Библиографическое описание:

Рыжкова И. В., Капичников А. И., Капичникова О. Б. Развитие учебной мотивации студентов в условиях новой системы высшего образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 160-162.

Присоединение нашей страны к единому мировому образовательному пространству изменили содержание педагогической теории и практики.

Современный этап педагогической науки характеризуется появлением новой парадигмы образования. В настоящее время осуществляется осмысление педагогики прежней, основанной на информационном типе образования, знаниевой парадигме. В настоящих условиях новая личностно ориентированная парадигма основывается на ведущих идеях современного Российского и зарубежного образования, одна из которых состоит в изменении характера взаимодействия обучающегося и педагога, усилении значимости познавательной деятельности обучающегося, способствующей самообразованию личности, её всестороннему и гармоничному развитию. Выделенные направления развития образования соответствуют общей ситуации образования в современной России и принципам его модернизации, в частности принципу интеграции образования, предполагающему объединение социальных институтов общества, органическое сочетание образовательных учреждений с целью воспитания и образования подрастающих поколений.

В настоящее время утверждаются постулаты педагогики развития; обновление структуры и содержания, форм и методов обучения, создание инновационных образовательных технологий. Главной целью образования определено свободное развитие разносторонней, творческой личности с учётом индивидуальных способностей, личностных смыслов, ценностей, высокоразвитых мотивов учебной деятельности и познавательного интереса.

Уход от традиционных систем передачи знаний, увеличение возможности выбора молодого человека, рост разнообразия форм жизнедеятельности стали причиной создания различных типов учебных заведений, вариативного образования, новой системы высшего образования, включающая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Идея вариативного образования, по существу, превратилась в исходную ценностную методологическую установку модернизации современного образования в нашей стране.

Сущностные характеристики, а также существующие концепции и практика вариативного образования позволяют выделить следующие его компоненты: деятельностную структуру, состоящую из совокупности мотивов, целей, задач, содержания, методов, результатов и субъектную структуру, включающую инновационную деятельность участников образовательного процесса — педагогов, студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, организаторов производственных практик, кураторов, родителей. Содержательная структура соотносится с отбором предметно-содержательного материала по различным дисциплинам вуза, разработкой и апробацией различных инновационных подходов и образовательных технологий, включающих различные виды информации.

Следующая управленческая структура высшего образования связана с планированием, организацией, руководством и контролем образовательного процесса. Перечисленные компоненты вариативного образования взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, оказывая непосредственное влияние друг на друга.

Большое значение в развитии вариативного образования принадлежит проблеме учебной мотивации студентов. Различные аспекты её формирования и развития предприняты в трудах А. В. Дружкина, А. И. Капичникова и О. Б. Капичниковой (1,2,3)

Формирование учебной мотивации играет важную роль в характеристике психологического образа студентов магистратуры, бакалавриата и аспирантуры; она соотносится с готовностью их к выполнению различных видов учебной деятельности, её спецификой (4,5). Представляется важным воспитывать у студентов всей системы высшей школы устремлённость к познанию, потребность в формировании компетенций, приобретение умений и навыков учебного труда (6,7,8). Правильная организация учебного процесса обеспечивает стимулирование познавательного интереса и учебных мотивов студента. Можно выделить следующие этапы формирования учебной мотивации в системе высшего образования.

1.         Этап формирования учебной мотивации совпадает с 1–2 курсами бакалавриата; особенно важным требованием, предъявляемым к формированию учебной мотивации на этом этапе является правильная организация образовательного процесса, различных видов познавательной деятельности, что отмечается, как правило, появлением эмоционального подъёма в процессе учебной деятельности, выполнения различных её видов.

2.         Этап зрелости и преобразования учебной мотивации наступает на 3–4 курсах обучения в бакалавриате и магистратуре, когда познавательные интересы у студентов преобразуются, меняется само восприятие учебной информации по различным дисциплинам, оно становится устойчивым и глубоким; значительно преобразуется память обучаемых бакалавриата и магистратуры, она приобретает более логический, системный характер, наряду с непроизвольным, значительно совершенствуется произвольное внимание студентов. Использование традиционных и инновационных образовательных технологий обучения оказывает благотворное влияние на формирование познавательных интересов и мотивов, что в значительной степени обеспечивает глубокое усвоение программного материала по различным дисциплинам. Важное значение для целенаправленного формирования учебной мотивации в бакалавриате и магистратуре играет отбор предметно-содержательного материала на модульно-рейтинговой основе, выделение ключевых понятий изучаемых дисциплин, профессиональная направленность самого процесса обучения в системе высшей школы.

На данном этапе развития учебных мотивов может осуществляться коррекция учебной мотивации под влиянием двух видов мотивов: внутренних (познавательных) и внешних (социальных). Прохождение различных видов производственных практик в магистратуре, выполнение научных и учебных заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью, способствуют совершенствованию учебной мотивации у студентов бакалавриата и магистратуры.

Социальные мотивы студентов, связанные со стремлением получить общекультурные и профессиональные компетенции, адаптироваться на существующем рынке интеллектуального труда, приводит к тому, что значительно возрастает значимость внутренних стимулов к учебной деятельности, связанных с процессом обучения в высшей школе. Разработка и использование комплекса дидактически оправданных средств, современных технологий обучения, значение каждой изучаемой дисциплины в бакалавриате и магистратуре в профессиональном становлении будущих специалистов, доминирование среди них специальных дисциплин, систематическое усложнение изучаемого материала, повышение уровня сложности учебных заданий, изменение способа учебной деятельности — её максимальное приближение к будущей профессиональной деятельности — приводят к достижению высокого уровня развития мотивов учебной деятельности обучаемых бакалавриата и магистратуры.

Литература:

1.         Дружкин А. В., Капичникова О. Б., Капичников А. И. Формирование мотивации учебной деятельности. Изд-ль «Lap Lambert Academic publishing GmbH&CoKG»,Saarbrücken,2012

2.         Дружкин А. В., Капичникова О. Б., Капичников А. И. Педагогика высшей школы. Изд-во «Наука», Саратов, 2013.

3.         Дружкин А. В., Капичникова О. Б., Дидактика высшей школы. Изд-во СГАУ им. Н. И. Вавилова. 2011. — 116 с. — ISBN 978–5-7011–0702–9.

4.         Вербицкий А. А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. — М, НИИВШ, 1998.

5.         Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М, МГУ, 1990.

6.         Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М, 1971.

7.         Маслоу А. Мотивация и личность. — Спб, Питер,2009, ISBN 978–5-91180–439–8

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle