Библиографическое описание:

Петрухненко Н. И., Сапрыкина С. А. Развитие речи у детей раннего возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 242-243.

Действия ребенка с предметами, манипуляции с ними, позволяют ему получить субъективное представления о предметах и удерживать их в памяти.

Активные действия ребенка формируют его представления о мире вещей и впоследствии усваиваются алгоритмы действий с различными предметами. А это является предпосылкой для формирования мышления и речи. Ребенок может научиться говорить только на основе своей деятельности. На четвертом месяце ребенок начинает гулить, а после шести месяцев дети пробуют подражать услышанным звуковым сочетаниям, лепетать. В это же время дети начинают копировать увиденные различные выражения лица: улыбаться, смеяться, радоваться, потом качать и кивать головой, хлопать в ладоши. После освоения действий, ребенок начинает употреблять их осмысленно, по ситуации. Взрослые должны поддерживать эти попытки, используя короткие периоды бодрствования, чтобы пообщаться с ним, поговорить. Этим стимулируется произнесение ребенком различных звуков и лепета. Лепет важный этап в последующем говорении. Повторяются простые, обычно бессмысленные слоги, которые по разному комбинируются друг с другом. На десятом месяце ребенок начинает осознавать связь слова с определенными предметами. Это предшествует говорению и малыш начинает осмысливать простые инструкции.

Лепет ребенка в возрасте от одиннадцати месяцев и его часто непонятная речь до полутора, двух лет должна поощряться взрослыми — необходимо всегда отвечать на попытки ребенка пообщаться.

Повторяющиеся определенные слова и жесты, употребляемые взрослыми, уже к концу первого года могут влиять на поведение ребенка. Так например, возглас родителей или покачивание головой в сочетании с определенной ситуацией могут быть восприняты как запрет и со временем останавливать нежелаемые действия ребенка. В свою очередь, одобрительные жесты вызывают у ребенка желаемую реакцию. К концу года большинство детей уже могут осмысленно употреблять звукоподражательные слова: «би-би», гав-гав», «тик-так» и др. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. Например, ребенок говорит «мама», когда видит мать, хочет ее позвать или не может ее найти. Переход к репликам из двух, трех слов происходит постепенно.

Во втором полугодии второго года жизни ребенок лучше понимает речь, растет целенаправленность действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?»

Малыш уже понимает, что каждый предмет имеет свое название. К двум годам словарный запас ребенка составляет 130–200 слов, а к концу третьего года — 800–1300 слов. Ребенок уже может рассказать короткие эпизоды и рассказы и начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?».

Девочки часто опережают в речевом развитии мальчиков. Главную роль играет речевое общение ребенка со взрослыми. Окружающие ребенка люди (родители, педагоги) должны много разговаривать с детьми, отчетливо и правильно произнося звуки. Нельзя коверкать язык, подделываясь под детскую речь, т. к. это может затормозить процесс развития речи и неблагоприятно повлиять на дальнейшее звукопроизношение ребенка. Надо всегда поправлять малыша, если он делает ошибки в речи. Для этого нужно правильно назвать слово или предложение, произнесенное ребенком с ошибками. Можно предложить ребенку произнести слово теперь правильно, т. к. правильно произнесенное слово правильно и запоминается. Однако, если постоянно принуждать малыша правильно называть образцы, можно привить ему комплекс боязни неправильного произношения. Не надо пускаться в сложные объяснения, связанные с правилами грамматики и фонетики, т. к. ребенок не осилит эту информацию. Достаточно дать ребенку правильный речевой образец. Постепенно ребенок усваивает новые слова и их грамматические формы. В это время помощь родителей и педагогов может быть очень эффективной и полезной, если они используют любую возможность, чтобы в интересной и доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. К концу третьего года жизни большинство детей могут вполне связно рассказать о каких-либо событиях и вести беседу.

Развитие речи во многом зависит от условий речевого общения в семье и от условий, в которых он живет. Очень важен наследственный фактор — тип нервной системы, динамичность нервных процессов, отклонения в сфере чувственного восприятия. Большое значение в развитии речи имеют и приобретенные факторы — речевые навыки, наблюдательность и др. Все факторы, как врожденные так и приобретенные, влияют друг на друга, но их действенность в конечном счете зависит от того, насколько благоприятными для развития ребенка будут условия в ближайшем его окружении — семье и дошкольном учреждении.

Литература:

1.      Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. [текст]/ Под ред. Е. А. Стребелевой,– М., «Полиграфсервис», 1998.–324с.

2.      Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция [текст]// Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1992. –С.26.

3.      Лебединский В. В. Классификация психического дизонтогенеза [текст] // В. В. Лебединский / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. –СПб.: Питер, 2001. –С.129–140.

4.      Русакова Н. В., Шибанова, Н.В., Козлова, Т. В. Аспекты здоровья детей в домах ребёнка [электронный ресурс] // Н. В. Русакова, Н. В. Шибанова, Т. В. Козлова / Все наши дети. — 2008, — № 1. URL: www.krasmedic.ru/article.cgi?idc=40&ida=264 (Дата обращения 19.12.09.)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle