Библиографическое описание:

Завальнюк Д. А. Система управления в частной профессиональной образовательной организации в США и России [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 35-37.

В статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости внедрения опыта управления США в российскую систему управления.

Ключевые слова:система управления, частная профессиональная образовательная организация.

Management system in private professional education organization in the United States and Russia

This article is about Russia and American management system. How it`s possible and necessary to introduction of management experience in the U. S. Russia's system of governance. The article includes analysis of the works devoted to the study of this problem. Before writing this article were delivered some tasks that we tried to solve, as well as concluded filed problem.

Key words: management system, private professional educational organization.

В настоящее время в России развивается новая система профессионального образования. Выполняя закон об образовании, становления частных профессиональных организаций, является целесообразным изучить данный вопрос, а так же проанализировать опыт США в этом же вопросе с целью выявления позитивного и негативного опыта. Как говорилось выше «новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим ".

Заинтересованность в американской системе частной образовательной организации можно объяснить тем, что именно там идеи образовательного менеджмента разрабатываются и реализовываются достаточно давно и активно. Если обратиться к коллективному труду «Основы менеджмента», написанному Майклом Месконом, Майклом Альбертом, Франклином Хеудори, то следует отметить, что во всем многообразии теорий и явлений практики американский менеджмент был и остается одним из наиболее мощных управленческих цивилизаций. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее место среди стран западного мира. В отличие от России, которая набирает обороты. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые была сформирована наука и практика управления. Ведущее значение американского менеджмента в мире сегодня подтверждается многими факторами, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико.

Учитывая актуальность статьи, необходимо было провести работу по поиску исследовательских работ посвященных изучению опыта зарубежных стран в области управления частными профессиональными образовательными организациями и его сопоставления с опытом российских учреждений. Анализ тем диссертационных исследований утвержденных высшей аттестационной комиссией за период 2000 по 2013 года свидетельствует о том, что научной разработанности проблемы явно не достаточно. По данным Российской государственной библиотеки за указанный период времени издано лишь 2 монографии и защищено 5 диссертаций, объектом которых являлся опыт США. Так, например данным вопросом занимаются, Фишман Ирина Самуиловна, Широкова Мария Владимировна. Специальных исследований, посвященных управлению частной профессиональной образовательной организацией, выявлению особенностей управления нами не обнаружено. Это объясняется так же тем, что подавляющее большинство исследований в области управления образовательными организациями проводятся на основе государственных учреждений. Опыт частных, негосударственных организаций остается за пределами внимания исследователей, однако, как показывает статистика, в РФ около четверти аккредитованных образовательных организаций составляют частные учреждения профессионального образования.

На ряду с этим в теории и практике сохраняется противоречие между необходимостью становления системы частных образовательных организаций и отсутствием изученности проблемы. Мы можем предположить, что необходимо изучить данный опыт, он будет полезен, если выявить положительные и негативные стороны. Для того, чтобы доказать эту гипотезу требуется для начала обратиться к истории становления образования в США. Ссылаясь на профессора С. А. Запрягаева, который отмечает, что первоначально появившаяся американская система образования была частной. Развитая система колледжей — характерная черта американской системы образования. В США насчитывается более 3000 колледжей. Проанализировав ряд литературы можно отметить следующие моменты: в мире не наблюдается другой образовательной системы, которая охватывала бы такое количество учащихся, допускала такую широту взглядов и действовала с таким упорством. Продолжается работа по предоставлению всем желающим учиться на равных возможностях; проводится контроль по повышению его качества. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к опыту США, чтобы критически проанализировать и выявить то полезное, что будет способствовать совершенствованию управления российскими образовательными организациями. Естественно и в американской системе управления есть недочеты. Например, ранее в Америке была развита система, заключающаяся в зависимости престижа заведения и конечного результата выпускника. Это выражалось искажением результатов. Американская система отошла от этой модели, российская система образования — нет. Можно привести множество примеров искажения результата на ЕГЭ. При необходимости повышения престижа школы учителя помогали выпускникам на сдаче экзамена. Если дальше продолжать анализировать две системы образования, то можно отметить, что различен так же и возрастной ценз. В Америке дети, обучающиеся в колледже 12–14 возраста, в России немного старше:14–15 лет. Еще одна особенность американских школ состоит в праве выбора учащимся учебных дисциплин в рамках заданных предметных категорий, что нельзя пронаблюдать в российской системе образования. В процессе изучения теоретической литературы можно отметить, что домашние задания в американских образовательных организациях в основном носят проблемный и творческий характер, то есть чаще всего требуется не заучить, зазубрить тот или иной материал, а постараться ответить на вопросы или разрешить заданную проблемную ситуацию. При этом стоит учесть, что в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых студенты выполняют часть домашних заданий. А российская модель предполагает, что преподаватель должен научить учащегося «учиться». Студент оказывается в рамках, хочешь, не хочешь, понимаешь или нет, ты обязан вызубрить и рассказать материал как угодно. Это разрушает всю модель образования.

Система поощрения так же немного различается, в США распространена пропаганда реальных возможностей продолжения образования, а так же образовательные организации отправляют благодарственные письма родителям. Что касается России, то тут распространена материальная система поощрения, но тут упущен именно момент воспитания качеств личности. Когда ребенок не понимает, что есть и другие моменты поощрения, может быть более нравственные.

Но при всем этом, система образования в Соединенных Штатах уже добилась достаточно больших успехов и постоянно стремится к новым достижениям. Россия только набирает обороты. Изучив труды многих авторов можно прийти к выводу, что образование в Соединенных штатах считается одним из показательных для всего мира. Поэтому было бы интересно попробовать перенести опыт на развивающуюся систему управления в России.

В этой статье мы поставили некоторые задачи и постарались на них ответить, а так же пришли к некоторому выводу. Можно надеяться, что сегодняшнее положение вещей стимулирует дальнейший прогресс в рассматриваемой области системы управления.

Литература:

1.                  Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг. М.: РУДН,2008.

2.                  Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг.М.: Центр социального прогнозирования, 2007.

3.                  Николаев Б. В. Федеральное законодательство о высшем образовании в США //Право и образование. 2010. № 6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle