Библиографическое описание:

Филипчук А. В. Инновационный подход формирования ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности у старшеклассников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 136-139.

Одной из ключевых проблем современности является проблема безопасности. Меры безопасности, предпринимаемые человеком, включают в себя не только защиту в уже сложившейся опасной ситуации, позволяющую снять лишь часть угроз, причем обычно не самых главных. Это еще и предотвращение потенциальных опасностей с помощью устранения их причин, преобразование окружающей среды, порождающей эти опасности [1, с. 27]. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает вопрос формирования компетенций безопасности жизнедеятельности у населения.

В настоящее время на первый план выходят вопросы, связанные с обретением и применением знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, а также формированием опыта поведения учащихся 10–11 классов в экстремальной ситуации. Это обусловлено тем, что мышление старшеклассников представляет собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, генерализирующим, способным работать планомерно и по правилам. Учащиеся старших классов отличаются относительно высоким уровнем развития и кругозором, познавательно-логическим поведением, умением самостоятельно мыслить, делать определенные выводы.

Н. С. Лейтес, говоря о школьниках этого возраста, отмечал: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем» [3].

И. С. Кон считает, что одной из основных особенностей старшеклассников является социальное и личностное самоопределение, развитие самосознания, выработка мировоззрения, жизненной позиции, профессиональная ориентация и определение своего социального положения в дальнейшей взрослой жизни [2, с. 76–77].

Таким образом, важность проблемы формирования культуры безопасности для развития личности школьника, особенно старшеклассника, вряд ли можно переоценить. В старших классах происходит переоценка ценностей. Центральное место занимает личностное и профессиональное самоопределение, поэтому самосохранение жизни и здоровья должно стать главным детерминантом в процессе развития личности. Из этого следует, что особую значимость приобретает проектирование и внедрение в педагогическую практику технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся образовательных учреждений, которая является существенной составляющей учебно-воспитательного процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования трактует культуру безопасности жизнедеятельности как жизненно важную социально-нравственную позицию личности…, а также как о средство, повышающее защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора [5].

Культура безопасности является универсальным компонентом общечеловеческой культуры, в той иной степени ее усваивают все члены общества. Каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, общества в целом. Характер этого влияния зависит от уровня сформированности культуры безопасности конкретного человека. В современной отечественной общеобразовательной школе тенденция к системности процесса воспитания культуры безопасности в основном реализуется на путях экстенсивного развития педагогической практики, что приводит к изменению компонентов педагогического процесса: форм воспитания, соотношения внеклассной работы и учебного процесса. Эффективное решение проблемы развития безопасной личности предполагает построение педагогического процесса в соответствии с культурной, социальной, духовной природой растущего человека, психологическими закономерностями его становления, на основе его субъективного опыта, с учетом его интересов, целей, ценностей.

Модернизация школьного обучения направлена на то, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить задачи и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, использовать не только достижения прошлого, но и современные передовые технологии. Итогом такого образования должны быть не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни. А это уже мировоззрение, позволяющее ориентироваться в самой разнообразной обстановке, анализировать различные ситуации и выбирать тот тип поведения, который будет направлен на сохранение жизни и здоровья. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности.

Таким образом, на современном этапе развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. И именно школа является критически важным элементом в этом процессе. На передний план выходят такие первоочередные задачи, как раскрытие способностей каждого ученика, воспитание образованного, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, обладающей определенными компетенциями, формирование личности безопасного типа.

Компетенции в области безопасности жизнедеятельности можно отнести к ключевым. Они могут выступать в виде определенных правил, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность человека в обществе, в профессиональной и учебной деятельности, при взаимодействии с другими людьми. Общество ожидает от школы, что ее выпускники будут не только коммуникабельными и самостоятельно мыслящими личностями с уже сформированными определенными профессиональными компетенциями, но и личностями безопасного типа.

Назрела потребность в специальных, дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения — в навыки. И здесь необходимо говорить о создании нового подхода к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и выводить его за рамки учебных классов, создавая специализированные площадки. В этом случае гуманистический подход в образовании позволит преодолеть разрыв и установить гармонию между знанием как таковым, мировоззрением человека и практикой,

В целях углубленного изучения курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, получения практических навыков и умений по действиям в чрезвычайных ситуациях, овладения профессиональными компетенциями целесообразно развивать внеурочную деятельность в области безопасности жизнедеятельности.

Неоспоримым преимуществом такой работы является то, что соответствии с ФГОС объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования составляет до 700 часов за два года обучения, а в базисном плане курсу ОБЖ отводится весьма скромное место: на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в X — XI классах в количестве 70 часов из расчета 1 час в неделю и учебных сборов в количестве 35 часов по отдельной программе, итого — 105 часов [5].

Кроме того, внеурочная деятельность, организуемая по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) способствует достижению целей, поставленных образовательными программами в области безопасности жизнедеятельности и реализации задач развития и образования современной личности, актуальных для общества.

Внеурочная деятельность как раз способствует созданию необходимых педагогических условий, направленных на формирование компетенций в области безопасности жизнедеятельности у учащихся 10–11 классов. В образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены, если будет создан ряд условий, таких как: деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности, создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, организация продуктивной групповой работы. Целью организации такой работы должны быть: формирование мотивации старшеклассников к овладению знаниями в области безопасности жизнедеятельности, развитие когнитивной деятельности, формирование эмоционально — ценностного отношения к вопросам безопасности как на личном, так и на общественном уровне, развитие рефлексии.

Реализация поставленных целей возможна благодаря разнообразию форм вне учебной деятельности. Это могут быть клубы и секции, членство и деятельность во Всероссийском детско-юношеском движении «Школа безопасности», туристическая деятельности, организация научно-практических конференций по вопросам безопасности жизнедеятельности, участие в мероприятиях и соревнованиях, проводимых МЧС России.

Несомненным преимуществом перед традиционными формами обучения имеют и специализированные площадки, призванные создать такую образовательную среду, где бы ключевые компетенции могли бы формироваться и быть оценены. В этом случае у старшеклассников на первое место выдвигается умение решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, умение интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, умение находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.

Эффективность деятельности таких площадок была апробирована в Республике Мордовия. Здесь в 2009 году был создан Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа безопасности» (далее ЭУГ). Среди приоритетных задач ЭУГ — организация и проведение соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный спасатель» (водник) и «Юный спасатель» (пожарный), проведение научных экспериментов по совершенствованию организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, формированию культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения, апробирование и внедрение в образовательный процесс новых методик обучения подрастающего поколения.

Впервые в стране было создано учреждение, на базе которого можно решить ряд злободневных проблем, назревших в нашем обществе, причем как с практической, так и с научной точки зрения. Экспериментальный учебный городок МЧС России «Школа безопасности» — это филиал Всероссийского научно исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Он состоит из нескольких обучающих площадок, на которых и формируются компетенции в области безопасности жизнедеятельности.

Площадка для работы на воде — это естественный водоем (озеро и река). В специально оборудованных местах старшеклассники не только обучаются плаванию, но и правилам безопасного поведения на водоемах в летний и зимний период, овладевают навыками спасения утопающего и оказания ему первой помощи, учатся управлять гребными и моторными маломерными судами, а также познают азы проведения поисково-спасательных работ на акватории, что в свою очередь способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

Площадка практического обучения школьников действиям в ЧС техногенного характера. При моделировании ЧС техногенного характера старшеклассники приобретают неоценимый опыт правил поведения в различных ситуациях, связанных с авариями, обрушениями зданий и так далее. Школьники не только знакомятся со специальным снаряжением и аварийно-спасательным инструментом и овладевают навыками его применения, но и получают практические навыки поведения, направленные на сохранение здоровья и спасение своей жизни и жизни окружающих.

Площадка практического обучения действиям в ЧС природного характера. При моделировании ЧС природного характера, учащиеся не только на практике могут овладеть основными приемами спасения, но осознают себя как частицу природы, как биологический организм, который при его чрезвычайной хрупкости необходимо беречь. Овладевая навыками туризма, ориентирования, выживания в условиях природной среды, в условиях меняющейся обстановки в реальном природном полигоне у подростков раскрывается их физический и психологический потенциал.

Площадка практического обучения школьников действиям при пожарах и оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах обеспечивает формирование не только профессиональных компетенций учащихся в области пожарной безопасности, но и осознание ценностного аспекта собственной жизни и окружающих.

Особенностью работы на таких площадках является то, что при работе на каждой из них создается мотивационная среда для овладения знаниями и умениями, формирования профессиональной компетенции учащихся, вырабатывается стереотип безопасного поведения.

При обучении на таких площадках педагог использует целый ряд технологий, направленных на формирование ключевых и профессиональных компетенций.

Тренинговые технологии вырабатывают практические навыки в области безопасности жизнедеятельности, необходимые для сохранения жизни и здоровья человека.

Проблемное обучение способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся, учит самостоятельному поиску верного решения в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Возникновение перед учениками проблемной ситуации заставляет их активизировать исследовательскую деятельность и заставляет посмотреть на ситуацию, используя нестандартные подходы. При решении проблемных заданий органично сочетаются индивидуальная и групповая форма организации познавательной деятельности. Ценность проблемных заданий состоит в развитии творческого потенциала учеников, в выработке навыков самостоятельной работы по поиску правильных решений.

Проектная деятельность развивает творческие и исследовательские способности, учит применять полученные знания в различных ситуациях.

При помощи моделирования учащиеся рассматривают чрезвычайную ситуацию с разных точек зрения, как непосредственные участники, что позволяет оценить ее со всех сторон, найти оптимальное решение проблемы. Используя не только теоретические знания, полученные на уроках, но и социальный опыт, элементом которого является и собственный опыт учащихся; создаются условия для формирования у старшеклассников опыта принятия самостоятельного решения, вырабатывается модель поведения в той или иной чрезвычайной ситуации. Развиваются познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные качества, являющиеся составляющей целостного образования.

В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс формирования базы знаний и воспитания способности к самостоятельному поиску знаний, выбору моделей поведения приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей [4, с. 26].

Формируются компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика; общекультурные компетенции, одной из составляющих которой является культура безопасности жизнедеятельности; учебно-познавательные компетенции, позволяющие ученику овладевать определенными качествами, направленными на безопасную деятельность; коммуникативные компетенции, включающие знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе; компетенции личностного самосовершенствования, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Кроме того, у старшеклассников формируется профессиональная компетентность, как личная способность будущего специалиста решать определённый класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности.

Литература:

1.                  Воробьёв Ю. Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Ю. Л. Воробьев, В. А. Пучков, Р. А. Дурнев. — М.: Деловой экспресс, 2006. — 316 с.

2.                  Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

3.                  Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. — М.: Педагогика, 1971. — 280 с.

4.                  Литвинова О. И., Каркошкина Т. А. Компетентносный подход в подготовке студентов высших учебных заведений как фактор роста конкурентоспособности выпускников // Креативная экономика. — 2009. — № 10 (34). — c. 22–26.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки России) от 07.06.2012, № 413. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» // http: // standart.edu.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle