Библиографическое описание:

Костюк Е. А., Тумаров К. Б. Организация игр и игровых занятий по физической культуре [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 165-166.

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он радуется, действует, бегает — пусть он находится в постоянном движении»

Ж..-Ж.. Руссо

Движение – это врождённая потребность человека. От неё зависит его здоровье. Также движение даёт познать ребёнку мир, умение ориентироваться в нём и всесторонне развиваться. Именно в движении дети испытывают радость и потребность в двигательной активности. Наша задача формировать у дошкольников потребность в движении, а это зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие его взрослые смогут создать благоприятные условия.

Младшие дошкольники 3–4 лет имеют небольшой двигательный опыт. Дети этого возраста начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Дети выполняют несложные двигательные задания. Этому возрасту свойственна подражательная деятельность, т. е. ориентироваться на образец. Ребёнок осознанно следует за показом взрослого, слушает его объяснения. Вот именно в это время формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности. Сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными: это действия животных, птиц, насекомых, транспортных средств и предметная деятельность взрослых. В младших группах ведущую роль выполняет педагог, а в средних — сами дети. В этом возрасте предлагаются задания на узнавания и запоминание предметов разного цвета и формы.

Двигательная активность детей 4–5 лет имеет достаточный запас умений и навыков, уже хорошая пространственная ориентировка и есть стремление действовать небольшими группами. В этом возрасте детям интересно выполнять более сложные движения, где присутствует скорость, ловкость и точность действий. У детей, которые владеют всеми видами основных движений, появляется потребность двигаться под музыку. В этом возрасте растёт воображение ребёнка, это хорошо проявляется в подвижных играх, именно они формируют ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата. Разнообразие сюжетов игр связано с представлениями и знаниями детей об окружающей жизни. У них появляется интерес к импровизации при выполнении определённой роли. Вот в это время, мы взрослые, должны поощрять творчество и знакомить их с содержанием разных подвижных игр. В течение года в этих возрастных группах (особенно в младших группах) следует проводить около 50 разных вариантов занятий: игрового, сюжетно-игрового, двигательные рассказы и тематического характера. Каждое занятие повторяется дважды в течение недели и более 3–4 раз в году. Например: двигательные рассказы («Прогулка в лес, на море», в зоопарке), сюжетно-игровые («в гостях у бабушки, путешествия по разным странам») и т. д. Что из себя представляют игровые занятия? Это занятия построенные на основе подвижных игр (в том числе и народных), оздоровительных игр, игр-аттракционов. Разрабатывая подобные занятия, следует включать в их содержание разминку, оздоровительный бег, подвижные игры, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы. Структура занятия, та же, которая включает себя 3 части: вводная, основная, заключительная.

Вводная часть включает игры низкой и средней интенсивности, которые постепенно увеличивают нагрузку на организм ребёнка. В течение 3–5 минут дети ходят, бегают, выполняют движения, подражая воспитателю (едут на санках, лошадках, летают на самолёте).

В основной части предлагается одна общая игра или задуманная идея, которая поддерживает объем нагрузки на оптимальном уровне. Например: «магазин игрушек» (мышка, петрушка, зайчик и т. д.) Затем основные движения, например: мишки любят шишки, но они растут вон там за рекой. Нужно пройти по мостику и проползти под деревьями. Далее проводится игра.

В заключительной части занятия проводится игра низкой интенсивности (как правило, на ориентировку в пространстве).

Не забывайте основу таких занятий составляет целостная игровая ситуация, которая объединяет единый игровой сюжет. При построении такого типа занятий следует учитывать принципы дидактического подбора игр, состояния здоровья, уровень двигательной активности и развития движений детей. Спортивные игры — это отличное решение, потому что спорт в жизни ребенка — занятие не только интересное, но и полезное. Спортивные занятия несут массу удовольствия и отвлекают от компьютерных игр и телевизора. Для родителей важно понимать, что дети нуждаются в гармоничном развитии. Каждый спорт наполняет жизнь конкретными знаниями и развивает определенные навыки. Для формирования гармоничной личности требуется всестороннее развитие, которое обеспечивает только комплексное обучение. По этой причине занятия в спортивных секциях и кружках должны осуществлять физическую и умственную тренировку. Умственную тренировку можно осуществлять с помощью домино, рэндзю. Однако родители часто недооценивают этот вид тренировки, считая его устаревшим или не зная о пользе, которую он несет. Многие детские настольные забавы настолько увлекательны, что в них можно играть всей семьей. Так, к примеру, игрушка «Имаджинариум» является не только простой, но и очень интересной. Ее смысл состоит в подборе ассоциаций к картинкам, лежащим в коробке. Стоит заметить, что эти картинки очень необычные. А увлечься данным процессом сможет, без преувеличения, вся семья! Во время такой настольной игры вы можете узнать о самых важных личных вещах сына или дочери, вы и ваш ребенок научитесь лучше друг друга понимать. Эту игрушку можно назвать по-настоящему душевной. Она превосходна в плане развития семейных отношений. Безусловно, ее стоит приобретать ребенку более старшего возраста. Все вышесказанное должно помочь родителям понять, что ребенок должен быть обеспечен большим количеством разнообразных игровых занятий. Многие игры, которые будут попадаться вам в руки, могут казаться бессмысленными. На самом деле вы будете очень сильно заблуждаться, ведь с позиции развития вашего малыша она отнюдь не бесполезна. Однако если вы сомневаетесь, отложите ее ненадолго и предложите поиграть в нее ребенку, когда вам покажется, что он готов к подобным играм. Более умственной игрой являются шашки — в них и правда побеждает тот, у кого больше остается фишек, и никаких шахов с матами. Но для уничтожения максимума шашек противника опять-таки нужны композиционные решения, основанные на вводящих в заблуждение жертвах. В отличие от шахмат шашки более стремительны, хорошо развивают реакцию, а освоить их можно в те же 5 лет. Не советуют разве что увлекаться игрой в поддавки: чисто психологически стремление поддаваться (непрерывно сдаваться) ничего хорошего ребенку не сулит.

А вот домино полезно знать для общего развития, чтобы не выделяться среди сверстников своим невежеством. К тому же домино хорошо тренирует зрительную память и умение считать, ведь «камни» должны пристыковываться своими половинками с одинаковым числом очков. Лото может служить подспорьем в обучении чтению и счету, так как на картах детского лото нарисованы предметы и даны их буквенные названия; во взрослом лото бочонки имеют числовые обозначения. Но чаще всего родители интересуются как быть с картами. Подкидного «дурака» дети осваивают как-то сами без усилий со стороны взрослых. Играют обычно совершенно бездумно, не запоминая битые или принятые соперником карты. Проку для развития ума от такой игры, мягко говоря, немного, а опасность подстерегает: игра на деньги или какие-то предметы. В таком случае ребенку нужно объяснить, что игра в «дурака» это бесполезная игра. Зато существуют спортивные карточные игры, например, спортивный бридж, который развивает ум не хуже шахмат, а вдобавок приучает работе в команде. Не случайно Международный Олимпийский комитет официально считает спортивный бридж полноценным видом спорта, во многих странах существуют ассоциации спортивного бриджа, проводятся чемпионаты, включая чемпионаты мира. А между тем, педагогика и психология видят в игре такие важные особенности как: Полифункциональность — возможность предоставить личности позицию субъекта деятельности вместо пассивного «потребителя» информации, крайне важные для эффективности учебно-воспитательного процесса. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, является полноправным субъектом деятельности. Игра — это такое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Игра связана с развитием личности, а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве, оно приобретает особое значение. Игра — первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность, своё Я. Войдя в игру, раз за разом закрепляются соответствующие действия; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет, потому что развивается и развивается, потому что играет. В игре у ребенка формируется воображение. Словом, в игре формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. Таким образом можно утверждать, что движение это жизнь, а жизнь движение, которое включает в себя спортивные игры.

 

Литература:

 

1.      Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) - М.: Наука, 1995.

2.      Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle