Библиографическое описание:

Изотов И. В., Воробьева А. Ю. Из опыта духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и иностранного языка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 145-148.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, Исчезли слова: добро — как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние — отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все стали больше нетерпимы друг к другу, жестче, жестосердечнее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. А ведь только «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста» [1].

Заглянув в Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, можно прочитать такую трактовку понятий: «Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными»; «Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [2].

Согласимся, что воспитывать «душу», «интересы», «качества», «нормы», а особенно у детей — дело чрезвычайно тонкое, деликатное требующее от личности учителя не только знание своего предмета, но и умение заинтересовать, влюбить учеников в предмет, от его умения подать детям пример, организовать сотрудничество. Ведь «детство важнейший период человеческой жизни, не подготовка будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Но, к сожалению, на сегодняшний день уже практически более двадцати лет, в России нет четкой государственной программы или национальной идеи чему и как воспитывать. Нам педагогам, никто не говорит, каким мы должны воспитать школьника завтрашнего дня. Не в одном серьезном документе, который регламентирует процесс обучения ничего не сказано о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а если эти понятия и присутствуют, то нет четкой конкретики, они размыты и обтекаемы. Тогда возникает вопрос — чему и как воспитывать? По нашему мнению нужно возвратиться к нашим корням, к традициям русской истории и русской культуры.

Дорогие педагоги, детство, это самая главная часть жизни человека. Именно в детстве человек становится тем, кем он становится. Василий Александрович Сухомлинский сказал в свое время поразительную вещь: «Все, что происходит с человеком после четырнадцати лет, не имеет для формирования личности никакого значения». До четырнадцати лет мы становимся тем, что мы есть сейчас.

Порой из детей мы делаем «фантиков», «профессионалов» которые говорят только на «ты» с компьютером, а в жизни не представляют из себя, в сущности, ничего. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно, не только на основе гуманистических ценностей содержания образования, но и внеклассной работы. Так нами был проведен анонимный мини опрос среди учащихся 10–11 классов. Мальчикам и девочкам предлагалось ответить всего лишь на один вопрос: «Какие черты вы хотели бы видеть в своих одноклассниках, одноклассницах». И получили такой мини «социальный заказ» от наших старшеклассников.

Что же, какие черты хотели бы увидеть девушки в своих одноклассниках. Девушки расставили свои приоритеты следующим образом:

Во-первых — должен уметь защитить себя, меня и своих близких.

Во-вторых — должен быть ответственен за свои поступки.

В-третьих — должен иметь устойчивые и сформировавшиеся морально-нравственные качества.

В-четвертых — вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек.

В-пятых — должен быть любящим. Любить меня, детей и семью, которую он создаст

В-шестых — должен быть трудолюбивым и «рукастым».

В-седьмых — должен быть самостоятельным и иметь четкие цели в жизни.

А также девочки написали, что их спутник не должен быть «подкаблучником», «маменькиным сынком», не должен следить за модой и походить на девочку.

Мальчики расставили свои приоритеты следующим образом:

Во-первых — девушка должна уметь хорошо готовить и быть хозяйственной.

Во-вторых — не вести себя вызывающи и не быть публичной, не ходить по ночным клубам, и обладать скромностью.

В-третьих — вести здоровый образ жизни и следить за собой, то есть быть ухоженной.

В-четвертых — хорошо зарабатывать.

В-пятых — любить детей. И больше ни чего.

Исходя из данного «социального заказа», можем себе четко сказать, что мы не всегда умеем воспитывать детей. Прочитав данные этого анонимного опроса, мы пришли к следующим выводам.

Во-первых — мальчики, наделяют девушек порой мужскими качествами, не хотят быть главами семей, выполнять свои мужские обязанности.

Во-вторых — девушки, наделяя мальчиков таким большим количеством качеств, потому что не видят в них рядом с собой мужчину и опору. Значит, данных качеств нет в наших мальчиках в том достатке, в котором они требуются.

Снова и снова возникает вопрос, а кого мы воспитываем. Однако и нас учителей нужно спросить, а умеем ли мы воспитывать. Ведь нас самих этому увы не учат в педагогических учебных заведениях. Там нет курса «Основы духовно-нравственного воспитание учащихся» или «Воспитательная работа классного руководителя». И мы порой действуем просто интуитивно, основываясь часто на своем жизненном опыте, или на тех умных книжках, которые мы сами прочитали. Семья и школа только они способны заложить в душе ребенка основы его духовности и нравственности, любви к своей малой и большой Родине. Кто-то скажет, что все идет из семьи, кто-то скажет, что во всем виновата школа, но и одни и другие будут не правы. На сегодняшний день ребенок проводит минимум 21 час в неделю за экраном телевизора или компьютера, 5 минут в неделю общается наедине с отцом и 20 минут наедине с матерью, в школе же он проводит большую часть своего времени. Так что делать выводы вам, наши дорогие коллеги.

Каким же образом как педагоги и воспитатели подрастающего поколения, мы стараемся выполнить данный «социальный заказ». Какие основы духовности и нравственности на уроках истории и иностранного языка закладываем или стараемся заложить мы в сердца наших учеников.

Какие основы духовности и нравственности закладываем или стараемся мы заложить в сердца наших учеников. История, благодатный предмет для духовно-нравственного воспитания учащихся. На своих уроках мы стараемся воспитать в первую очередь патриота своего Отечества, потому что государственный строй может поменяться, а Родину поменять не возможно. На своих уроках мы уделяем большое внимание историческим персоналиям и через их поступки, их внутренний мир стараемся проникнуть в душу учащихся и зародить там рациональное зерно их духовности и нравственности. Не берем примеры из далекого прошлого, стараемся рассказать о тех людях, которые живут или жили вчера или сегодня.

Михаил Кузнецов, Вячеслав Маляров, Андрей Перов, Олег Ласьков, Олег Ильин, Дмитрий Разумовский, Андрей Вальков, Роман Касатонов, Андрей Туркин, Денис Пудовкин — это не простые имена и фамилии для моих ребят. Наши ребята знают, конечно же, не так всех поименно, но все же знают, что это спецназовцы групп «Альфа» и «Вымпел» которые погибли, освобождая заложников, в первую очередь детей, в школе № 1 города Беслана. Именно им дети, матери и отцы в разгромленной школе написали метровыми буквами «Альфа и Вымпел ребята большое вам спасибо за наших детей». В этом году будет ровно 10 лет данному трагическому событию.

Майор Сергей Солнечников — Герой России посмертно, который два года назад, лег на боевую гранату, не дав ей убить группу новобранцев. Герои России — бойцы шестой роты 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ так же удостоенные этой высокой награды посмертно и наши земляки брянцы Олег Ермаков, Василев Сергей, Гердт Александр, Рассказа Алексей, через их подвиг через их судьбу я стараюсь заложить основы духовного и нравственного воспитания учащихся как личности. Личности, которая будет любить свою малую Родину, семью, руководствоваться моралью и нравственностью в своих поступках, умеющая сказать, сделать и ответить за свои поступки, а не сидеть у компьютера, и быть всем не довольными.

Уроки иностранного языка затрагивают те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Духовно-нравственное развитие ребёнка является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития процесса глобализации современного мира, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни. И именно с этой точки зрения огромную роль играет изучение и преподавание иностранного языка. Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения. В ходе изучения иностранных языков мы затрагиваем и обсуждаем проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали, затрагивают вопросы отношения и поведения сверстников в той или иной жизненной ситуации.

Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы. Среди них мы можем выделить такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты, курения и борьбы с ними.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроках иностранного языка, мы можем отнести коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу, в то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.

Проектная методика обучения иностранным языкам даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Для достижения этих целей на уроках иностранного языка мы используем самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в викторинах, экскурсиях по историческим местам, участвовать в переписке с иностранцами, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.

Таким образом, работая совместно мы, учителя истории и иностранного языка стараемся выполнить «социальный заказ» наших ребят и современного быстро меняющегося российского общества. Наша совместная работа направлена на формирование у ребят чувства долга, морали, нравственности, любви к своей семье, малой и большой Родине, умению заботится о себе и о своих близких, толерантность, межнациональному и межконфессиональному общению, поддержание здорового образа жизни, иметь четко поставленные цели в жизни.

На сегодняшний день в наших образовательных учреждениях должна на наш взгляд, быть выстроена программа духовно-нравственного воспитания, которая сквозным курсом должна проходить через все предметы школьного обучения. Это должна быть цельная программа, а не отдельный предмет, спецкурс, факультатив или кружок.

Мы за духовное, нравственное и патриотическое воспитание, мы за спорт, и за здоровый образ жизни, которые выращивают из наших мальчиков мужчин и воинов, а из наших девочек любящих матерей. Потому, что если этого не случиться, то мы потеряем нашу страну. Страну, которая пришла к нам не в посылочном ящике, и это не был подарок. Это то, что передали нам наши героические прадеды и деды. И у нас нет другого выбора ведь мы великий русский народ и достойное духовно-нравственное воспитание подрастающего поколение это наш ясный взгляд в будущее.

Литература:

1.                  Библия. Евангелие от Луки. — М.: «Крон-Пресс», 1991. — 1304С.

2.                  С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. — 183, 423 С.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle