Библиографическое описание:

Сизова Ю. С., Пригожина К. Б. Современное положение и перспективы развития профессионально ориентированного обучения иностранным языкам [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 264-269.

 

В статье рассматривается процесс внедрения электронных образовательных технологий в образовательную среду вуза, на примере языковых программ для бакалавров и магистров дистанционной формы обучения. Авторы анализируют виды электронных образовательных ресурсов, приводят их типологию и выделяют образовательный потенциал каждого из них как средства обучения.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные компетенции, средства электронных образовательных технологий.

The article deals with the ways of implementing new technologies for educational purposes with BA and MA university students who take distant learning programmes. Variety of educational technologies and resources for foreign language study are analysed and classified in order to reveal their educational potential and perspectives.

Key words: electronic educational technologies, communicative competences, electronic educational resources.

 

В настоящее время в связи с возросшей потребностью в иноязычной коммуникации, владение иностранным языком как инструментом профессионального общения является непременным критерием оценки готовности будущего бакалавра и магистра к профессиональной деятельности. Как следствие, формирование иноязычной коммуникативной компетенции выпускника вуза на каждой ступени является актуальной задачей высшей школы.

Одним из важных вопросов концепции модернизации российского образования является коммуникативное обучение иностранному языку. Государственные образовательные стандарты системы профессионального образования включают в качестве обязательной дисциплину «Иностранный язык», целью которой является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущего специалиста. Приобретение студентами этой компетенции позволит им стать участниками профессионального общения на иностранном языке, реализовать свои профессиональные потребности и личные деловые контакты, предоставит возможность профессионального самообразования и совершенствования. В настоящее время перед высшей школой стоит задача не только модернизировать содержание учебных курсов, но и ввести новые технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов. Развитие информационных технологий открыло новые перспективы для преподавания иностранных языков. Применение этих технологий повышает мотивацию и познавательную активность студентов, интерес к предмету, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, устраняет психологический барьер при использовании иностранного языка как средства общения.

Переход к информационному обществу привел к модернизации системы образования, что нашло отражение в следующих государственных документах и программах: «Национальная доктрина образования до 2025 г»., «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 гг»., «Развитие образования на 2013–2020 г»., «Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг».. Одной из задач последней является обеспечение доступности качественного образования, что возможно лишь благодаря модернизации образовательных учреждений как инструментов социального развития и созданию современной системы непрерывного образования.

Современный компетентностно-ориентированный подход в образовании предполагает большую автономность обучающихся в изучении языка, что предполагает внедрение электронных образовательных технологий в процесс обучения в каждом образовательном учреждении России. Стремительно растущие объемы информации, а также пути ее передачи, получения и использования делают электронные средства обучения незаменимой составляющей учебного процесса. Этот факт обусловлен также особенностями восприятия информации, характерными для современных студентов, что обусловлено рядом причин [2, с. 4]. В статье рассматриваются следующие основные электронные образовательные ресурсы (Рис. 1).

Рис. 1. Электронные образовательные ресурсы. Типология

 

Прорыв в развитии информационно-коммуникационных технологий, создание глобального информационного пространства в свете модернизации системы высшего образования обусловили внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в высшей школе и, как следствие, возрастающую роль дистанционного обучения. Оно позволяет преподавателю и студентам взаимодействовать на расстоянии, задействуя при этом присущие учебному процессу компоненты — цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Дистанционное обучение реализуется средствами электронных образовательных технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов [1].

Понятие «дистанционное обучение» все чаще ассоциируется с феноменом «непрерывное образование», под которым понимается особая форма заочного обучения. К данной форме обучения можно также отнести занятия, проводимые с использованием таких электронных образовательных технологий как интернет-ресурсы и аудиовизуальные средства. Особенно широкие возможности оно создает для представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности. В этом случае Интернет открывает двери вузов для получения дополнительного образования через применение информационно-коммуникационных технологий, стирая грань между очной, заочной и дистанционной формами обучения и профессиональной подготовки, что и является отличительной чертой системы открытого образования [1]. При методически грамотном введении в образовательный процесс, интернет-технологии могут помочь преподавателю организовать самостоятельную работу студентов, развить у них учебные умения, способность к автономной деятельности, что выводит процесс усвоения изучаемого материала на качественно новый уровень, активизирует умения по его практическому применению в профессиональной деятельности и способствует повышению эффективности высшего образования в целом.

Остановимся на разновидностях профессионально-ориентированного обучения в свете интеграции новых информационных технологий в образовательный процесс. В настоящее время можно найти множество определений таким терминам, как «электронное обучение», «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии». Кратко рассмотрим основное содержание и отличительные признаки данных понятий.

Электронное обучение (е-learning) представляет собой учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства передачи информации: компакт-диски, корпоративные сети, Internet. Также необходимо отметить такие средства электронного обучения и взаимодействия, как электронная почта, чат, форум, блог, «живой журнал», YouTube, Twitter, Skype, WhatsApp Viber и др.

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельно работать по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [5]. Преимуществом ДО является возможность получения основного или дополнительного образования параллельно с выполнением основной профессиональной деятельности, таким образом, создаваемая система дистанционного образования (СДО) направлена на расширение образовательной среды и образовательных возможностей в России [3, с.16].

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ), которые подразумевают обязательное применение современных информационных, телекоммуникационных и педагогических технологий для оптимизации опосредованного взаимодействия обучающегося и преподавателя, являются средством ДО, обеспечивая реализацию принципа доступности в высшем образовании. Единственным ограничением может стать невозможность освоения конкретной профессии дистанционно. Перечень специальностей, по которым обучение осуществляется только в очной форме, размещен на сайте Министерства образования РФ [4].

Сегодня уделяется внимание проблемам данной области образования и на правительственном уровне. Так, Министерством образования и науки Российской Федерации была создана Межведомственная рабочая группа по развитию электронного обучения при реализации образовательных программ в образовательных организациях во исполнение протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 ноября 2012 г. № ОГ-П8–119пр. Министерство образования и науки России был утвержден комплексный план межведомственных мероприятий по развитию электронного обучения и ДОТ при реализации образовательных программ в образовательных организациях на период 2013–2015 годов. Согласно этим документам, внедрение в образовательный процесс системы высшего профессионального образования новых технологий осуществления ДО подразумевает выполнение ряда условий:

1)вводится новое понятие электронного обучения, указываются особенности электронной информационно-образовательной среды в случае применения электронного обучения и ДОТ;

2)целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий определяется не только доступность образования, но и повышение его качества;

3)вводится понятие «территориальные центры доступа»;

4)расширяются возможности применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Одним из важных и перспективных направлений использования электронного и дистанционного обучения в вузе является обучение иностранному языку. Можно выделить следующие причины:

–           дистанционное обучение представляет собой оптимальную форму обучения для некоторых категорий граждан (физические ограничения, материальное положение, занятость на рабочем месте и т. п.), а владение иностранным языком на определенном уровне является требованием к выпускнику вуза;

–           многообразие форм и методов электронного обучения позволяет организовать процесс изучения иностранного языка в соответствии с индивидуальными особенностями студентов, а также с учетом тематической специфики программы курса;

–    электронные образовательные технологии в настоящее время находится в тесной взаимосвязи с окружающей действительностью, так как каждый человек в повседневной деятельности обращается к различным электронным устройствам, осуществляет с их помощью коммуникацию, что позволяет применять полученные знания на практике;

–    очевидность персональной ответственности за организацию процесса обучения и его результат создает условия, ведущие к повышению эффективности освоения иностранного языка.

Целью обучения иностранному языку является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащегося. Согласно документу Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» («Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment»), вышеуказанная компетенция включает следующие компоненты:

–           лингвистический (знания базовой фонетики, лексики, грамматики и применение их на практике),

–           социолингвистический (социокультурные условия использования языка),

–           прагматический (использование языковых средств в определенных функциональных целях в соответствии со схемами взаимодействия).

Немаловажную роль в этом играют средства ДО, которые предоставляют широкие возможности для саморазвития и раскрытия творческого потенциала личности учащегося. Гибкость, индивидуализация, интерактивность, мультимедийность процесса обучения с помощью новых информационных технологий позволяют сочетать индивидуальные и групповые задания, открывают широкий доступ к образовательным услугам, делая процесс обучения открытым и доступным.

Стремительно развиваются мобильные технологии (M-learning), проникающие во все сферы нашей жизни. С развитием и изобретением новых мобильных технических устройств её роль в приобретении знаний будет только возрастать. Мобильное обучение является развитием и продолжением электронного обучения, оно добровольно, нетрадиционно, персонифицировано и повсеместно. Мобильные устройства не заменяют существующие методы обучения, а предоставляют новую среду, возможности для обучения; они стали важным образовательным инструментом для изучения иностранного языка.

Перспективным также является интерактивное взаимодействие с обучающимися посредством Skype (синхронная конференц-связь). Это бесплатное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами.

Обучение иностранному языку в основном осуществляться с помощью следующих основных дистанционных образовательных технологий (ДОТ):

1.                  Вебинары (синхронная конференц-связь)

2.                 Дистанционные курсы (асинхронная конференц-связь)

Вебинар — технология обучения через проведение видеоконференций, позволяющих слушателям принимать активное участие в процессе обучения посредством вопросов, высказываний, общения со всеми участниками.

Дистанционные курсы — учебные курсы, оформленных в виде электронного учебника и доступных всем обучающимся в определенной системе электронного обучения и имеющих большой диапазон средств (презентаций, интерактивных тренажеров, тестов, ролевых упражнений).

За последние несколько лет большой популярностью стали пользоваться вебинары, которые представляют собой мероприятия, проходящие в режиме онлайн, зачастую похожие на обычные семинары, которые включают в себя последовательные доклады, презентации, ответы на вопросы, при этом все происходит в режиме реального времени через Интернет [2, с.17]. Существенными достоинствами вебинаров являются минимальные затраты на их подготовку, низкая себестоимость, привлечение большого количества слушателей, экономия времени [4].

Для освоения навыков работы с программами, необходимыми для проведения вебинаров в интернет-пространстве, существуют видеоуроки, специальные пособия, опубликовано немало статей и книг. Одним из ценных ресурсов является портал «Вебинармаркет» (http://www.webinarmarket.ru/), который выпускает собственный журнал «Вебина-рингРго» и проводит школу ведущих вебинаров [2, с.17].

В процессе вебинара как вида занятия преподаватель и каждый студент обеспечены индивидуальным оборудованием (персональным компьютером, микрофоном и видеокамерой), используется необходимый дидактический материал (презентации, видеоматериалы, таблицы, схемы и т. д.), для осуществления контроля применяются опрос, чат и др.

Использование аудиовизуальных материалов обеспечивает высокий уровень запоминания и разнообразие видов деятельности, а также позволяет в полной мере смоделировать среду, имитирующую иноязычную реальность, и активизировать процесс изучения иностранного языка, сделать его полноценным и высокоэффективным. С другой стороны, благодаря применению высокотехнологичной аппаратуры каждый слушатель имеет возможность общаться с преподавателем онлайн, задавать ему вопросы. При этом преодолению языкового барьера будут способствовать дифференцированный подход и ориентация на индивидуальное обучение.

Работа с помощью Skype дает возможность преподавателю подбирать вебсайты по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Одежда» можно открыть вебсайт настоящего онлайн магазина и обсудить, какая одежда и почему больше нравится студенту.

В последние годы проведено немало исследований, касающихся применения ИКТ в дистанционном обучении иностранному языку (Е. С. Полат, В. П. Бакалов, Б. И. Крук, О. Б. Журавлева и др.).

Безусловно, обучение в режиме онлайн в основном направлено на развитие умений устного иноязычного общения, но преподавателю не следует забывать о формировании умений в таких видах деятельности как чтение и письмо, а также аудирование звучащих текстов, не только речи педагога. С целью развития умений аудирования мы подбираем и отправляем учащимся различные аудиоматериалы, ссылки на YouTube.

При отборе аудиотекстов и разработке заданий к ним необходимо учитывать следующие факторы:

1)выбор учебных материалов должен иметь коммуникативную целесообразность, являться основой для моделирования учебной ситуации и составления контрольных заданий для оценки умений слушать и понимать аудиотекст на иностранном языке;

2)необходимо учитывать степень реальной коммуникативной ориентированности при разработке заданий для моделирования ситуации опосредованного общения;

3)большое значение имеет воспитательная и образовательная ценность предлагаемых материалов. Тексты, предлагаемые для аудирования, должны обладать коммуникативной ценностью, соответствовать уровню языковой подготовки обучаемых, их возрастным особенностям и образовательным интересам, быть профессионально-ориентированными и носить воспитательный характер.

Важным этапом процесса обучения является формирование автоматизмов как при развитии языковых навыков, так и в совершенствовании речевых умений. Немаловажную роль в этом необходимо отводить домашним заданиям. При использовании электронных образовательных технологий домашние задания выполняются письменно и присылаются по e-mail или Skype. При этом электронные образовательные технологии способствуют решению проблемы, так называемой, «отсроченной проверки», когда между получением преподавателем задания от студента, проверкой и возвращением проверенного задания с комментариями проходит слишком большой промежуток времени.

Выполнение всех программ и учебных заданий ДОТ условно можно разделить на две группы, а именно:

1.         Непосредственно с участием преподавателя, который в основном контролирует, оценивает, и комментирует процесс обучения (базовый курс иностранного языка, специальные модули в профессиональной сфере, устная речь);

2.         Опосредованно, без участия преподавателя (грамматика, пополнение словарного запаса, восприятие речи на слух, овладение письменной речью, используя материалы в аудио- и видеоформате, задания-монологи, песни, стихи, промежуточные тесты и т. п.), при этом целесообразность выбора программы зависит от исходного уровня владения языком.

В образовательный процесс интегрируется нано-обучение (N-learning). Оно ориентировано на изучение узкой тематики краткосрочного характера. Обучающий материал также расположен на малых электронных носителях, к которым можно обеспечить доступ в любое время и повторять этот материал до тех пор, пока он не будет усвоен полностью.

Использование электронных образовательных технологий в учебных целях способствует повышению интереса и к самой предметной области, и к вычислительной технике. По-мнению Карташовой В. Н., «у будущего специалиста срабатывают мотивационные факторы: любознательность, любопытство, стремление к управлению, фантазия, поиск — обучающийся добровольно тратит больше времени на решение задач, порождается стремление к непрерывному образованию» [2, с. 13].

Безусловно, у дистанционного обучения иностранному языку есть много плюсов, но есть и минусы. Пожалуй, самый главный минус — это не всегда стабильная связь. При ухудшении качества связи проведение занятия становится невозможным. В таком случае, вероятно, придется перенести его на другое время и дату. Можно попробовать оптимизировать качество связи, например, убедившись, что у преподавателя и студента установлена одна и та же версия Skype и модем подключен к компьютеру через проводную систему, а не через Wi-Fi.

Современные тенденции развития электронных образовательных технологий обозначили переход от e-технологий (e-learning) к smart-технологиям (от англ. self-monitoring, analysis and reporting technology — технология самоконтроля, анализа и отчётности) — «умная» или белая доска, электронная книга и электронный учебник, и т. д. Внедрение в образовательный процесс такого электронного образовательного ресурса как smart-технологии позволит преподавателю:

1)пользоваться существующим образовательным контентом, дорабатывать и комбинировать его в соответствие с целями и задачами курса, а также индивидуальными особенностями студентов;

2)общаться в интернет-сообществах с коллегами, обмениваться образовательным контентом, идеями, опытом; объединять и комбинировать образовательные программы внутри университета или между университетами;

3)эффективно разрабатывать индивидуальный образовательный контент и внедрять на практике индивидуальный подход к студенту в соответствии с теми компетенциями, которые он развивает.

Электронные образовательные технологии позволяют развить комплекс компетенций, таких как, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, межкультурные и компетенции личностного самосовершенствования.

Новые технологии требуют от преподавателя владения диапазоном умений, которые считаются привычной нормой в современном бизнесе, но приобретают новое содержание и значение в образовании. Это технические навыки: уровень компьютерной грамотности, дающий уверенность, что доступная технология используется адекватно. Возрастает значение организационных навыков преподавателя, так как необходимы новые педагогические и организационные модели, распространение и усовершенствование успешных практик. Преподаватель, использующий электронные образовательные технологии в практике преподавания иностранного языка должен иметь следующие компетенции:

1)Готовность к использованию современных информационных технологий при проектировании учебного процесса для обеспечения своей профессиональной деятельности;

2)Уметь квалифицированно оценивать качество и отбирать информационные электронные образовательные ресурсы в соответствии с дидактическими целями учебного процесса для обеспечения индивидуализации и интенсификации обучения;

3)Владеть современными методами отбора, структурирования и представления учебной информации для использования ее в учебной деятельности;

4)Способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для конструирования и разработки индивидуальных информационных электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, дистанционное обучение иностранному языку — это форма самостоятельного обучения, где ведущим средством являются информационные и электронные образовательные технологии. Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ: оно позволяет, во-первых, снизить затраты на проведение обучения (аренду помещений, поездки к месту учебы учащихся и работы — преподавателей); во-вторых, обучать большое количество обучаемых; в-третьих, повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д. Выделяя основные режимы дистанционного обучения — онлайн и оффлайн, исследователи отмечают, что обучение через Интернет обладает гибкостью — студенты могут получать образование в удобное им время и в удобном месте.

Электронное обучение, дистанционное образование, а также дистанционные образовательные технологии позволяют реализовать возможность разработки пилотных проектов. К сожалению, на сегодняшний день существует нехватка учебно-методического обеспечения для дистанционного обучения иностранному языку, в том числе методических рекомендаций по применению новейших технологий, что открывает новые возможности для преподавателей иностранных языков в области разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов и программ в систему высшего профессионального и дистанционного образования.

 

Литература:

 

1.         Е-Софт Девелопмент URL: http://www.web- learn. ru/index. php?option =com_content&view=article&id=12&Itemid=l 7

2.         Карпушкина Г. И., Лясина И. Ю. Особенности восприятия информации современными российскими студентами // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2014" — 2014. — С. 4.

3.         Карташова В. Н. Компьютерный лингвотренажер как средство самообразования студентов вуза // Актуальные проблемы лингвистического образования: сб. мат-лов V-й междунар. науч. конф. Самара, 12 ноября 2009 г. Самара: Изд-во Самарской гуманитарной академии. — 2009. — С. 12–18.

4.         Министерство образования и науки Российской Федерации, URL:Шр://минобрнауки.рф/

5.         Педагогика и психология, URL: http://www.pedagogics-book.ru/

 

References:

 

1.         E-Soft Development, URL: http://www.web- learn. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=l 7

2.         Karpushkina G. I., Ljasina I. Y. Peculiaritiies of information perception by modern Russian students // The 5-th International Scientific Students E-conference «Students Scientific Forum 2014», 2014, p.4

3.         Kartoshova V. N. Computer liguo-simulator as the means of students’ self-education in higher educational establishment //Contemporary issues of linguistic education: The 5-th International Conference Information Package, Samara, Samara Humanities Academic Press. — 2009. — pp. 12–18

4.         Ministry of Education and Science of Russian Federation, URL://minobrnauki.rf

5.         Pedagogy and Psychology, URL: http://www.pedagogics-book.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle