Библиографическое описание:

Нарзикулова Д. Х. Педагогические конфликты: особенности, причины возникновения и проблематика (на примере школ Узбекистана) [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 132-133.

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогических конфликтов в школьном образовании, в том числе их особенности, причины их возникновения, их проблематика, стороны, участвующие в конфликтах, их интересы, способы разрешения педагогических конфликтов.

The article discusses current issues pedagogical conflicts in school education, including their characteristics, their causes, their problems, the parties involved tothe conflict, their interests, pedagogical methods of resolving conflicts.

Вопрос о педагогических конфликтах является одним из актуальных вопросов педагогической науки в Узбекистана, в ввиду неизученности проблематики, её новизны, трансформации традиционной системы образования и формирования новых взаимоотношений в образовательном процессе. В процессе изучения способов возникновения конфликтов в школе, было определены объективные и субъективные причины их возникновения [1]:

-          игнорирование требований по получению базового образования учащихся, и не умение школьного руководства и коллектива быстро трансформироваться в условиях меняющихся учебных потребностей населения;

-          наличие непонимания и противостояния между учеником и учителем о функциональных задачах и статусе как учебного заведения, так и ученика и учителя, и разрушение поведенческих норм при выполнение этих задач;

-          сильное ограничение свободы выбора и поведения для одной из сторон, как например жесткая дисциплина, применение наказания, давление, тяга к подчинению, не имение возможности выбора школы, учителя, классного руководителя, руководства школы, строгий контроль посещаемости);

-          существование противостояния между мнением, понятиями, ценностями старшего и молодого поколения, трансформация ценностей поколений, отход молодого поколения от традиционных национальных ценностей, вовлеченность молодежи западному культурному влиянию;

-          подчиненность воли ученика учителю, авторитарный стиль управления в школе, обязательность оценки учителем посещаемости, успеваемости, поведения, знаний, мыслей ученика, которое ограничивает свободу ученика;

-          преобладание в школьном образовании авторитарной и руководящей роли старших, когда ученик находится в подчинении учителя, руководства, администрации, родителей, классного руководителя, различных общественных организаций, когда ученик в основном играет роль подчиненного, но управляющий процесс его обучения становится много;

-          возникновение противостояния между образовательными целями самого ученика, с одной стороны, и с другой с такими же целями его родителей, или школьных условий, которые не отвечают замыслам ученика;

-          наличие психологически-эмоционального несоответствия между учеником и учителем, психологически неуравновешенное поведение одной из сторон, лояльность к конфликтным ситуациям, отсутствие коммуникативных навыков;

-          обязательность некоторых учебных нагрузок, или предметов, отсутствие у ученика способностей к этим нагрузкам, нежелание сторон идти на поводу у друг друга, отказ от обсуждения и решения проблемы, некомпетентность учителей, отсутствие педагогической практики, отсутствие коммуникативных навыков, не знание детской психологии и т. д.;

-          несоответствие уровня знаний и педагогических навыков некоторых учителей требуемому уровню, нежелание учителей работать по новому (применение интерактивных методов обучения), нежелание осваивать новую методику преподавания, не справедливость, проявленная со стороны учителя;

-          неоправданное увеличение учебной нагрузки, вследствие чего рост агрессивности учеников, их постоянная усталость, равнодушие, физическая пассивность, неуверенность в себе, отказ от учебы;

-          отсутствие творческих условий для обучения, индивидуализации, игнорирование инициатив учеников, несправедливость в отношении самостоятельности, инициативности, креативности.

Следующие действия и качества учителя были определены как критерии поведения учителя по разрешению педагогических конфликтов:

-          Речь и морально-нравственные качества учителя;

-          Культура и духовность;

-          Коммуникативные качества и навыки;

-          Психологическая устойчивость и созидательность;

-          Креативность;

-          Эмпатия, умение сострадать и чувствовать других;

-          Перцептивность;

-          Позитивность и справедливость решения;

-          Организаторские способности учителя;

-          Рефлективность. [2]

Предлагаются три основных метода по погашению собственной агрессии в педагогических конфликтах [3]:

Пассивный — пассивный метод характеризуется тем, что в отношении собственной агрессии выбирается пассивный путь, и агрессия выплескивается. Но учитель должен помнить, что выплескивать собственную агрессию на других, кем бы они не приходились, это не решение проблемы. Поэтому, как пассивный метод предлагается поговорить о проблеме с коллегами, друзьями, родными, проанализировать свои действия, прийти к справедливым решениям и оценке происходящего, не допустить углубления агрессии;

Активный — активность в отказе от агрессии предполагает активные действия со стороны учителя, их незамедлительность и устойчивость, в то же время освободиться от накопившейся агрессии помогают активные действия, в виде физических упражнений, активных занятий, как например, занятия домашним хозяйством, уборка, или копание в огороде, в процессе активных действий, которые никому не угрожают происходит переоценка ценностей;

Логический — это способ преодоления своей агрессивности умных, рациональных, интеллектуальных и креативных людей. Способ требует большого умственного и эмоционального труда над собой. Только тот, кто способен властвовать над своими эмоциями способен применить логический метод отказа от агрессии. Люди, такого склада делают ударение на сущности проблемы, на его содержании, что позволяет им уйти от своих эмоций, и решить проблему на основе нейтрального отношения в ней. Понимание проблемы приводит к рациональному решению. Поэтому, такие люди не поддаются собственной агрессии. Они чаще занимаются аналитической оценкой собственных эмоций.

Литература:

1.         Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, — 144

2.         Тўйчиева Г. У. Ёшлар ва конфликтлар: конфликтлар ечимига ўрганиш. (Молодежь и конфликты: обучение разрешению конфликтов) -Тошкент: 2008. — 128 c.

3.         Нижегородцева Н. В. Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований. / Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle