Библиографическое описание:

Назарова А. С. Профессиональное саморазвитие как важнейшее условие эффективной деятельности юриста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 273-276.

В статье рассматривается роль профессионального саморазвития для успешной профессиональной деятельности юриста, определяются основные особенности постдипломного образования юриста. Автор рассматривает профессиональное саморазвитие как цель постдипломного образования специалистов в области права.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, постдипломное образование, противоречия в системе образования, потребности, нормативно-правовая система, юрист.

В современном обществе возникает ряд противоречий в области профессиональной деятельности специалистов в области права, к которым можно отнести следующие: всевозрастающие требования к профессиональным умениям специалиста, к его личности и отсутствие научно обоснованной теории профессионального саморазвития юриста; большим количеством подходов к профессиональному саморазвитию и отсутствие научного подхода к профессиональному саморазвитию юриста, в рамках которого эффективно осуществляется его формирование; индивидуальный, разрозненный характер системы профессионального саморазвития юриста и дискретный характер сложившейся системы постдипломного образования специалистов в области права. В условиях данных противоречий возникает проблема формирования способности юриста к профессиональному саморазвитию.

Изменения, происходящие сегодня в нормативно-правовой системе, приводят к постоянным нововведениям в профессиональной деятельности юристов различных уровней, увеличению потока информации, ее стремительному обновлению, что приводит к мобильности самой правовой системы. Соответственно и сами юристы, становятся объектами этой мобильности. Успешное окончание ВУЗа еще не является доказательством того, что в дальнейшем, в своей профессиональной деятельности данный выпускник достигнет большого успеха. Это обуславливает необходимость в постоянном обновлении знаний, формированию новых умений, а также процесс диагностики и коррекции достигнутых профессиональных результатов. Все это может осуществляться только в рамках профессионального саморазвития.

Проблема профессионального саморазвития как цели постдипломного образования юриста не достаточно изучена. Она не была предметом конкретного исследования, однако в философии, психологии и педагогике накоплен определенный опыт для более глубокого изучения данной проблемы.

Психологические основы саморазвития можно найти в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. Адлера, Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, И. С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Г. А. Цукермана [2], [11], [12], [19], [20], [23].

Выявление сущности процесса педагогического обеспечения саморазвития личности отражено в исследованиях В. И. Андреева, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, Л. Н. Куликовой [3], [14], [12], [13].

Большое количество работ также посвящено саморазвитию в профессиональной деятельности педагога (А. А. Бодалев, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Хмель, А. К. Маркова, И. Л. Фельдман, Н. Д. Иванова, А. К. Рысбаева, В. М. Антипова, Ф. Б. Балкизова, Е. Н. Богданов, Н. В. Бордовская, Н. М. Борытко и др.) [7], [15], [22], [16], [21], [18], [6], [10], [12], [9].

Ряд исследований раскрывают сущность и особенности формирования профессионального саморазвития в конкретных условиях у отдельных категорий юристов (Полянская В. А., Абдурагимов А. М., Журавлева Т. Л. и д. р.) [17], [1].

Под саморазвитием мы понимаем концентрацию отдельной личности на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний.

Н. М. Борытко определяет саморазвитие как целенаправленный процесс самосозидания человека, обеспечивающий неповторимость и открытость его индивидуальности [8].

Профессиональное саморазвитие юриста — это целенаправленный процесс специалиста в области права на самосовершенствование своих профессиональных умений и навыков.

По мнению Л. И. Анциферовой [4] необходимо создавать условия для конструирования непрерывного образования специалиста как синтез мировоззренческой, духовной, нравственной, и профессиональной составляющей. Соблюдать преемственность между базовым профессиональным и постдипломным образованием. Поэтому профессиональное саморазвитие должно рассматриваться как цель постдипломного образования юриста.

Л. Д. Гительман, подчеркивал, что профессиональное саморазвитие не массовое и даже не типичное явление, так как не все обладают качествами, которые необходимы для целенаправленной работы над собой.

Но вместе с тем, значимость профессионального саморазвития для эффективности профессиональной деятельности очевидна.

Постдипломное образование как правило направлено на закрепление уже ранее сформированных профессиональных умений и навыков. Но вместе с тем, в процессе профессиональной деятельности у юриста возникают потребности в приобретении новых знаний и формировании новых умений. И здесь важнейшим условием успешной профессиональной деятельности юриста становится его профессиональное саморазвитие.

Реализовать же потребности в приобретении этих знаний умений и навыков можно только путём активного саморазвития, которое обеспечивает формирование точных представлений о путях и методах целенаправленного решения задач собственного самосовершенствования.

Если рассматривать понятие саморазвития сквозь призму профессии юриста, то саморазвитие можно определить как процесс целенаправленного развития себя как специалиста в области права, который включает в себя прежде всего самосовершенствование тех компетенций, которые обеспечивают успех в профессиональной деятельности. Саморазвитие юриста, его значимость и сам процесс осуществления базируется на особенностях профессиональной деятельности, которые предполагают:

-          широкий спектр распространения (от государственных структур — правоохранительных органов, до общих управленческих и хозяйственных структур);

-          высокие требования к образованию специалиста (как правило это окончание ВУЗа или ученая степень);

-          ответственность за совершаемые действия (юрист принимает решения, от которых зависит жизнь людей — заключение под стражу, утверждение обвинительного заключения, предъявление исков и др.);

-          подверженность стрессовым ситуациям (постоянное общение с людьми, ведение переговоров, ненормированный рабочий день, часто специалисты в области права работают на выходных и ночами);

-          определенные требования к личности юриста (так как действия юриста являются гласными, находятся под наблюдением общества, юристом может стать человек только с безупречной репутацией, обладающий определенными моральными ценностями и идеалами).

Исходя из данных особенностей профессиональной деятельности складывается ряд требований к индивиду, который собирается устроится юристом, к ним мы можем отнести следующие:

-          определенный уровень интеллектуального развития;

-          уровень сформированности профессиональных компетенций;

-          состояние здоровья индивида;

-          безупречная репутация;

-          прогнозируемый рост профессиональных умений.

Рост профессионального саморазвития после трудоустройства на работу юриста происходит не сразу, а постепенно, в определенные периоды может обостряться или затухать. Это во многом зависит от условий в которых оно происходит, внешних и внутренних факторов, а также от личности самого специалиста в области права.

Само формирование способности к профессиональному саморазвитию происходит путем длительного естественного созревания. Период данной длительности может быть значительно сокращен в случае высокой мотивации к профессиональному саморазвитию у субъекта, которая прежде всего связана с высокой потребностью к реализации внутреннего потенциала направленного на достижение профессионального успеха. При этом обязательным условием является учет закономерностей отношения между системами внешней и внутренней мотивации, когда внешняя мотивация способствует усилению мотивации внутренней или когда реализация внутренних мотивов приводит к внешнему стимулированию. В течение длительного времени профессиональные традиции той или иной организации в которой работает юрист, нормы поведения и ценностные ориентации могут стимулировать специалиста в области права к самосовершенствованию или наоборот, полностью её блокировать. В первом случае это характерно для организаций, где созданы все необходимые условия к стимулировании профессиональных достижений, профессиональному саморазвитию, вторая группа- как правило предполагает полное безразличие к профессиональным достижением юриста или даже наказанию за инициативу. Кроме того, не мало важную роль играет сам руководитель, который стоит во главе государственного органа или коммерческой организации. Если это успешный человек, постоянно находящийся в процессе саморазвития, уважающий своих сотрудников, поощряющий их достижения, то это приводит как правило к тому, что все нижестоящие сотрудники стремятся ему подражать, ставят себе в пример, и он для них будет является эталоном, к которому следует стремиться.

Также не следует забывать и о жизненном опыте юриста, его личном мировоззрении, которое несомненно влияет на успешную профессиональную деятельность и профессиональное саморазвитие. Представления об окружающем мире о поступках совершаемых окружающими, в том числе и коллегами, конкретные действия и поступки самого субъекта профессионального саморазвития проходят сквозь призму его мировоззрения, сложившегося до вступления в профессиональную деятельность и продолжающего формироваться уже в течении этой деятельности.

Ну и несомненно важным аспектом, влияющим на профессиональное саморазвитие юриста является система постдипломного образования в рамках конкретного учреждения в котором он работает. Данная система должна быть организована таким образом, где главной целью будет не закрепление и повторение и ранее полученных знаний, и не только наполнение профессионального сознания юриста новыми знаниями, а прежде всего целью такого профессионального саморазвития юриста должно являться стремление научить юриста учится, но учится самостоятельно, где он будет сам выступать и учителем и учеником. Другими словами, профессиональное саморазвитие юриста должно стать целью постдипломного образования специалистов в области права. И самое главное, в данном постдипломном образовании, помочь юристу осознать, что его успех в профессиональной деятельности зависит не от хорошего преподавателя, а прежде всего от него самого, от его стремления к самосовершенствованию. Здесь снова важно обратить внимание на то, что самостоятельно осознать данную необходимость может не каждый. Профессиональное саморазвитие долгий и сложный процесс, который протекает в течении всей профессиональной деятельности. Субъект профессионального саморазвития прежде всего должен обладать такими качествами как — упорство, терпение и постоянство. Упорство предполагает способность не сдаваться, подниматься даже при самый громких поражениях. Терпение дает специалисту в области права способность долгие годы достигать своей мечты в области профессиональной деятельности, как правило, это получить определенную должность вне зависимости от того, какие он несет потери, и как долго ему предстоит трудиться, порою отказывая себе во всем (семье, друзьях, развлечениях и т. д.). Постоянство предполагает не отступление от поставленной цели не при каких обстоятельствах. В случае, если юрист сам не может определиться чего он хочет и при первых неудачах меняет цель или даже профессию, саморазвитие заканчивается неудачей.

В данном случае именно постдипломное образование юриста помогает осознать значение саморазвития для успешной профессиональной деятельности, и воспитать такие качества как — упорство, терпение и постоянство. В рамках постдипломного образования, юристу прежде всего необходимо помочь определить не просто жизненную цель, а свое предназначение. И важно, чтобы осознавая его (особенно молодые специалисты) руководствовались не престижем профессии или желаниями родителей, а прежде всего своими собственными интересами. Ведь человек окончивший юридический факультет, еще не может быть назван профессионалом. Возможно поработав несколько месяцев он начинает понимать, что это совсем не его призвание и тогда о никаком профессиональном саморазвитии не может быть и речи. Возможно также, что на данном этапе молодой специалист определиться с областью профессиональной деятельности, в которой он хочет работать. Индивидуальные особенности личности и его мировоззрение могут сделать из выпускника отличного адвоката и совсем бесперспективного прокурора, именно поэтому данный этап в организации профессионального саморазвития юриста очень важен.

После того, как субъект профессионального саморазвития своим предназначением определяет все таки именно деятельность в области права, необходимо помочь ему в определении планов на свою профессиональную деятельность. Идеально, если юрист распишет такой план не на один только год, а на несколько лет вперед, изберет определенную тактику в осуществлении этого плана. Важно, чтобы достигнув даже больших высот, юрист продолжал двигаться вперед, ставив перед собой все новые и новые цели, и только тогда он не будет подвержен синдрому профессионального выгорания. Здесь важно научить субъектов саморазвития записывать свои достижения, сформировать способность к постоянной рефлексии, анализу собственных результатов профессиональной деятельности, как в течении каждого дня, так и в течении года. Ведь только осознание, что очередной рабочий день прошел зря, следовательно не приблизил юриста к своей профессиональной мечте, позволит ему в последующем таких ошибок не совершать и использовать время с пользой. Устанавливая собственные рекорды, специалист несомненно будет стремится постоянно побеждать самого себя, достигать еще больших высот, добиваясь профессионального успеха. Однако в том случае, если у такого специалиста появится кумир профессиональной деятельности, который достиг больших высот, это будет способствовать еще большему профессиональному успеху, дающему стремительные результаты профессиональному саморазвитию. Ведь в данном случае юрист будет сравнивать собственные достижения и рекорды не только со своими в прошлом году, но и с достижениями конкретного человека.

Постдипломное образование юриста таким образом должно помочь осознать специалисту, не только необходимость профессионального саморазвития, а прежде всего его значение в достижении профессионального успеха, в результативности профессиональной деятельности.

Подведем итог сказанному:

-        В современной системе юридического образования возникает ряд противоречий, в результате которых возникает проблема формирования способности юриста к профессиональному саморазвитию.

-        Профессиональное саморазвитие юриста является длительным процессом, происходящем на протяжении всей профессиональной деятельности.

-        Профессиональное саморазвитие следует рассматривать как цель постдипломного образования юриста.

-        Профессиональное саморазвитие является важнейшим условием эффективной деятельности юриста.

Литература:

1.         Абдурагимов А. М./Субъектная регуляция процесса личностно-профессионального развития будущих юристов/диссертация/19.00.13, 19.00.06 — Москва, 2010/электронный ресурс/дата обращения 03.01.2014/ Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-kulturologicheskoy-podgotovki-buduschego-uchitelya#ixzz2pRt29aR0

2.         Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и личность [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с

3.         Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.

4.         Анциферова, Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психол. журнал. — 1988. — Т. 1. — № 2. — С. 52–60.

5.         Альфред Адлер/«Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека»/ http://thelib.ru/authors/adler_alfred.html/ дата обращения 03.01.2014 г.

6.         Балкизова Ф. Б. Акмеологические факторы продуктивной деятельности и мастерства учителя начальных классов сельской школы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. -20 с.

7.         Бодалев А. А. «Вершина в развитии взрослого человека»/ электронный ресурс/дата обращения 04.01.2013 г./ Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-kulturologicheskoy-podgotovki-buduschego-uchitelya#ixzz2pRt29aR0

8.         Борытко Н. М., Мацкайлова О. А. /Становление субъектной позиции позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: Монография/ Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002.

9.         Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.

10.     Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Питер, 2000

11.     Выготский Л. С./ Собрание сочинений (том 1–6) + работы разных лет/ из-во педагогика, Феникс, АПН РСФСР/год издания: 1934–2001

12.     Кон И. С. / В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.

13.     Куликова Л. Н. Воспитать себя. М.: Просвещение, 1991.

14.     Крылова Н. Б. Эстетический потенциал культуры. М.: 1990.

15.     Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СамГПУ, 2002

16.     Маркова А. К. «Психология профессионализма»/ электронный ресурс/ дата обращения 04.01.2014/ http://forum.partnerstvo.ru/showthread.php?p=55971

17.     Полянская В. А./Профессиональная направленность студентов-юристов и ее динамика на начальном этапе освоения юридической деятельности/ диссертация19.00.06 — Санкт-Петербург, 2004/электронный ресурс/ дата обращения04.01.2014 г./ Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-kulturologicheskoy-podgotovki-buduschego-uchitelya#ixzz2pRt29aR0

18.     Рысбаева А. К. Культура профессионально-педагогического общения в коллективе студенческой группы: Автореферат дисс.: Казахз. гос. пед. инст-т, 1991.

19.     Роджерс К. «Становление личностью»/ электронный ресурс/дата обращения 04.01.2013 г./stanovlenielichnostyu.doc

20.     Рубинштейн, С. Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // «Советская психотехника», 1934, № 1

21.     Фельдман И. Л. Развитие профессионального самопознания в структуре Я-концепции учителя начальных классов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2005.

22.     Хмель Н. Д., Ивахнова Л. А., Хан Н. Н. Формирование основ дидактической готовности учителя: Учебное пособие. — Алматы: РИМП Эксито, 1994.

23.     Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle