Библиографическое описание:

Виноградова Н. И. Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 115-116.

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их целостности и единстве) в начальной школе должен предшествовать предмет, готовящий к сложности его восприятия.

Ключевые слова:изучение природы, географические представления и понятия, использование географических карт в начальной школе, картографические знания и умения.

Начальная школа — важнейший этап накопления знаний об окружающем мире, многообразии живой и неживой природы. В этом возрасте ребенку открывается взаимосвязь «природа-человек», причинно-следственная зависимость между ними. Именно в этот период, на наш взгляд, следует формировать научно-познавательное, нравственное и деятельное отношение детей к окружающей среде.

В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально-экономических задач, как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Развитие и целостность природы, изменение природы в процессе труда и урбанизации, оптимизация общества и природы, окружающая среда и здоровье человека — основополагающие аспекты экологического воспитания детей, формирования у них основ здорового образа жизни.

Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе — основа, на которой строятся географические познания обучающихся старшей ступени. Использование географических карт, информации, сконцентрированной на карте — одна из главных возможностей данной дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом тема может и должна иметь картографическое обеспечение — карты, которые создают картографический образ изучаемого объекта или явления, а также является исходным и итоговым результатом географического исследования.

На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические.

В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт. Перечень основных географических знаний и умений обучающихся начальной школы приведем ниже:

-                   — умение выделять основные отличительные признаки каждого времени года от остальных; показывать связь всех 4-х времен года, причинно-следственные связи между ними и жизнью людей;

-                   умение заполнять календарь погоды и дневник наблюдений; определять температуру воздуха, воды, почвы;

-                   понятие о форме Земли, представление о ее размерах;

-                   понятие о географической карте и плане местности;

-                   условные топографические знаки (не менее 6);

-                   определение по топографической карте направлений объектов местности;

-                   умение показывать по физической карте России горы, равнины, моря, реки, озера;

-                   различать и показывать на физической карте, карте полушарий, глобусе, карте природных зон заданные объекты и территории;

-                   наносить на физическую контурную карту, на контурную карту природных зон, на контурную карту полушарий задаваемые объекты и территории;

-                   объяснять причинно-следственные связи между компонентами живой и неживой природы природных зон и между самими природными зонами;

-                   отличать и характеризовать природные комплексы своего края (лес, луг, водоем, сад и т. д.);

-                   выделять и характеризовать элементы земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) на примере своего края;

-                   способы изображения вод суши на плане местности и на карте;

-                   умение находить на контурной карте моря, озера, крупные реки и уметь грамотно их подписывать;

-                   способы изображения населенных пунктов на плане местности;

-                   умение показывать на карте, на глобусе природные зоны России и изображать их на контурной карте природных зон;

-                   определение местоположения объектов на карте;

-                   умение составлять план небольшого участка местности.

 Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя следующие типы географических карт:

1.      Карта климатических поясов России. Контурная карта климатических поясов:

обучающиеся понимают, в каких климатических поясах расположена Россия; знают цвета, обозначающие климат пояса, границы поясов, зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода. Могут показывать на карте климатические пояса России и их границы; заполнять контурную карту, наносить климатические пояса; объяснить зависимость изменения погоды с севера к югу с приходом холода.

2.      План пришкольного участка. Карта города, поселка, села:

обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте.

3.      Физическая карта Восточно-Европейской равнины. Физическая карта России:

обучающиеся узнают изображения холмистых и плоских равнин, низких и средних гор на физической карте России; знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.

4.      Карта месторождений полезных ископаемых. Контурная карта России:

обучающиеся знают месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых; условные знаки, обозначающие эти ископаемые. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых; называют их по значкам и различают рудные и нерудные полезные ископаемые; наносят на контурную карту месторождения полезных ископаемых.

5.      Физическая карта Восточно-Европейской равнины со значками полезных ископаемых:

обучающиеся знают географическое положение месторождений полезных ископаемых, способы их добычи, условные знаки полезных ископаемых. Находят и показывают на карте месторождения полезных ископаемых, называют их, различают рудные и нерудные.

6.      Физическая карта России. Контурная карта России, региона:

обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на физической карте России. Заполняют контурную карту России, наносят крупнейшие водоемы на контурную карту региона; подписывают истоки, устья рек, озера, моря.

7.      Почвенная карта России. Контурная карта России:

обучающиеся знают расположения основных типов почв России, цвета, обозначающие их на почвенной карте России. Определяют по почвенной карте типы почв России; наносят на контурную карту России типы почв.

8.      Почвенная карта региона. Контурная карта региона:

обучающиеся знают типы почв региона, их расположение и использование; определяют по почвенной карте типы почв региона, наносят на контурную карту типы почв региона.

9.      Карта природных зон России. Карта животного мира России. Контурная карта природных зон России:

обучающиеся знают местонахождение природных зон России, их чередование, цвета на карте, обозначающие природные зоны; показывают на карте природных зон природные зоны России; объясняют связь между типом почв и растительностью природных зон, различия в почвенном покрове, животном, растительном мире между зонами. Изображают на контурной карте природные зоны России, правильно их подписывают; называют представителей растительного и животного мира каждой зоны.

10.  Карта полушарий. Контурная карта полушарий:

обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны. Показывают и называют материки и океаны, изображают материки и океаны на контурной карте полушарий.

Предлагаемые нами материалы могут помочь учителю начальных классов при подготовке и проведении уроков окружающего мира, на которых закладываются основы географической культуры обучающихся. Работа с географическими картами расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.

Литература:

1.                  Яковлева С. И., Сукманова Н. Ю. Использование карт в преподавании географии. Задания и методические указания. Тверь.: ТГУ, 1993.

Основные термины: контурную карту, природных зон, карте России, физической карте России, Контурная карта, карта России, природных зон России, карте полушарий, карте природных зон, полезных ископаемых, Контурная карта России, контурной карте, типы почв, карте типы почв, почвенной карте, контурную карту России, почвенной карте типы, карте месторождения полезных, типы почв региона, месторождения полезных ископаемых

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle