Библиографическое описание:

Волкова Т. И. Игровые технологии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 58-60.

Игровое обучение отличается от других педагогических технологий:

1.      Игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка.

2.      В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

3.      Мотивационная деятельность по отношению к познавательной деятельности она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, устремленность и воображение.

4.      Позволяет не только передавать знания, навыки и умения, но и оказывать на детей воспитательное воздействие.

5.      Игровое обучение чаще всего это коллективная, подгрупповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный характер (в качестве соперника может выступать не только др. ребенок, но и он сам — преодоление себя, своего результата).

6.      В игре — участника устраивает любой приз, чаще всего моральный (поощрение, широкое объявление результата) и психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки).

Игровая технология интеллектуально- творческого развития детей дошкольного возраста «сказочные лабиринты игры».

Игровая технология В.Воскобовича построена на использовании большого количества развивающих игр, направленных на различные аспекты детского развития: сенсорного, интеллектуального, математического, конструктивного, творческого и речевого.

Основные принципы технологии:

-        игровая основа (игра + сказка)

-        открытость — можно сочетать с др. играми

-        интеллект- развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления и речи

-        творчество- игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей

-        развивающая среда — фиолетовый лес, в котором сказочные персонажи.

1 этап — ребенок при помощи обследовательских действий знакомится с цветом, формой, величиной и усваивает некоторые представления.

2 этап — с помощью образа запоминает понятия и символы.

3 этап — знакомство с закономерностями, принципами взаимодействия(увеличение, сложение, трансформация), планирование своих действий.

Через игры интегративно осуществляется предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление с окружающим миром, развивается речь, изобразительные умения и навыки.

Задачи игровой технологии:

1.      развитие сенсорных способностей

-        дети знакомятся с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и действуют с ними.

2.      развитие интеллектуальных способностей

-        по принципу усложнения от простого к сложному

-        развивается мелкая моторика руки (ребенок манипулирует с деталями игр, может их обвести карандашом, раскрасить или заштриховать изображение)

-        обучается обследованию предметов

-        игры с правилами — дети должны осмыслить и запомнить правила в каждой игре

-        развивается логическое мышление и все умственные действия (анализ, осмысление, синтез, внимание)

3.      Развитие творческих способностей

-        развивается воображение

-        в играх проходят различные виды конструирования (по образцу, по условиям, по замыслу)

4.      Развитие математических способностей

-        через игры ребенок усваивает геометрические представления

-        пространственные представления

-        формируется понятие о числе

-        развивается представление об арифметических действиях, обучение счету

-        дети учатся выполнять графические диктанты

5.      Речевое развитие дошкольника

-        через игры проходит подготовка детей к обучению чтению

-        дети знакомятся с интересными сказками, стихами

-        развитие связной речи, когда ребенок придумывает интересные предложения, рассказы о сконструированном предмете, герое.

Особенности игр В.Воскобовича:

-        Широкий возрастной диапозон от 3лет до 7лет и даже для учеников средней школы. Многообразие и различная степень сложности развивающих игр позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Это возможно, потому что, в играх есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей (в любом возрасте в начале предлагаем игры для детей более младшего возр.)

-        многофункциональность- с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму, размер; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память и воображение.

-        Конструктивные элементы — дети знакомятся с разными элементами в процессе игр

-        Универсальность игр в том, что их можно использовать в процессе работы по разным образовательным программам.

-        Творческий потенциал игр: с какой игрой ребенок дольше всего играет? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «чудо — головоломок», разноцветных паутинок «геоконта», «квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, рыцари и принцессы, бабочки и др. животные- целый сказочный мир. Игры дают возможность проявлять творчество.

-        Сказочный сюжет- интерес детей к сказкам — это дополнительная мотивация и модель опосредованного обучения. Ребенок с удовольствием играет не с квадратом, треугольником и трапецией, а с Нетающими льдинками озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка.

Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Система усложняющихся вопросов, творческие задания в играх позволяют использовать их развивающие возможности, а включение вопросов в сказочный сюжет помогает заинтересовать детей и повышает его познавательную активность.

«Геоконт»- знакомит детей с миром геометрии (луч, отрезок, квадрат, прямой и острый угол). Буквы на игре помогают запомнить цвета радуги. Конструирование по схемам и решение поисковых задач развивает мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику пальцев.

«Игровой квадрат»- 2х и 4х цветный. В этой игре развивается не только мелкая моторика пальцев, но и пространственное и логическое мышление, внимание, память и воображение. Незаметно для себя ребенок запоминает геометрические фигуры, их размер и структуру.

«Прозрачный квадрат»- в этой игре кроме закрепления представлений о геометрических фигурах, еще детьми усваивается соотношение целого и части, структура геометр.фигур, такие свойства, как прозрачность и гибкость.

«Чудо-крестики»1,2,3 — это восприятие цвета, формы, величины; совершенствование внимания, мышления, памяти и воображения; развитие творческих способностей.

«Шнур-затейник»- это оригинальный конструктор, который эффективно тренирует пальцевую и кистевую моторику руки ребенка. Ребенку приходится рисовать дорожки и писать слова не карандашом, а шнурком. В игре развивается умение ориентироваться на плоскости, выполнять узоры по схеме, писать цифры, буквы и слова.

«Математические корзинки»- здесь у детей совершенствуется представление о составе числа, идет подготовка к решению примеров на сложение и вычитание.

Другие игры также интересны и познавательны.

Литература:

1.      А. Ветлугиной «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;

2.      Выготский Л. С. Педагогическая психология

3.      Журнал «Дошкольное воспитание» 2004г№ 9

4.      Журнал «Ребёнок в детском саду» 2007№ 5

5.      Недежда Ехевич «Развивающие игры для детей» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова «Учите, играя»

6.      Е.Н Панова «Дидактические игры — занятия в ДОУ»

7.      А. В. Печерога «Развивающие игры для дошкольников»

8.      И. А. Тышкевич «Сборник дидактических игр»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle