Библиографическое описание:

Яхшиева М. Ш., Камолова Ш., Эшонкулов Э. С., Жумартова У. У., Уразолиев Х. А. Формирование научного мировоззрения студентов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 184-186.

Формирование мировоззрения является одной из основных задач учебно-воспитательного процесса, поскольку оно накладывает отпечаток на всю психику и деятельность, на отношение к будущей профессии, учебе, коллективу. Мировоззрение выступает наиболее сильным побудителем и высшим регулятором в поведении и деятельности. Оно влияет на ценностную ориентацию людей и в значительной степени определяет направленность в целом, сказывающуюся на характере и всем облике личности. Мировоззрение действенно, если знания, представления, идеи, составляющие его основу, стали убеждениями. В отличие от знаний убеждение — это более сложное образование, представляющее собой устойчивый сплав познавательных, эмоциональных и волевых процессов.

Для плодотворного расширения и развития научного мировоззрения у студентов, а также их культуры, мы сочли нужным выражение интеллекта. Совершенство каждой личности следует определять последовательностью: умный человек, сознательный человек, мыслящий человек, человек с научными знаниями, человек с идеями, образованная и духовная личность, культурная и зрелая личность, ученый, мыслитель, мудрец и современный человек. Хотелось бы привести некоторые сведения о вышеперечисленных терминах.

С помощью знаний умный человек может стать человеком с научным мировоззрением, наряду с этим он сможет правильно смотреть на жизнь и жить хорошо, не делая ошибок.

Изучив все пункты, мы приходим к выводу, что: умный человек, исходя из своих знаний, понимает, что нужно делать в жизни. Мудрец же знает даже, и то, что не нужно делать. Умный человек — это такой человек, который выйдет из любой сложной ситуации целым и невредимым, мудрец же даже не попадает в такие ситуации. Человек зрелого ума должен жить со стремлениями к мудрости и эрудированности. Для умных — наука, мудрые и поучительные изречения, служат примером и фундаментом для размышлений.

Умные, знающие люди должны не только передавать свои знания следующему поколению, но и уметь их использовать в жизни, пользоваться ими плодотворно, теорию связывать с практикой и упрощать жизненные трудности. Зрелая личность должна уметь воспитывать не только окружающих, но и себя [1].

Существуют следующие виды сознания: политическое сознание, гуманитарное сознание, индивидуальное сознание. Основу всех этих сознаний составляет сознательный человек. Из-за этого человеческое сознание очень многое знает и понимает. Индивидуальное сознание перерастает в общественное сознание, становится национальным богатством, и на его основе растет культура и духовность в обществе.

Мысль — дума о ком или о чем-либо. Мыслить — значить прийти к какому-либо мнению, сопоставлять события, думать, обсуждать, внимательно смотреть. Мыслящий человек — человек, совершающий все поступки, обдумав их и обсудив.

Свободомыслие включает в себя все стороны интеллектуальной и духовной жизни человека, основное личное право, гарантирующее его свободу и освобождающее его от идеологических притеснений. Каждый человек может выделить для себя духовные ценности, это абсолютное право человека, закрепленное в 29-статье Конституции Республики Узбекистан.

Таким образом выражать свои мысли запрещается законом только в тех случаях, когда это является государственной или какой-либо другой тайной. Хотя мысль является самой простой, она появляется только в случаях возникновения какой-либо проблемы или задачи.

Образование — это знание, обучение, учение, приобретенное в ходе жизненного опыта и жизненного наблюдения.

Образование — самое главное в совершенстве человека. Потому что человек с его помощью находит сам себя, находит место в обществе, семье и добивается славы.

Образованный человек духовно богат и в любом состоянии сознательно анализирует данный случай или сложившуюся ситуацию, а самое главное трезво смотрит на человека и его судьбу, в противном случае же человек духовно беден.

У человека, умеющего мыслить, могут появляться идеи. Есть разница между мыслью и идеей. В то время как мысль выражает личное отношение, идея отражает общественное намерение. Именно поэтому идея – продукт мышления, мысль, имеющая общественную ценность.

Люди из-за наличия у них сознания, ума, мышления смогли найти дорогу в космос, переплыть океаны, раздробить атомы, открыть все тайны забытых мертвых языков, воплотить в жизнь такие идеи как «Телевизор», «Ковер-самолет», «Самоходная телега», «Огненная телега» и многие другие.

Идея возникает как продукт человеческого мышления и имеет следующие свойства, а именно отражение цели и пользы, создание своеобразной системы, развитие и мобилизация, что может быть источником движений и весами правды.

Идеи по отражению цели и пользы бывают следующих видов:

-                   Классовые

-                   Национальные

-                   Имеющие общий облик

-                   Созидательные

-                   Разрушительные и т. д.

По форме существования идеи делятся на:

-                  Политические

-                  Экономические

-                  Религиозные

-                  Художественные

-                  Научные

-                  Философские и многие другие.

Образование — это обучение людей, приобретение навыка и опыта.

Ма’rifat (образование) (от арабского «арафо»- знать) это деятельность направленная на повышение человеческого сознания и культуры знаний на основе воспитательных, экономических, политических, философских, религиозных идей.

Ма’rifat (от арабского «арафо»- знать, понимать, соображать) понятие тасоввуф; один из мотивов тасоввуфа, превосходство духовности, иметь представление о вселенной, премудростях природы, а так же быть в курсе человеческих вечных тайн и секретов. Никакие отрицательные силы не смогут победить образованный народ, а именно образованный народ нельзя сбить с дороги или навести на ложный путь. Потому что образованный народ свой жизненный путь определяет с умом и соображением, и заранее видит будущее.

Прежде всего, арабское слово «ma’naviyat», обозначает совокупность понятий, а это значит, что духовно развитый человек должен быть всесторонне развитым, хозяином жизни. В этом случае должны учитываться знания и представления, потому что такие понятия как «совесть», «нравственность», «убеждение», «воля», «мировоззрение», «мышление», присущи только человеку.

Духовность — это основа философских, правовых, научных, творческих, нравственных, религиозных представлений.

«Духовность» зарождается в человеке через молоко матери, отцовскую честь, наставления старшего поколения.

Культура — это «сливки» всех побед. Культура – оружие просвещения. Культура — это твоя душа. (Николай Рерих).

Личная культура — культура, сформированная у человека на протяжении его жизненной деятельности.

Наряду с этим культурный человек должен быть правдивым, справедливым, умным, мастером своего дела, образованным, потому, что в развитии культуры огромную роль играют профессиональные создатели, творцы, искусные мастера, учителя и наставники.

В этом случае такие мыслители как Алишер Навои, Абу Наср Фароби, Юсуф Хас Ходжиб играют роль путеводной звезды.

Говоря в целом, культурный человек – красота общества, махалли, семьи. Когда говорим о совершенном человеке, мы представляем себе умного, мыслящего, образованного, разумного человека.

Совершенные люди чрезвычайно правдивы, чистоплотны, верующие, умные, устремленные, терпеливые, щедрые и искренние.

Согласно теории «двух прав», открывающие науку, изобретенные совершенства, знания, ведут к научной правде, знаниям, полученным посредством пророков, знания — ведут к религиозной правде.

Совершенный человек воплощает в себе эти 2 истины и постигает их суть.

1.                  Абу Али ибн Сино. В его биографии можно встретить много сведений. «Когда мне было что-либо непонятно, я шел в мечеть и молился, и всевышний помогал мне, и Коран мне давался, и все проблемы находили свое решение».

2.                  Мирзо Улугбек. Он был ученым, падишахом, покровителем развития наук, также наряду с этим он был реформатором системы образования. Таким образом, он покровительствовал образованию и оставил свой след в истории.

3.                  В Бухаре над входом в медресе, построенное Улугбеком, имеется надпись «учиться — священный долг каждого мусульманина». Даже это свидетельствует о том, что справедливый падишах возвеличивает обе науки.

4.                  Абу Наср Фаробий. Написал много поучительных книг, которые внесли большой вклад в воспитание совершенной личности. По его мнению никто не рождается совершенным, им становится.

Ученый — человек, старающийся познать мир, его создание и существование своим умом.

Ориф — человек, стремящийся к возвышенному через сердце, веру, дух.

Фозил — человек, ученый изучивший все научные теории.

Аллома — арабское слово, означающее у народов Средней Азии ученого, изучившего несколько областей в науке [2].

Аллома — ученый, личность с сильно развитой тягой к учению.

Великие ученые стремятся к совершенству. В настоящее время их считают великими мыслителями. У них сильно развиты духовность, науколюбие, чистоплотность, вера, стремление к правде, терпение, искренность.

Эта последовательность позволяет повысить интеллектуальный уровень и развивает научное мировоззрение студентов, а также направляет на верный путь и позволяет пользоваться им в процессе воспитания.

 

Литература:

 

1.                 Абдураҳмонов А. Саодатга элтувчи билим. Тошкент: Мовароуннаҳр, 2002. — 720 б.

2.                 Фалсафа: қомусий луғат. Тошкент: Шарқ, 2004. 476 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle