Библиографическое описание:

Синицына О. А., Савина Е. А., Безменова Р. И. Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 207-209.

 

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются рекомендации по проведению коррекционной работы у детей младшего школьного возраста с недоразвитием познавательной деятельности.

Ключевые слова: недоразвитие познавательной деятельности, младшие школьники, нарушение интеллекта, наглядно-образное мышление.

 

Проблеме воспитания и обучения младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития мышления остаются недостаточно разработанными. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. В связи с этим становится все более актуальным проведение коррекционно-развивающей работы в школе [7].

В настоящее время психолого-педагогическая наука указывает на то, что умственная отсталость является одним из самых распространенных тяжелых дефектов развития, учитывая все функциональные отклонения в состоянии здоровья человека [4]. Под умственной отсталостью рассматривается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, которое вызвано органическим повреждением коры головного мозга [3]. Чем раньше будут начаты коррекционные воздействия, тем ранее будет получен желаемый эффект.

Как правило, выделяются 3 основные задачи проведения коррекционно-развивающей работы [1]:

1.      Развивающая, предполагающая оптимизацию, стимулирование и обогащение содержания развития.

2.      Профилактическая, направленная на предупреждение отклонений и трудностей в развитии.

3.      Коррекционная, включающая в себя исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.

В данном случае становится актуальным проведение с детьми младшего школьного возраста коррекционной работы, так как изменения в психике младшего школьника, приобретение новых представлений и знаний об окружающем мире способствует развитию теоретического мышления учащихся.

Как показывают исследования Н. Л. Белопольской, Н. Н. Ивановой, В. Г. Петровой, И. М. Соловьева, Н. М. Стадненко и других исследователей, у детей с недоразвитием познавательной деятельности недостаточно сформированы операции мышления. В зависимости от формы мыслительной деятельности, авторы выделяют наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Для определения уровня развития указанных видов мышления у учащихся младших классов с недоразвитием познавательной деятельности проводится констатирующая диагностика. В частности, при исследовании специфики наглядно-образного мышления данной группы детей в настоящее время используются такие методики, как:

— «Исключение предметов» (Л. С. Рубинштейн). Ребенку показывают изображения четырех знакомых ему предметов, которые он может легко опознать. Из них только три можно объединить в одну общую категорию, четвертый же является лишним, его надо исключить. Как отмечала доктор психологических наук Н. Л. Белопольская, 7–8-летние дети с нормальным развитием справляются с заданиями всех групп сложности [2]. Иногда у них имеют место небольшие затруднения в речевых обобщениях и объяснении решений. Трудности же проявляются только в заданиях с двумя решениями. Дети с нормальным развитием 9 лет и старше должны справляться с заданиями всех видов. У них могут возникать лишь затруднения, связанные с ограниченным словарным запасом и, как следствие этого, с неумением четко формулировать смысл решения одной фразой;

-        «Классификация понятий» (Гольштейн-Выготский-Зейгарник) [5]. Здесь выявляется уровень развития обобщающего мышления ребенка, его умение выявлять существенные признаки предметов, устанавливать родовидовые отношения между ними, а не только использовать конкретно-ситуативные связи между предметами или наглядные признаки их сходства;

-        «Последовательность событий» (тест Векслера, задание 8) [6]. В данной методике оценивается логичность версии, скорость выполнения задания и правильность. Данные исследования по перечисленным методикам приводятся в сводной таблице, где указываются баллы и уровни по каждой методике отдельно и выводится общий уровень по трем методикам.

Например, в современных исследованиях указано следующее распределение уровня мышления по данным методикам: показатели высокого уровня ни у кого не выделены (0 %); среднего — у 4 детей (40 %); низкого — у 6 детей (60 %) [6]. Показатели развития наглядно-образного мышления были выделены по трем уровням, рассмотрим их подробнее.

1.      Низкий уровень: испытуемые не способны выделить основные признаки предметов, не учитывают их иерархию; не используют существенные связи между понятиями; родовое понятие для обозначения объединяемых в группу предметов и «лишнего» предмета называют лишь с помощью взрослого; не могут определить последовательность изображенных на картинках событий даже с помощью взрослого; не понимают смысл изображения, имеют ограниченный словарный запас и объем конкретных знаний, вследствие этого, с большими затруднениями объясняют происходящее на рисунках. Даже с помощью наводящих вопросов взрослого, с большим трудом школьники составляют рассказ по показанным картинкам.

2.      Средний уровень: испытуемые не всегда способны назвать существенные признаки предметов, а также самостоятельно и правильно выделить «лишний» предмет; не всегда способны логически обосновать свои действия; практически самостоятельно (лишь с незначительной помощью взрослого) находят последовательность изображенных на картинках событий и составляют по ним рассказ; связная грамматически, но при этом зачастую излишне детализированная либо, наоборот, слишком лаконичная устная речь; маленький словарный запас.

3.      При высоком уровне наглядно-образного мышления испытуемые правильно и самостоятельно называют родовые понятия объединяемых в одну группу предметов и «лишнего» предмета, без посторонней помощи находят правильную последовательность изображенных событий, не допускают ошибок при выполнении задания, определяют последовательность картинок, могут составлять логичный рассказ. Испытуемые владеют развернутой, грамматически связной речью, имеют богатый словарный запас.

Проанализированные исследования позволяют сделать вывод, что в мышлении учащегося младших классов с недоразвитием познавательной деятельности обнаруживается бессистемность, неупорядоченность, самостоятельно выполняемого анализа, а также присутствует хаотичное называние того, что бросается в глаза, при этом не выделяется главное, существенное. Материал испытуемые воспроизводят упрощенно, опуская многие, зачастую наиболее существенные его части, меняют последовательность смысловых элементов текста, испытывают затруднения в установлении необходимых взаимосвязей между ними, обобщения обычно недостаточно дифференцированные и излишне широкие. Наибольшие трудности учащиеся данной группы испытывают в случае изменения примененного ранее принципа обобщения, т. е. при объединении объектов по новому основанию.

Таким образом, своевременно проведенная диагностика позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Основываясь на результатах диагностических исследований, можно выделить некоторые рекомендации по проведению коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с недоразвитием познавательной деятельности:

-        учитывая, что учащиеся с недоразвитием познавательной деятельности затрачивают много усилий и времени при усвоении новых знаний, на уроках необходимо подавать материал дозированно, в небольшом объёме;

-        формирование новых понятий должно идти с опорой и максимальным использованием уже имеющихся знаний. Например, в первом классе детей знакомят с образом прямоугольника, во втором — изучают его как частный случай четырёхугольника, а в третьем — рассматривают элементы этой фигуры;

-        кроме того, поскольку дети с недоразвитием познавательной деятельности предрасположены к более медленному запоминанию и быстрому забыванию изучаемого материала, необходимо постоянное повторение и закрепление. С учетом того, что мышление этой категории учащихся слабо развито, формирование у них понятий возможно только при максимально широком применении наглядности, многократных наблюдений объектов, практических манипуляций с ними.

 

Литература:

 

1.         Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе.– М.: Совершенство, 1998.– 352 с.

2.         Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип.– М., 2009.

3.         Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.– М.: Просвещение, 1988.– 94 с.

4.         Иванова Н. Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы: метод. реком./ сост. Иванова Н. Н., Можейко А. В., Монастырский В. А.; Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина.– Тамбов, 2006.– 51с.

5.         Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей/ Т. Д. Марцинковская.– М.: Линка-пресс, 1997. — 176с.

6.         Петрова И. Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени/ И. Х. Петрова//Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).– Челябинск: Два комсомольца, 2012.– С. 143–145.

7.         Якимова С. Д. Развитие логического мышления младших школьников в рамках коррекционно-развивающей работы// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.– 2012.– № 27.– С. 51–54.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle