Библиографическое описание:

Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 15-19.

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций, перспективы нравственного воспитания в современной школе.

Ключевые слова: воспитание, нравственное воспитание, подростки, современная школа, традиции, перспективы.

 

In article examines the problem moral education adolescents of conditions modern school of position traditions, perspectives moral education of modern school.

Keywords:Education, moral education, adolescents, modern school, traditions, perspectives.

 

Воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Как считает И.П. Подласый, «воспитание готовит подрастающие поколения к жизни в обществе, прививает навыки поведения в определенных условиях, приспосабливает к изменяющемуся миру». [9, с. 39].

В контексте нашей статьи отметим, что понятие «воспитание» в педагогической литературе рассматривается и в узком, и в широком смысле. По мнению ученых, « под воспитанием в широком социальном смысле слова понимается воздействие на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей: учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и вне учебной специально проводимой воспитательной работы». [8, с.17 ].

В узком педагогическом смысле под воспитанием имеют в виду «специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс». [9, с. 56].

В широком педагогическом смысле воспитанием считается «направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни». [9,с. 55].

В качестве рабочего определения мы выбрали понятие «воспитание», данное в Российской педагогической энциклопедии: «воспитание — социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». [5 , с. 17].

Воспитание, по разным основаниям, классифицируется на виды, среди которых ведущая роль, на наш взгляд, принадлежит нравственному воспитанию, так как «назначение воспитания состоит в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного — homo etos» [9, с.39]. Предметом нашего исследования является нравственное воспитание как важнейшая сторона формирования и развития личности подростка. В современных условиях русское образование является той сферой жизни общества, где передается социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак — нравственное воспитание.

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести. Нельзя не согласиться с В.М. Полонским, который считает, что оперирование понятиями является необходимым условием для изучения и построения теоретических моделей, осмысления процессов воспитания и обучения в динамике и перспективе, позволяет более ясно обозначить предмет исследования и построить последовательную концепцию о нем. Разработка терминологических вопросов педагогики особо актуальна в период реформирования системы образования. [13].

Таким образом, нравственное воспитание выступает ключевым звеном процесса формирования личности, способствующим полноценному ее раскрытию, при котором школьник адекватно осознает обязанности перед обществом. Нравственное воспитание выполняет в становлении человека функции: ценностно-смысловую, направленную на присвоение ценностей различного уровня; нормативно ориентирующую, которая позволяет передать человеку социокультурный опыт через принятие общественного мнения, норм, традиций, ритуалов; деятельностно-коммуникативную, благодаря осуществлению которой человек реализует нравственные ценности и моральные нормы во взаимодействии с другими людьми, становится не только их носителем, но и выразителем; формально-поведенческую, предполагающую усвоение культуросообразных форм поведения.

Обобщая определения понятия «нравственное воспитание», остановимся на определении, данном в педагогическом терминологическом словаре, «нравственное воспитание — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения». [7, с.153] .

По мнению исследователей, необходимо «выстраивать современный воспитательный процесс как целостный нравственно — созидающий дискурс, последовательно обеспечиваемый управляемым всеединством деятельности государства и общества. Ведущим критерием в его инвариантном назначении становится деятельность субъектов в контексте осмысления сущности и выбора мотивации нравственно, социально — педагогически и созидательно обусловленных, объективно оправданных действий». [11, с.28].

Анализ теоретических исследований позволяет сделать вывод о том, что школьная практика периода ХХ — начала ХХI в. представлена двумя направлениями внедрения теории и методологии воспитания учащихся, одним из которых является «государственная система школьного воспитания, которая основывалась на институциональном подходе, содержательная логика которого исторически определялась двумя парадигмами. Первая — воспитание юного строителя социализма и коммунизма (советский период истории России), вторая — духовно — нравственное воспитание и развитие личности гражданина России (постсоветский период истории России) ». [11, с. 83 — 84].

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона понятий нравственного воспитания обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.

В контексте вопросов нравственного воспитания, особое место занимает проблема ценностей. Ведущие российские ученые М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская рассматривают общечеловеческие ценности как основу идеалов воспитания. И.П. Подласый считает главной целью средней общеобразовательной школы в современных условиях — «способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей». [10 ,с.92].

Исследуя современные проблемы образования и воспитания, А.Н. Джуринский отмечал, что всплеск интереса к образованию означает, что в обществе возрождается понимание того, что в России сохранилась традиция высокой духовности. В 1990-х годах была обновлена официальная стратегия воспитания. Перед школой поставлена цель: содействовать духовному обновлению общества. Сформулирована необходимость посредством воспитания изменять деформированную при тоталитарном режиме психологию нации, формировать у нее ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. [12].

В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «традиция» дано в двух значениях: во-первых, это «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)» [6, с. 766 ]; во-вторых, это «обычай, установившийся порядок в поведении, в быту» [ 6, с. 766 ]

Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Система ценностей, традиции складывались на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. [2].

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, как показывают результаты исследований (Т. И. Власова, А. В. Мудрик, И, А. Соловцева и др.), системно- нравственным кризисом, который проявляется в первую очередь в «размывании» традиционных ценностей, таких, как родина, долг, семья, труд, знания, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Противостоять негативным социокультурным влияниям может система воспитания, актуализирующая нравственные традиции, связанные с историей и менталитетом Российского общества. Исследователи (М. Мид, А, В. Мудрик, M.B. Савин и др.) отмечают высокую эффективность нравственного воспитания, основывающегося на традициях отечественной педагогики.

Принимая во внимание современные исследования Л.И.Беляевой, С.И.Варюхиной, А.М.Виноградова, О.Л.Жук, В.А.Караковского, С.В.Петерина, Р.С.Пионовой, И.И. Рыдановой, Э.К.Суслова и многих других, мы можем утверждать, что традиции в воспитании, в том числе и в нравственном, понимаются как феномен стихийной социализации (традиционный механизм), а не как целенаправленно применяемое воспитательное средство, вследствие чего мы можем сделать вывод о том, что роль традиций в процессе нравственного воспитании, рассмотренная в современной психолого-педагогической литературе, не утратила своей актуальности на современном этапе развития.

Субъектом нашего исследования является подросток, система нравственного воспитания которого является одним из проблемных течений современной системы нравственного воспитания, так как проблема ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в подростковые год. Безусловно, ключевая роль в нравственном воспитании подростков принадлежит школе, которая является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое). В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, этот период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. [3]. Поэтому возникает задача такой целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. «Особая роль в её решении принадлежит нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально — мотивационной сферы личности. Школа предоставляет уникальные возможности для целенаправленного воздействия на личность». [12, с. 55] .

Анализ педагогических исследований и образовательной практики позволяет предположить, что законосообразное использование традиций может значительно повысить эффективность нравственного воспитания подростков в условиях современной школы. [3]. Для этого необходимо преодолеть использование традиций лишь в их «инструментальной» функции как средства трансляции внешних форм, по сути, ритуалов поведения, нежели нравственных норм и заложенных в них ценностей. По мнению М. Мида, А.В. Мудрика, M.B. Савина, традиции как ресурс нравственного воспитания, как источник и механизм приобщения подростков к ценностям и смыслам нравственного бытия могут «выпасть из обоймы» средств нравственного воспитания подростков в условиях современной школы, если не исследовать особенности традиций как средства и механизма включения подростков в систему общественных отношений и в контекст культуры на ценностной основе.

По мнению исследований, «подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений». [4 , с.167]. Чтобы подросток понял объективное значение передаваемых ему норм и требований, необходимо вызвать у него соответствующее эмоциональное отношение и помочь ему реализовать это отношение в практическом опыте. Наибольшие возможности для этого создаются в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, в процессе которой дети начинают не только осознавать, но и переживать необходимость выполнения нравственных норм для достижения успеха всеми участниками. Особое место в жизнедеятельности подростка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей. Оптимизировав опыт исследователей, психологов и педагогов мы выяснили, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. [4]. Поскольку воспитание любого нравственного качества связано с воздействием на потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую сферы личности, то выбор того или иного метода воспитания определяется прежде всего его функциональной ролью и воспитательными задачами. У детей подросткового возраста отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.

Следовательно, цель воспитания — становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции. В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации. Таким образом, есть все основания утверждать, что существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований нравственного воспитания подростков в условиях современной школы на основе традиций как важного механизма их включения в общество и в контекст национальной культуры. [11].

В педагогической науке сложились теоретические предпосылки для исследования нравственного воспитания подростков на основе традиций. При этом наиболее разработанными оказались социологический и психологический аспекты данной проблемы. Первую группу составляют исследования, посвященные различным аспектам проблемы традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство, реализации им своей социальной сущности на основе моральных норм и нравственных ценностей. Сущностные характеристики традиционного механизма включения человека в социокультурное пространство на основе усвоения им моральных норм представлены в трудах М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Г. Хорда, Э. Фромма, Ф. Энгельса, Э. Эриксона и др., а также в работах отечественных исследователей Г. М. Андреевой, С. Ю. Бурениной, Л. C. Выготского, Н.Ф. Голованова, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлана, А.В. Мудрика, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, В.А. Ядова и др. Вторая группа исследований посвящена различным аспектам проблемы нравственного воспитания. Данную проблему в той или иной мере разрабатывали все ученые, занимавшиеся исследованием воспитания. Она рассматривается в религиозной парадигме (A. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, B.C. Соловьев), в традиционной (А.С.Макаренко и другие исследователи советского периода), гуманистической (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков) и гуманитарной (Н.М. Борытко, И, А. Колесникова, И.Е, Щурков) и других парадигмах. Исследования третьей группы дают представление о сущности традиций как воспитательного средства, раскрывая их сущностные характеристики с педагогических позиций (T.Н. Лигачева, М.В. Савин), возможности в воспитании коллектива и личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), в присвоении воспитанником социокультурных норм и ценностей (И.М. Борытко), что позволяет выявить педагогический потенциал традиций в нравственном воспитании подростков в условиях современной школы и разработать соответствующую модель воспитания. [8 ].

Анализируя исследования социологов, психологов, педагогов, мы сделали вывод о том, что проблемы нравственного воспитания в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) с изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) с коренным и очень быстрым изменением социокультурной обстановки в обществе, что востребует, с одной стороны, способность подростков к социокультурному творчеству, в том числе в сфере общественной морали, с другой стороны — устойчивости его нравственной позиции, способности противостоять негативным социокультурным влияниям: 3) с ослаблением системы формального и неформального социального контроля за поведением и деятельностью человека, что востребует от молодых людей способность к самоконтролю, критериями которого выступают нравственные ценности и моральные нормы.

На наш взгляд, в условиях современной школы необходимы перспективные задачи нравственного воспитания, решение которых будет способствовать возврату традиций:

*придать нравственной сфере подростков устойчивость, обеспечивающую его способность транслировать в окружающую социокультурную среду нравственные ценности и моральные нормы в культурно приемлемых формах, осуществлять различные виды деятельности на нравственной основе. [4] Обеспечить такую устойчивость, по нашему мнению, можно, включив подростков в контекст национальной и мировой культуры и используя такой регулятор отношений между ними, как традиции в их ценностно-смысловом измерении. Необходимо найти оптимальный вариант сочетания инноваций и преемственности (традиций), единства учебного и внеучебного процессов.

-        усилить традиционное нравственное содержание в курсах словесности, в том числе путем определения перечня обязательных для изучения на каждой ступени школы литературных произведений, имеющих значение для формирования традиционной нравственной культуры подростков [5].

-        приоритетное значение в методологии исторического образования в условиях современной школы осмысления истории России, исторического процесса в целом на основе традиционной нравственной культуры русского и других народов России [ 5 ].

-        изучение русского языка на всех ступенях школы с формированием высокой культуры общения на русском языке [5].

Таким образом, обобщая проблему нравственного воспитания подростков в условиях современной школы с позиции традиций и перспектив, обратим внимание на тот факт, что проблема нравственного воспитания была актуальна во все времена. Вопрос непреложных истин нравственности занимает умы просвещенных мыслителей и сейчас. Нравственное воспитание должно быть процессом педагогического сопровождения, процессом педагогической помощи; нуждается в квалифицированном руководстве. Для современного общества характерно «размывание» традиционных ценностей, в искажении их содержания и подмене их меркантильными, индивидуалистическими псевдоценностями. Современные подростки отличаются от подростков предыдущих поколений и ориентировать подростков на нравственные ценности — большая проблема.В связи с этим возникла необходимость расширить диапазон возможностей современной школы, в значительной мере совершенствовать педагогический процесс по нравственному воспитанию в условиях современной школы, что поможет достичь ощутимых результатов в нравственном воспитании подрастающего поколения, будет способствовать гармоничному развитию современного подростка путем приобщения к сокровищам духовной культуры русского народа.

 

Литература:

 

1.      Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. 2000. — 937 с.

2.      Даниленко Б. Православная традиция и современные реалии в российской школе XXI века. // Журнал Московской Патриархии. — 2008. — № 3. — С. 44-49.

3.      Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Электронный ресурс] // http://lib.druzya.org/psichlogy/dla-chainikov/.view-kon.

4.      Крутецкий, В. А. Психология: учебник. — М.: Просвещение, 2005. — 352 с.

5.      Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования // Педагогика. № 5, 2013. С. 26

6.      Ожегов С.И. Словарь русского языка . — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 992с.

7.      Педагогический терминологический словарь [Электронная версия]. — Российская национальная библиотека.-- С.-Петербург, 2006. http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/.

8.      Петрова В. И. Азбука нравственного взросления : учебное пособие для студ. пед. специальностей, слушателей ИПК, учителей / Петрова В. И. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

9.      Подласый И.П. Педагогика: учебник. М.: ИД Юрайт , 2010.- 574с.

10.  Филонов Г.Н. Критерии эффективности воспитательного процесса // Педагогика , № 4 , 2014, с. 28.

11.  Ходусов А.Н. Воспитание в ХХ — начале ХХ1в. Педагогика , № 6, 2013., с. 83 — 84.

12.  Чигирь А. А. Нравственное воспитание подростков в современной школе // Студенческая наука как фактор личностного и развития будущего специалиста. — Мн., 2006. — с. 55-56.

13.  Рада А.Н. Социально-философская и психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание». www.superinf.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle