Библиографическое описание:

Уколов А. В., Лагунов А. Н. О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 184-186.

Наряду с организацией и проведением образовательного процесса, существует вопрос комплектования сборных команд Академии для участия в Спартакиаде МЧС России. Необходимость научно-методического обеспечения и организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами, в свою очередь, несет также проблемный характер. Таким образом, для устранения данных проблем развития Академии как самостоятельного учреждения высшего профессионального образования, а также самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России, в общем, и в конкретном спортивном направлении, кафедрой физической подготовки была концептуализирована схема перспективы развития спорта.

Ключевые слова: материально-техническая спортивная база, рабочая учебная программа, учебно-тренировочные занятия, учебно-тренировочный комплекс, спортивный клуб

Актуальность прогнозирования комплектования материально-технической спортивной базы заключает в себе архиважную ступень в дальнейшем развитии Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России как отдельного самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России. Так как, наряду с организацией и проведением образовательного процесса, существует вопрос комплектования сборных команд Академии для участия в Спартакиаде МЧС России. Необходимость научно-методического обеспечения и организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами, в свою очередь, несет также проблемный характер.

Таким образом, для устранения одной из проблем развития Академии как самостоятельного учреждения, в общем, и в конкретном спортивном направлении, кафедрой физической подготовки была концептуализирована схема перспективы развития спорта состоящая из трех этапов:

1. Первый этап — это разработка рабочей учебной программы соответствующей требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта» и отвечающую требованиям приказа № 153 от 30.03.2011 «Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».

Разработанная рабочая учебная программа включает в себя два нововведенных раздела прикладной физической подготовки курсантов и слушателей Сибирской пожарно-спасательной академии:

Первый нововведенный раздел — «Лыжная подготовка». При разработке данного раздела кафедрой физической подготовки были изучены научно-методические и практико-статистические материалы (Учебник «Лыжная подготовка» методика преподавания; Бутин И. М. «Лыжный спорт» учебная работа по лыжной подготовке; протоколы соревнований по лыжной гонке в Спартакиаде МЧС России). Проанализировав изученную информацию, был выделены основные аспекты, которые сводятся в единый идеальный вариант — это полноценно оборудованная лыжная база Сибирской пожарно-спасательной академии.

Основополагающим фактором для введения раздела «Лыжная подготовка» в рабочую учебную программу является обязательное участие в соревнованиях по лыжным гонкам в зачет Спартакиады МЧС России, а также взаимосвязь географических и климатических условий, в которых находится Сибирская пожарно-спасательная академия. Поскольку город Железногорск, Красноярского края можно считать самым сердцем Сибири, где шесть месяцев в году лежит стабильный снежный покров, а относительно благоприятная температура и влажность воздуха позволяет планировать и реализовывать учебный и тренировочный процесс.

Таким образом, имея свою полноценно оборудованную лыжную базу, определенно появиться возможность не только готовить курсантов, слушателей и спортсменов, но и самостоятельно организовывать соревнования по лыжным гонкам различного уровня и проводить учебно-тренировочные сборы. В свою очередь это даст положительный опыт для развития и становления Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России как самостоятельного учреждения высшего профессионального образования, а также самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России

Второй раздел — «Спасение утопающего на воде». Раздел «Спасение утопающего на воде» является абсолютно новым введением в учебный процесс как в Сибирской пожарно-спасательной академии, так и в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.

В инфраструктуру Сибирской пожарно-спасательной академии входит плавательный бассейн отвечающий требованиям подготовки квалифицированных специалистов спасательного профиля. Плавательный бассейн — это сооружение как оздоровительного, так и спортивного предназначения, которое возможно также использовать еще и для подготовки спасателей на воде и под водой.

Данное инновационное решение было принято кафедрой физической подготовки Сибирской пожарно-спасательной академии в силу специфики названия ВУЗа и требованиям, предъявляемым к выпускникам. А также, обязательное участие в соревнованиях по плаванию в зачет Спартакиады МЧС России.

2. Второй этап перспективного развития спорта — это комплектование сборных команд Сибирской пожарно-спасательной академии для участия в Спартакиаде МЧС России, а также организация и проведение учебно-тренировочных занятий и учебно-тренировочных сборов с участием иногородних спортсменов (т. е. представителей других учебных учреждений и подразделений МЧС ГПС России). И для этого необходима мощная материально-техническая спортивная база, которую возможно создать, задействовав максимально возможную свободную часть территории Сибирской академии.

Первым шагом при прохождении второго этапа развития, на наш взгляд, должно стать создание «Спортивного клуба Сибирской пожарно-спасательной академии», в котором и будет осуществляться 99 % всей работы по организации и проведению спортивной деятельности, включая научно-методическое обеспечение данного процесса.

Вторым шагом логически будет запустить в работу процесс комплектования сборных команд для участия в Спартакиаде МЧС России, который является непрерывным и требующим необходимости постоянного обновления, в первую очередь самостоятельной селекции среди абитуриентов.

Третий шаг прохождения второго этапа развития это непосредственно сам процесс организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами для участия в Спартакиаде МЧС России с использованием материально-технической спортивной базы Академии.

При прохождении второго этапа перспективного развития спорта в Академии все наши шаги опираются на материально-техническую спортивную базу, которая на сегодняшний день оборудована на 56,4 % от запланированного. Под запланированными 100 %-ми подразумевается идеальная материально-техническая спортивная база Академии включающая:

1.             Учебно-тренировочный комплекс для подготовки спортсменов пожарно-спасательного и пожарно-прикладного видов, состоящий из:

-  специальной и 100 метровой полосы препятствий;

-  учебной 4-х этажной башни;

-  скалодрома;

2.             корт с универсальным покрытием;

3.             ледовый дворец;

4.             универсальный гимнастический комплекс;

5.             лыжная база;

6.             плавательный бассейн;

7.             спортивный зал;

8.             тренажерный зал;

9.             зал борьбы;

10.         беговая дорожка 200 или 400 метров.

Подводя итоги пошагового прохождения второго этапа, кафедрой физической подготовки были сделаны выводы, которые представляют собой третий этап.

3. Третий этап перспективного развития спорта в Сибирской пожарно-спасательной академии — это привлечение высококвалифицированных тренеров-преподавателей для работы с нашими сборными командами по различным видам спорта, участвующих в Спартакиаде МЧС России. Данное решение долгое время обсуждалось как на кафедре физической подготовки, так и за ее пределами, в том числе и на научно-техническом совете Сибирского института пожарной безопасности. Ведь с необходимостью привлечения специалистов трудно не согласиться. А вот вопрос финансирования данного процесса оставался открытым до недавнего времени.

Решение проблемы, опять же кроется в материально-технической спортивной базе Академии, так как привлекать специалистов планируется за счет внебюджетных средств «Спортивного клуба Сибирской пожарно-спасательной академии». Под внебюджетными средствами подразумеваются как денежные, так и средства «взаимовыручки». Также за счет внебюджетных средств планируется частичное пополнение и приобретение недостающего спортивного инвентаря, необходимого для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий.

Анализ и обобщение вышесказанного материала по проблеме перспективного развития Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в процессе становления отдельным самостоятельным подразделением в системе ГПС МЧС России позволяет сделать следующие выводы:

1.      Разработана «Концепция развития физической культуры и спорта в Сибирском институте пожарной безопасности». Позволяющая прогнозировать необходимость развития материально-технической спортивной базы.

2.      На основании данной концепции была создана схема перспективы развития спорта Сибирской пожарно-спасательной академии состоящая из 3-х взаимосвязанных этапов. Логическая связь всех этапов прослеживается в создании материально-технической спортивной базы Сибирской пожарно-спасательной академии максимально оснащенной спортивными сооружениями и инвентарем. И отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым как к учреждениям высшего профессионального образования, так и к подразделениям системы ГПС МЧС России.

Будем признательны за участие, предложения и помощь по данному вопросу.

Литература:

1.               Артамонов В. С.; Аганов С. С..; Лобжа М. Т.; Минкин Д. Ю.; Стригельская И. Ю.; Иванова Е. С. Физическая подготовка в ГПС МЧС России / Под общей редакцией П. В. Плата. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. — 537 с.

2.               Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.

3.               Жернаков, Д. В. Уколов, А. В. Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России // Теория и практика образования в современном мире. Материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург, январь 2014. / ред. кол.; отв. ред. Г. А. Кайнова. — Санкт-Петербург: Реноме, 2014 — С. 159–161.

4.               Уколов А. В. О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России / А. В. Уколов. — Чита. Молодой ученый: ежемесячный научный журнал, 2011. — № 5 (28). — С. 271–273.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle