Библиографическое описание:

Барбашова Н. В. Персонализированное обучение студентов старших курсов, обладающих педагогическими способностями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 1-3.

В сфере образования, как и во всем обществе, постоянно происходят изменения. Важность преобразований заключается в признании главной роли образования, в необходимости реализации личностного и профессионального потенциала.

«Никто уже не оспаривает того, что в центре системы вузовской подготовки должны быть человек, его мотивы, интересы и ценностные ориентации. На сегодня студент является не пассивным, а активным участником образовательного процесса» [1, с.166].

Смирнов С. Д., рассуждая о педагогике и психологии высшего учебного заведения, приходит к выводу, что «современная педагогическая практика давно переводит учебно-воспитательный процесс на уровень межличностных отношений в полном смысле этого слова, т. е. превращает его во взаимодействие, диалог как источники личностного роста обоих участников процесса. Именно так строили свои взаимоотношения с учениками выдающиеся педагоги во все времена» [5, с. 320].

Чтобы достичь максимальных результатов в области образования следует уделять особое внимание преподавательскому составу высшей школы.

Основными принципами сферы современного образования являются гуманизация и личностная ориентация. Творческий и активный преподаватель нуждается в осмыслении общечеловеческих, национально-культурных, нравственных целей образования, в осознании перспективных представлений и инновационных идей. Для преподавателя недостаточно иметь способности к саморазвитию и творческому сотрудничеству со студентами. Он должен ориентироваться в тех инновационных процессах, которые, послужат основой для создания собственной концепции, взгляда на профессиональную деятельность преподавателя вуза.

На сегодняшний день в вузах происходит увеличение среднего возраста преподавателей до пятидесяти пяти лет. При этом огромной проблемой является отсутствие молодых специалистов, которые хотят посвятить себя педагогической деятельности. Высшие школы не имеют специальных технологий, которые помогли бы выявить старшекурсников, обладающих педагогическими способностями, а также отсутствуют наработанные материалы для осуществления персонализации одаренных студентов на послевузовское обучение и педагогическую деятельность в высшей школе. В результате этого возникает необходимость выявления студентов старших курсов, которые могли бы проявить себя в педагогической деятельности, причем это касается не только педагогических специальностей.

Вопросами, связанными с подготовкой преподавательских кадров для высших школ изучались В. А. Антиповой, Е. В. Бережной, Б. Л. Вульфсоном, В. Б. Колаховским, В. М. Рогинским, Н. А. Томиным и другими учеными.

Интерес представляет изучение ценностных ориентаций личности. Данному вопросу посвящены работы следующих психологов: Ч. Морриса, М. Рокича, М. Розенберга, Л. Рубинштейна, Д. Форнцвора и многих других.

Одной из современных педагогических технологий является персонализированное обучение. Этой проблемой занимались ученые: В. В. Грачев, И. Н. Калошина, И. В. Кизесова, В. А. Петровский, В. В. Рубцов и т. д.

Сначала объясним термин «персонализированное обучение». На наш взгляд ученый Кизесова И. В. наиболее точно отразила смысл данного понятия: «Персонализированное обучение как вид обучения, характеризующийся взаимодействием субъектов в процессе освоения окружающего мира, в результате чего формируется идеальное представление о другом субъекте, влияющее на преобразование сознания и поведения обучающегося и обучающего через взаимную представленность друг к друге. Данное обучение предполагает становление индивидуальной образовательной траектории слушателей»[2].

Следует отметить, что накопленный материал и проведенные исследования не в полной мере отражают формирование ценностных ориентаций личности на этапе обучения студентов старших курсов, а процессом персонализации старшекурсников, особенно непедагогических специальностей, на продолжение обучения и преподавательскую деятельность в вузе после успешной защиты диссертации, вообще, никто не занимался.

Нами была разработана система, которая позволит осуществить подготовку педагогического резерва.

На основании теоретических и экспериментальных исследований, последние проводились в Столичной финансово-гуманитарной академии, город Москва, можно отметить, что подготовка педагогического резерва для кафедр высшего учебного заведения происходит при соблюдении следующих этапов:

1.                  выявление старшекурсников, обладающих педагогическими способностями;

2.                  проведение индивидуальной работы с выявленными студентами;

3.                  для усиления педагогической направленности некоторых дисциплин учебного плана внесены изменения в их содержание;

4.                  проведение специального курса на тему: «Введение в педагогическую деятельность»;

5.                  привлечение выпускающих кафедр, так как они больше всех заинтересованы в педагогических кадрах.

Теперь можно более подробно остановиться на выше перечисленных этапах.

Для осуществления первого этапа исследования, с целью выявления старшекурсников, обладающих способностями к педагогической деятельности в высшем учебном заведении, мы предлагаем использовать опросник «Выявление студентов, обладающих профессионально-нравственными качествами преподавателя вуза», который состоит из трех частей (составитель Барбашова Н. В.).

Материал, полученный при проведении социологического опроса, являлся необходимым для персонализации старшекурсников, с целью осуществления их дальнейшего обучения и последующей педагогической деятельностью в вузе.

Индивидуальную работу в процессе персонализированного обучения, на наш взгляд, рациональнее всего начинать с беседы. Мотивирование при этом является самым важным при достижении поставленной цели. Доказательства представлены в научных работах многих ученых. Например, Рубинштейн С. Л. писал: «Всякое действие исходит из мотива, т. е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл для индивида».

«Мотив» Рубинштейн С. Л. характеризовал, как «осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия» [4, с.187–188].

Нами были внесены изменения в содержание некоторых дисциплин учебного плана, причем, не только педагогических специальностей. Это было сделано в целях усиления педагогической направленности дисциплин и способствовало формированию ценностных ориентаций в профессиональной деятельности и мотивации, направленной на продолжение обучения с последующим трудоустройством преподавателями высшей школы.

Старшекурсникам было предложено посетить специальный курс на тему: «Введение в педагогическую деятельность», целью которого было пополнение знаний студентов по основам общей педагогики, а также представлениям и основным направлениям педагогической деятельности в вузе.

Спецкурс оказался особенно интересным для старшекурсников непедагогических специальностей. В свою очередь, он помог студентам, обладающим педагогическими способностями, в использовании своих скрытых потенциалов и возможности найти значимое место в обществе.

Согласно учебному плану занятия по специальному курсу на тему: «Введение в педагогическую деятельность» предусмотрены на предпоследний семестр обучения в высшем учебном заведении. На преподавание отводится 18 часов: из них 5 часов — аудиторные занятия, 5 часов — самостоятельная работа и 8 часов — практическая работа студентов.

Спецкурс имел следующие задачи:

1.                  ознакомить студентов с основными понятиями общей педагогики;

2.                  проанализировать личность и профессиональную деятельность преподавателя высшего учебного заведения;

3.                  сформировать у студентов представления о процессах обучения;

4.                  создать предпосылки для выбора старшекурсников педагогической позиции.

В результате проведенного специального курса студенты должны:

Знать:

-          основные категории общей педагогики;

-          содержание профессиональной деятельности преподавателя высшей школы;

-          общие формы организации учебной деятельности в высшем учебном заведении.

Уметь:

-          выделять ценностные характеристики вузовской педагогической деятельности;

-          анализировать различные педагогические теории и определять личностную позицию в их пространстве.

В проводимом исследовании участники (100 студентов старших курсов) были разделены на две одинаковые группы: экспериментальную и контрольную, по 50 человек. В каждой из групп был проведен социологический опрос. Целью опроса было выявление сформированности мотивационного потенциала профессиональной деятельности, а также наличие и желание использовать знания по педагогическому процессу в профессиональной деятельности или продолжить послевузовское обучение, а после успешной защиты диссертации, трудоустроиться преподавателями в высшее учебное заведение.

Мы выявляли сформированность мотивационного потенциала профессиональной деятельности, используя методику К. Замфир в модификации А. Реана [3].

Рассматривая типы мотивационного комплекса в одной, и в другой группе, следует отметить, что они не сильно отличаются, внутренняя мотивация превосходит внешнюю положительную и внешнюю отрицательную. Данный мотивационный комплекс способствует положительному настрою на учебный процесс.

Нами была разработана методика, которая позволила проследить в формирующем эксперименте, в экспериментальной группе, происходящие изменения.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

-          студенты старших курсов, особенно непедагогических специальностей, имели скудные знания по основам общей педагогики;

-          после проведенного спецкурса появилось больше знаний у респондентов по данной тематике;

-          после «Введения в педагогическую деятельность» уже не 16,5 % старшекурсников стали планировать дальнейшее обучение, а 50 % студентов решили повышать свою квалификацию, а после успешной защиты диссертации попробовать себя в роли преподавателя высшей школы.

Четвертый этап оказался наиболее важным в процессе персонализированного обучения студентов старших курсов, и не только педагогических специальностей, он помог переосмыслить старшекурсникам свои возможности в профессиональной деятельности.

Нам представляется, что во время проведения занятий должно быть системное взаимодействие участников образовательного процесса. Большое значение имеет материально-техническое оснащение и психолого-педагогическая подготовка преподавателя, осуществляющего персонализированное обучение, так как это помогает в достижении поставленной цели.

Следует отметить, что выпускающие кафедры очень активно проводили индивидуальную и групповую работу с потенциальными преподавателями, ведь они в большей степени заинтересованы в педагогическом резерве вуза.

Анализируя проведенные этапы исследования, мы пришли к выводам:

1.                  Социологический опрос помог выявить старшекурсников, обладающих педагогическими способностями.

2.                  Психолого-педагогическое сопровождение с использованием системного подхода оказалось необходимым при осуществлении персонализации способных студентов на послевузовское обучение с последующим трудоустройством преподавателями вуза.

3.                  Перед персонализированным обучением необходимо провести индивидуальную работу со способными студентами, которая должна основываться на мотивации к повышению профессиональной квалификации и желанию использовать полученные знания в педагогической деятельности в высшей школе.

4.                  Наиболее важным этапом персонализированного обучения старшекурсников является проведение специального курса «Введение в педагогическую деятельность», который помогает студентам использовать свои скрытые потенциалы и дает возможность найти значимое место в обществе.

5.                  После посещения спецкурса 50 % старшекурсников, и не только педагогических специальностей, решили продолжить повышать свою квалификацию и, после защиты диссертации, попробовать себя в роли преподавателя высшего учебного заведения.

6.                  Активную работу с потенциальными преподавателями проводят выпускающие кафедры.

Исходя из выше изложенного, мы считаем, что работу следует продолжать в данном направлении.

Литература:

1.      Бондаренко Е. Н. Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе: монография / Е. Н. Бондаренко. — Минск: Тесей, 2008. — 224с.

2.      Кизесова И. В. Персонализированное обучение слушателей в системе дополнительного профессионального образования: моногр. / И. В. Кизесова, В. С. Нургалеев; ГОУ ВПО «Сиб. гос. технол. ун-т». — Красноярск: СибГТУ, 2007. — 172 с.: табл.

3.      Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

4.      Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II.- М.: Педагогика, 1989.- 328с.

5.      Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сергей Дмитриевич Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 400с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle