Библиографическое описание:

Козлова С. В. Применение кейс-технологии на уроках биологии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 301-302.

Введение в образовательный процесс Федеральных образовательных стандартов требует необходимости поиска новых форм и методов обучения.

Новые стандарты предусматривают значительное увеличение нормативов времени на самостоятельную работу обучающихся (15 %), в том числе и по биологии. Весьма актуально использование кейс-технологии. Применение кейс-технологии на уроках биологии позволяет создавать ситуации, порождающие новые знания, формирует у учащихся коллективные навыки сотрудничества товарищеской взаимопомощи. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс (от англ. сase — случай, обстоятельство) — совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность — описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

-        индивидуальная самостоятельная работы студентов с материалами кейса

-        работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

-        презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метод, их подготовки и проведения.

Рассмотрим кейс-технологии, активизирующие учебный процесс, которые можно использовать на уроках биологии:

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Например, по теме «Витамины» можно рассмотреть такой случай: Работая тюремным врачом на острове Ява, Н. И. Лунин обратил внимание, на то, что среди заключенных практически не встречалась болезнь бери-бери, которая была широко распространена в этом регионе. В чем загадка?

Вопросы:

Какую зависимость проследил Н. И. Лунин?

Что нужно сделать, чтобы понять, в чем загадка заключенных острова Ява?

Какие документы могут в этом помочь?

Приведите и обоснуйте варианты правильных ответов.

Документы: перечень продуктов питания жителей острова Явы, перечень продуктов питания заключенных, подробный анализ всех продуктов, Перечень витаминов их свойств и продуктов их содержащих.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Как выясняют причины экологической катастрофы» ученики анализируют отрывок из книги Наумова А. Д.

«В мае1990 г. средства массовой информации оповестили об экологической катастрофе, разразившейся на Белом море: на побережье Летнего берега Двинского залива (примерно в 60 км от устья Северной Двины, выше по течению которой располагается Архангельск) в огромном количестве были обнаружены выброшенные на берег морские звезды. Среди них попадались также погибшие крабы, моллюски и даже тюлени, но их число не превышало те значения, которые обычны для беломорского побережья. Гибель морских звезд могла быть вызвана причинами как естественного, так и антропогенного характера». (Наумов А. Д. Вечно живое Белое море /А. Д. Наумов, В. В. Федяков. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, 1993)

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшую ситуацию?

Перечислите возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии друг с другом.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время среди студентов все популярнее становятся мультимедийные предоставления результатов работы. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на занятии, так и заранее (в виде домашнего задания). Преподаватель может использовать как готовые кейсы, так и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

Новые информационные технологии, широко используемые во всех сферах жизни современного человека несут в себе огромный образовательный потенциал. Целенаправленная организация работы с видеоматериалом на уроках биологии позволяет значительно повышать учебную мотивацию у студентов техникума.

Используя одну лишь картинку, можно составить несколько задач по генетике или предложить свою задачу в картинках.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

Литература:

 

1.                  Даутова О. Б., Современные педагогические технологии в профильном для учителей /О. Б. Даутова, О. Н. Крылова; подред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: КАРО, 2006. — 176с.

2.                  Устинова Т. Б., Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный ресурс // http://festival.1september.ru/articles/512028/)

3.                  http://www.uchportal.ru/publ/15–1-0–507

4.                  http://mognovse.ru/ryh-ispolezovanie-kejs-tehnologij-na-urokah-berejlivogo-proizv.html

5.                  http://festival.1september.ru/articles/586552/

6.                  http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye_podkhody_i_tekhnologii/5_nauchno_issledovatelskaja_racionali_zatorsko_izobretatelskaja_i_proektnaja_dejatelnost_studentov/ispolzovanie_kejs_tekhnologij_na_urokakh_ehkonomiki_kak_sredstvo_razvitija_uchebnykh_i_socialnykh_kompetentnostej/33–1-0–253

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle