Библиографическое описание:

Горина М. А. Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 64-66.

Важной задачей формирующего эксперимента стала, в соответствии с положением гипотезы, реализация принципов целенаправленности, систематичности и последовательности в формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки. Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я. А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К. Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В современной педагогике существует понятие активные методы обучения. Они выполняют функции ускорения, уплотнения, оживления (стимулирования) познавательной деятельности учащихся. Под активными методами обычно понимают: доминирование самостоятельной работы; увеличение количества практических занятий, в которых активную роль играет сам учащийся; применение дискуссий, ролевых игр и т. п. Активные методы обучения способствуют развитию субъектности, творческого мышления школьников, учат их действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Принципиальной характеристикой этих методов является направленность учебного процесса не на запоминание изучаемого материала, а на его понимание, творческое осмысление и свободное применение в различных познавательных ситуациях.

Чтобы добитьсяцеленаправленности, систематичности, и последовательности в процессе формирования музыкальной культуры младших школьников можно использовать активные методы обучения, осуществляя творческую деятельность на уроках музыки.

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогает детям получить представление об особенностях музыкального языка. В момент выполнения творческих заданий у ребенка могут возникать музыкальные и внемузыкальные представления, активное воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

На уроках музыки можно брать творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Можно акцентировать внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм. Свой выбор можно обосновать тем, что в первом классе с этими детьми проводилось элементарное ознакомление с такими средствами музыкальной выразительности как темп (быстро, медленно), динамика (громко, тихо), тембр (различные голоса и некоторые инструменты), регистр (высоко, низко) и лад (грустно, весело).

Задачей на уроках может быть углубление, дифференциация знакомых средств музыкальной выразительности, а также освоение новых: штрихи, ритм, лад (мажор, минор).

Понятие «штрихи» можно рассматривать уже на втором уроке темы «Музыка осени», рассчитанной на 4 часа. В подтеме «Осенний дождь» можно знакомить детей с понятием «Staccato». Детям можно предложить прослушать пьесу Балтина «Дождь танцует». Во время второго прослушивания детям можно дать задание легонько постукивать пальцами по поверхности стола в ритме музыки. Цель этого задания — вызвать ассоциативный образ дождя (развитие чувства ритма).

Затем можно дать задание на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. Лучшим можно предложить проиллюстрировать в движении характер данной пьесы. Дети могут прийти к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.

Следующее задание: на доске мелом можно отобразить общую графическую композицию пьесы (особое положение линий, штрихов). Далее следующее задание — повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие «Staccato», то есть отрывисто, коротко.

Можно продолжить освоение понятий «Штрихи» и «Staccato», на следующем уроке на примере русской народной песни «Дождик».

После ознакомительного прослушивания детям можно предложить ответить на вопросы: Знакомо ли вам это произведение? Не напоминает ли оно ранее слышанную музыку? Большинство детей находят сходство этой песенки с пьесой «Дождик танцует», мотивируют тем, что в обоих вариантах отрывистое звучание напоминает капли дождя.

Можно дать детям задание: отрывисто и активно пропеть мелодию этой песни на «О! О! О!». Смысл этого задания — передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.

Для более глубокого усвоения понятия «Staccato» можно предложить следующее задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.

После прочтения текста детям можно задать вопрос: как удобнее пропеть эти слова: слитно или отрывисто (звучать варианты исполнения на «Staccato» и «Legato»). Дети могут согласится, что логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно больше соответствует образу дождя.

В подтеме «Осенний листопад» можно познакомь детей с понятием «Legato».

Можно дать элементарное задание: пропеть долгое «О-О-О…» на одном дыхании, на одной высоте. Один из учеников может графически изобразить звучание на доске, остальные «рисуют» то же самое рукой в воздухе. Далее задание можно усложнить — пропеть слитно три звука вверх и вниз. Можно предложить изобразить мелодию графически на доске. В результате поисков на доске может появится восходящая и нисходящая дуга.

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот прием исполнения называется «Legato».

В следующем задании детям можно предложить пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы «похожи» на штрихи «Legato» и «Staccato». Дети могут привести примеры на «Staccato»: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; отрывистый лай собаки. На «Legato»: снегопад; убаюкивание малыша или куклы; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием можно назвать бегом ассоциаций.

Можно дать следующее задание: Прослушивание песни «Santa Lucia» на языке оригинала.

Цель этого задания: выяснить, могут ли дети, не зная итальянского, в мелодике чужого (итальянского) языка через другие музыкально-выразительные средства услышать характерные образы. Какие появляются при прослушивании ассоциации?

Можно предложить здесь свободное обсуждение, обращаясь к субъектному опыту детей. Среди множества предложений появится одно очень близкое: «похоже, как по морю медленно плывет лодка с парусом, а вечер тихий-тихий!». Сравнив со своими ассоциациями, другие дети согласны с этим мнением. Затем можно исполнить песню на русском языке.

Как правило, подобные приемы творческого типа привносят в работу очень много положительных эмоций. Ярким примером творческих заданий на развитие креативности является стихотворная загадка:

Зайчик прыгает легато.

Лодка плавает стаккато.

Верно говорю, ребята?

Дети могут активно «разоблачать» ошибки и телодвижениями пытаться доказать абсурдность текста.

Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Верно говорю, ребята?

С этим вариантом соглашаются все. При повторном прочтении можно предложить движениями рук изобразить действия по тексту. Обычно с этим заданием справляются все дети.

В игровой форме можно проводить и проверочные, контрольные работы, по теме «Штрихи».

Усвоение и закрепление штриха «Legato» можно осуществлять во время разучивания песни «Скворушка прощается» Т. Потапенко. Каждая фраза поется на «Legato».

Тесная межпредметная связь отличает следующее задание на различение штрихов: (можно использовать материал, изучаемый на уроках чтения).

Можно спросить учеников — какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху «Legato»?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным видом обнажалась.

(А. С. Пушкин)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит!

Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, будет достигнута быстрее: уже из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок значение понятий «Legato» и «Staccato», может ли ими практически оперировать. Среди приемов творческой работы можно широко использовать «Музыкальное рисование». Этот метод широко развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости. Предварительно с детьми можно обсудить: какому настроению больше соответствует «Legato», а какому — «Staccato»? Большинство детей с заданием обычно справляются, тогда можно предложить проинтонировать две фразы: «милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»:

Жил на свете старичок

маленького роста,

И смеялся старичок

чрезвычайно просто.

Во время дискуссии дети обычно приходят к выводу, что в первой фразе звучит нежность, ее лучше изобразить с помощью штриха «Legato», а в стихотворении — радостный смех, для его изображения соответствует прием «Staccato».

На следующем уроке можно продолжить работу по созданию предложенных образов с помощью штрихов. Мелодию распевки «Милая мама» дети могут исполнить с нежностью на «Legato» от разных звуков.

Далее детям можно предлажить прослушать и позже разучить песню И. Портного «Веселый старичок». Всплеск положительных эмоций будет вызван узнаванием «старого знакомого». С особым старанием и удовольствием дети часто выполняют творческое задание — изобразить чувство радости на «Staccato» в слогах, изображающих смех старичка.

Таким образом, уроки музыки, построенные на системе реализации принципов целенаправленности, систематичности и последовательности с использованием активных методов обучения, существенным образом влияют на формирования музыкальной культуры младших школьников. Можно использовать следующие творческие приемы активных методов обучения: ритмопластика (придумать движения), звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию, бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями, загадко-творчество (отгадать, сочинить загадку), музыкальное рисование (создание словесного портрета) и др…

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, музыкальной культуры младших, культуры младших школьников, уроках музыки, средств музыкальной выразительности, формирования музыкальной культуры, следующее задание, деятельности младших школьников, Похожая статья, активные методы обучения, методов музыкального обучения, творческих заданий, применения методов музыкального, детям задание, прослушивания детям, основе применения методов, активных методов обучения, следующем уроке, средствами музыкальной выразительности, условий формирования музыкальной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle