Автор: Милованова Светлана Равильевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Библиографическое описание:

Милованова С. Р. Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 116-118.

Проблемы психологического здоровья педагогов в современном мире очень актуальны. В работе учителя много ситуаций, связанных с переживанием стресса и высоким эмоциональным напряжением.

Педагоги испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, вынуждены подолгу работать за компьютером, это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и сна — симптомам, указывающим на наличие синдрома эмоционального выгорания.

Профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается в физиологических и психических реакциях. Ни один профессионал не застрахован от стресса. В последнее время психологи говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания. Этот синдром развивается на фоне постоянного профессионального стресса. Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным межличностным общением [1].

Актуальность проблемы объясняется возросшими требованиями к личности учителя и его профессиональным качествам, а также необходимостью поиска оптимальных методов коррекции синдрома эмоционального выгорания.

В исследованиях проведённых М. Грабе, описанных в его книге «Синдром выгорания — болезнь нашего времени» приводятся данные статистики, согласно которым страдающие от синдрома выгорания педагоги составляют 30 % от общего числа выгоревших других профессий. По мнению М. Грабе выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдаёт слишком много энергии и практически не восполняет её [2]. В работе преподавателя синдром эмоционального выгорания проявляется в:

-          эмоциональной несдержанности, аффективном характере отрицательных эмоций,

-          экономии положительных эмоций,

-          потере личностно-ориентированного подхода в работе со студентами,

-          потере интереса к работе и личности студента.

Впервые термин “эмоциональное выгорание” был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Фреденберг описывал психическое состояние здоровых людей, которые находятся в постоянном эмоциональном контакте с клиентами (пациентами). Изначально Фреденберг изучал лишь группу специалистов, работающих в кризисных центрах, а также в психиатрических клиниках. Фреденберг сам работал в службе медицинской помощи и наблюдал синдром эмоционального выгорания у себя и своих коллег.

Социальный психолог Кристина Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и своим пациентам.

Эти психологи утверждали, что эмоциональное выгорание приводит к неэффективности профессионала, к потере цели действия.

Академик РАМН, Сидоров П. Приводит следующие определения синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ):

-          “СЭВ — реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессионального стресса.

-          СЭВ — это процесс утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляется в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой.

-          СЭВ — это выработанный личностью механизм психологической защиты, функциональный стереотип, который позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы” [3].

В настоящее время существуют следующие определения синдрома эмоционального выгорания:

долговременная стрессовая реакция, или синдром, возникающий впоследствии продолжительных профессиональных стрессов, процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Если до 80-х годов 20 столетия говорили об эмоциональном выгорании преимущественно среди работников медицинских и благотворительных организаций, то сейчас говорят о том, что “группа риска” значительно расширилась и синдром диагностируется у юристов, менеджеров, политиков, социологов, учителей. У представителей этих профессий К.Маслач находит следующие симптомы:

-          эмоциональное истощение, чувство эмоциональной пустоты,

-          редукция профессиональных достижений, чувство некомпетентности в своей профессиональной деятельности,

-          деперсонализация — цинизм в отношениях с коллегами, клиентами.

Эмоциональное (психическое) выгорание педагога приводит к тяжёлым последствием: потеря здоровья, нарушение социальных связей, зависимое поведение, уход из профессии.

По мнению многих авторов (Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.) проблема снижения эффективности профессиональной деятельности педагогов всё больше рассматривается в связи с психоэмоциональными перегрузками испытываемыми под влиянием многочисленных эмоциональных факторов. Действие этих факторов вызывает чувство неудовлетворённости и пустоты, чувство беспомощности и бессмысленности своего существования, накопление усталости, низкую оценку своей профессиональной компетентности, это ведёт к истощению нервной системы и выгоранию. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности. Скрининговое обследование состояния здоровья 7300 педагогов сотрудниками лаборатории клинической психологии института им. В. М. Бехтерева показывает, что 89,3 % из них имеют расстройства здоровья пред болезненного уровня, а в 43,8 % выявлены признаки патологических нарушений.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами” [5].

Сидоров П. Отмечает следующие личностные особенности, способствующие развитию СЭВ:

-          высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций,

-          рационализация мотивов своего поведения,

-          склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям,

-          ригидная личностная структура.

Кроме того, Сидоров П. Указывает на организационные факторы, способствующие развитию СЭВ:

-          высокая рабочая нагрузка,

-          недостаток или отсутствие социальной поддержки со стороны коллег и руководства,

-          недостаточное вознаграждение за работу,

-          высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы,

-          невозможность влиять на принятие решений, двусмысленные требования к работе,

-          бесперспективность деятельности,

-          необходимость внешне проявлять эмоции не соответствующие реалиям,

-          отсутствие интересов вне работы.

Итак, основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между высокими требованиями руководителя и реальными возможностями работника.

Синдром эмоционального выгорания характерен для высокострессовых профессий. К числу таковых относится профессия преподавателя. Поскольку преподавателю каждый день приходится работать с дестяками, сотнями студентов, а от преподавателя требуется личностно-ориентированный подход, логичным будет в этой ситуации переживание эмоционального стресса, связанного с невозможностью индивидуально работать с каждым студентом и как итог этого — эмоциональное выгорание.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ — профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью профилактики СЭВ является личностная психологическая подготовка специалиста. Здесь имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости профессионала.

Лечебная педагогика тесно связана с психологией, с психотерапией. Эффективным способом повышения здоровья педагога является тренинг саморегуляции, так как способность человека к саморегуляции поддаётся тренировке. По мнению М. Г. Колесникова и М. А. Резникова необходимость саморегуляции возникает в период решения сложных профессиональных задач, в ситуации максимального нервного напряжения каждый преподаватель должен суметь помочь себе. Процесс саморегуляциии складывается из управления своим поведением, эмоциями, действиями. Самым доступным способом саморегуляции является аутогенная тренировка. Это система упражнений, направленных на регуляцию психическим и физическим состоянием. Основан метод на сознательном воздействии на собственный организм с целью его релаксации и активации.

Педагоги особенно нуждаются в психотерапии, во внушении.

Необходимо понимать: залог успеха в любом деле заключается в том, что надо отбросить все сомнения и колебания, им не место в вашем сознании. При этих условиях путь к выбранной цели открыт и первый шаг к ней уже сделан. Если вы храните в своей памяти болезненные ситуации, то тем самым уже поддерживаете болезнь. Мысли и думы о болезни порой страшнее самих болезней. Они страшны особенно потому, что имеют тенденцию к накоплению.

Поскольку наша педагогическая профессия сложна, многие из нас нередко теряют терпение. Существует несколько психологических советов раздражительному учителю, помогающих приобрести душевное спокойствие и равновесие. Первый совет:

Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева, осмыслите ситуацию и вы поймёте, что вспышка не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. Рассказать рассудительному и доброжелательному человеку о том, что вас мучит — значит испытать огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте на время отвлечься от забот. Как бы не были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Постарайтесь ни в коем случае не заразить дурным настроением окружающих вас людей. Жизнь продолжается, какие бы ни случились у вас неприятности и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливое настроение. Если окружающие доброжелательным по отношению к вам, они и так выразят вам своё сочувствие. Будьте разумны и практичны. Очень плохое впечатление производит человек, который всякую свою неприятность превращает в мировую проблему. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, они не соответствуют его требованиям. Каждый имеет право на индивидуальность. Старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Таким образом однажды обнаружится, что окружающие «перевоспитались» и вполне устраивают вас. Помните, иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Прислушайтесь к точке зрения оппонента, уважайте её и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства удовлетворённости достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Следующий совет: больше двигайтесь. Заставляйте себя поразмяться: все мышцы тела, суставы, сухожилия, а вместе с ними все сосуды, нервы должны быть «провентилированы». Кто не движется, тот не живёт.

Практикуйте контрасты. Заставляйте себя ощутить смены температур. Прохладный или контрастный душ, «игра» сосудов великое, полезное дело. Запомним: температурные контрасты для тела естественны и необходимы.

И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок. Смеха и вы почувствуете прилив силу бодрости, энергии и уверенности [4].

Практические психологи в работе с учителями используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться как индивидуально, так и группе.

Перечисли некоторые виды тренингов:

-          социально-психологические,

-          гештальт-терапия,

-          группы психодрамы,

-          группы тренинга умений,

-          группы телесной терапии,

-          группы встреч.

В образовательном процессе тренинг используется как инструмент развития, коррекции, профилактики, сохранения психологического здоровья педагогов. В реальном педагогическом процессе изменение эмоционального поведения педагога возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание ориентиров, то есть повышается уровень самооценки и самоотношения.

Литература:

1.                 Аслаковец Е. С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости учителя и синдрома «Эмоционального выгорания учителя» //Сб. Всерос: науч.-практ. конф. «Профессиональное развитие педагога»: проблемы и перспективы». М. 207г.

2.                 Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять. СПб. 2008г.

3.                 Дубровский А. Учитесь властвовать собой. «Принцип лечебной педагогики» А. 2009.

4.                 Колесникова М. Г. Резников М. А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы: материалы 4 Междунар. Науч.-практ.конф. СПб 2004г.

5.                 Ножичкина А. В. Синдром эмоционального выгорания педагогов, проблемы и способы коррекции. Ж. «Среднее профессиональное образование». № 6, 2009г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle