Библиографическое описание:

Хабдаева Р. В. К вопросу повышения профессионального уровня педагогов дополнительного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 15-18.

На современном этапе истории российского образования парадигма «образование — обучение» сменяется парадигмой «образование — развитие, становление». Это означает, что вектор образовательной системы смещается с простой «утрамбовки» знаний, умений, навыков к формированию компетенций детей, формированию их собственной осознанной образовательной траектории. Тем более данное положение касается сферы дополнительного образования.

«Дополнительное образование является инструментом развития человеческого потенциала страны. В настоящее время традиционные для индустриальной эпохи XX века источники высокой конкурентоспособности государств, такие как наличие природных ресурсов и уровень технологического развития производства теряют своё решающее значение. Критерии национального успеха стремительно смещаются в область «человеческого фактора»» [4]. Таким образом, перед педагогами дополнительного образования ставятся задачи формирования нового типа личности — конкурентоспособной, самостоятельной, владеющей необходимыми компетенциями.

Стоит отметить, что здесь возникает противоречие между требованиями времени и сегодняшним профессиональным уровнем педагогов. Отсюда возникает проблема повышения профессионализма. В своей методической работе мы стремимся к внедрению инновационных форм повышения профессионального уровня педагогов. Первоочередными задачами методической деятельности являются:

1)      мониторинг образовательной деятельности;

2)      информирование педагогов об инновационных тенденциях в образовании;

3)      обеспечение непрерывной проектной, исследовательской деятельности педагогов;

4)      организация индивидуальных и групповых консультаций для педагогов по проблемам обучения и воспитания;

5)      помощь педагогам в овладении эффективными способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими комплексное воздействие на личностное развитие ребенка.

Для оценки актуального профессионального уровня педагогов Центра ведется картотека методических паспортов. На 2014/15 уч. год ситуация следующая:

Педагоги РЦДОД (всего 22 человека)

Возраст:

-        до 25 лет — 3 человека, 15 %;

-        до 35 лет — 10 человек, 45,5 %;

-        до 45 лет — 4 человека, 18,2 %;

-        после 45 лет — 5 человек, 22,7 %.

Рис. 1. Возраст педагогов Центра

 

Педагогический стаж:

-        до 1-го года включительно — 7 человек, 31 %;

-        до 2 лет включительно — 5 человек, 22,7 %;

-        до 5 лет включительно — 4 человек, 18,1 %;

-        до 10 лет включительно — 3 человека, 13,6 %;

-        свыше 10 лет — 3 человека, 13,6 %.

Рис. 2. Педагогический стаж педагогов Центра

 

Как видно из диаграмм, стаж работы в образовательной сфере у педагогов в основном не велик. Большая часть педагогов младше 35 лет. Налицо проблема необходимости повышения уровня профессионализма педагогов. Наряду с этим есть проблема профильной подготовки кадров: у 7 педагогов Центра отсутствует педагогическое образование. Это, конечно же, сказывается на качестве образовательных услуг. Педагоги слабо представляют себе возрастные особенности детей, не учитывают их при подготовке учебного материала.

Таким образом, перед методической службой стоит цель — повысить уровень профессионализма педагогов. Отсюда вытекает ряд задач: через систему семинаров-практикумов, групповых и индивидуальных консультаций и др. формы работы помочь педагогам:

-        овладеть знаниями по нормативно-правовым основам дополнительного образования, педагогике, психологии, методике обучения;

-        научить разрабатывать образовательную программу с учетом современных требований;

-        определить позицию педагога во взаимоотношениях «педагог-ученик»;

-        овладеть современными методами обучения: проектные, исследовательские и др.

Нами осуществляются следующие формы методической работы (согласно классификации, предложенной С. Г. Молчановым):

1)      репродуктивные (научно-практические семинары, мастер-классы);

2)      репродуктивно-эвристические (научно-практические конференции);

3)      эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары);

4)      эвристико-продуктивные (конкурсы «Лучшее профессиональное портфолио», «Лучшая методическая разработка»);

5)      продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, участие в работе творческих групп).

В целях систематизации работы методической службы мною была разработана модель профессионального развития педагога (табл.1).

Таблица 1

Модель профессионального развития педагога

Педагогическая техника (базовый уровень)

Подход к процессу обучения

Знаниевый компонент

Деятельностный компонент

Знаниевый подход — обеспечение необходимого объема знаний;

совершенствование структуры образования,

формирование знаний, умений, навыков.

Субъект-объектные взаимоотношения педагога и ребенка. Педагог — ведущий, ребенок — ведомый.

 

Пассивное обучение

Ребенок воспринимает материал и затем его воспроизводит в том же виде.

Ошибки и неудачи ребенка наказываются.

 

Педагог является главным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а дети выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных указаниям педагога.

Нормативные документы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года;

Федеральная целевая программа развития образования;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

Концепция дополнительного образования детей в РФ.

СанПиН дополнительного образования;

Федеральные требования к составлению образовательных программ.

Знание традиционных методов и форм обучения.

 

Знание требований к составлению конспекта занятия;

Знание требований к самоанализу занятия и т. д.

Образовательная программа типовая или модифицированная

Проводит занятия в традиционной форме

Методы:

Объяснительно-иллюстративные методы обучения — рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций и т. п. Формируются «знания-знакомства».

В основном репродуктивные методы. Ребенок воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д.; формируются «знания-копии».

Проводит рефлексию занятия.

Проводит диагностику психических функций ребенка.

Осуществляет анализ учебно-воспитательной деятельности

Педагогическое мастерство (повышенный уровень)

Подход к процессу обучения

Знаниевый компонент

Деятельностный компонент

Деятельностный подход — педагог создаёт основу для самостоятельного усвоения детьми новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Субъект-субъектные отношения — ребенок учится: ставить цели, пользоваться источниками информации, оформлять выводы, находить эффективные способы решения, взаимодействовать, объяснять явления, их причины, взаимосвязь; ориентироваться в проблемах современности (экологических, политических, национальных и т. д.)

Интерактивное обучение ребенок — полноправный участник учебного процесса, его опыт служит источником познания. Педагог не даёт готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Активность педагога уступает место активности детей, задача педагога — создание условий для их инициативы.

Ошибки и неудачи воспринимаются как ступени развития

Современные концепции образования.

Современные подходы к обучению:

Личностно-ориентированный — концентрация внимания педагога на личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, чувства ответственности, но и духовности.

Аксиологический подход как система гуманистических принципов.

Принцип культуросообразности (воспитание на основе общечеловеческих ценностей с учетом ценностей и норм национальной культуры, региональных традиций). Принцип природосообразности (образование основывается на научном понимании природных и социальных процессов) и антропоцентризм (признание высшей ценностью человека предполагает отношение к личности как субъекту развития.

Инновационные технологии обучения — проблемное обучение, игровые технологии

 

Образовательная программа экспериментальная

Инновационные технологии

Проведение занятий в интерактивной форме.

Технологии проблемного обучения. Создание проблемных ситуаций и организация самостоятельной деятельности детей, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками.

Технологии разноуровневого обучения.

Сильные дети утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные технологии обучения.    

Развиваются индивидуальные творческие способности, происходит социальное самоопределение.

Педагогическое творчество (высокий уровень)

Подход к процессу обучения

Знаниевый компонент

Деятельностный компонент

Компетентностный подход. Фундаментальные цели образования (по документам ЮНЕСКО):

—научить самим получать знания;

—научить работать и зарабатывать (учение для труда);

—научить жить (учение для бытия);

—научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Субъект-субъектные отношения.

Ошибки и неудачи воспринимаются как неотъемлемый элемент становления («Чтобы быстро добиться успеха, нужно удвоить количество неудач»)

Антропологический подход — принятие целостности ребенка в процессе образования, его активности в учении, ориентации на развитие качеств и способностей человека как субъекта культуры. Построение системы деятельности ОУ на основе задач развития ребенка. Акмеологический подход — создание условий для полной реализации способностей индивида, его личностных и субъектно-деятельностных характеристик.

Основы исследовательской деятельности.

Сущность и этапы исследовательской деятельности. Критерии оценивания исследовательской работы.

Образовательная программа экспериментальная, с элементами авторства.

Владение инновационными технологиями.

Исследовательские технологии. Обучение детей научному поиску: определение объекта и предмета изучения, постановка гипотезы, цели и задач исследования. Обучение планированию научной работы

Метод кейс-стади.

Обучение действием. Усвоение знаний и формирование умений через активную деятельность детей по разрешению проблем, творческое овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей.

 

Надо сказать, что большинство педагогов Центра находятся на базовом уровне. Мониторинг ведется посредством анализа открытых занятий, анкетирования, бесед с педагогами и т. п. В целях повышения профессионального уровня педагогов проводится работа по организации семинаров-практикумов, групповых, индивидуальных консультаций и т. д. в соответствии с разработанной моделью. Думается, что благодаря планомерной и системной работе возможно повышение уровня профессионализма педагогов.

 

Литература:

 

1.                 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета.- 31 дек. 2012 г.

2.                 Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. — 2005. — № 4. — С.19–27.

3.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393. — М., 2002.

4.                 Концепция развития дополнительного образования детей // Российская газета. — 8 сент. 2014 г.

5.                 Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002. — 576 с.

6.                 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle