное значение в процессе пения имеет положение корпуса — спина должна быть ровной, плечи нельзя поднимать. Поясничный отдел позвоночника должен быть хорошо прогнут. Применение методики, позволяющей создать у школьника регулировочный музыкальный образ, является основной задачей педагога. Самым простым и эффективным методом здесь является показ звучания педагогом. Также в арсенале педагога должны быть дыхательные упражнения, попевки, наглядные пособия. Обязательным условием формирования правильного певческого дыхания являются вокальные упражнения. Для детей младшего школьного возраста рекомендуются попевки, так как помимо того, что они интересны детям, они также способствуют развитию музыкального слуха. Применение изолированных упражнений на певческое дыхание целесообразно лишь в некоторых случаях, «эпизодически, наподобие кратковременного лекарства» [4, с.147]. Важно брать посильный репертуар, который соответствует возрастным особенностям учащихся. Дети также должны понимать, о чем они поют, поэтому педагог объясняет непонятные слова, может использовать изобразительные символы. Со временем навыки певческого дыхания становятся сложнее. Педагогу следует обращать внимание на овладение навыками цепного дыхания, когда весь хор не берет дыхание одновременно, а отдельные участники хорового коллектива своевременно возобновляют его поочередно на разных отрезках. Брать цепное дыхание допускается даже в середине слова. Каждый участник спокойно возобновляет дыхание и, аккуратно вступая после вдоха, вливается в тот же звук. Такие навыки прививаются на базе уже выработанных навыков певческого дыхания

Вокально-техническая и художественная работа с первых шагов обучения ведётся в единстве. Хорист должен владеть различными средствами художественной выразительности: динамическими, ритмическими, темповыми и другими оттенками. Содержательность исполнения в большой степени зависит от умения передать интонационный смысл. Передавая неповторимость интонации, ребенок проявляет свою индивидуальность, заявляет о себе как о личности. Научить ребенка владеть звуком, используя при этом правильное певческое дыхание — важная задача любого педагога-вокалиста. Таким образом, технологично построенный процесс по формированию певческого дыхания позволяет добиться развития чистоты интонации в произведениях.

 

Литература:

 

  1. Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов-на-дону:Феликс, 2006.С.183
  2. Халабузарь П. В., Попов В. С., Добровольская Н. Н. Методика музыкального воспитания. М.: Музыка, 1989–175 с.
  3. Левидов И. И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии, М.: 1938, с. 147
  4. www.sib-artforum.ru
  5. http://lib.rushkolnik.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle