Библиографическое описание:

Селиванова М. А. К вопросу о причинах и условиях преступности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 191-193.

Изучение причин преступности одна из фундаментальных задач криминологической науки. Как писал известный философ и естествоиспытатель Р. Карнап, «причинное отношение означает предсказуемость».

Вопрос о причинах преступности возникал с древнейших времен существования человека. Так, Платон и Аристотель полагали, что причиной преступности является социальная неустроенность общества. Морелли утверждал, что человек становится преступником вследствие неправильной организации об­щества, и видел источник всех зол в частной собственно­сти.

На современном этапе, по мнению Ю.М Антоняна, причины преступности в современной России заключаются в следующем:

  1. Резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных, различия между которыми не смягчаются наличием так называемого третьего класса – его в России попросту нет, отмечая, что этот фактор представляет собой значительную криминогенную опасность не сам по себе, а по своим социальным и психологическим последствиям и в связи с другими социальными явлениями, прежде всего общей слабостью российского общества и государства;

  2. Недостаточное развитие экономики России, несбалансированность и противоречивость экономических отношений, пороки хозяйственного механизма и экономической политики, а также недостатки в системе распределительных отношений;

  3. Утеря прежнего государственного патронажа;

  4. Низкий уровень нравственности части населения

  5. Традиционная агрессивность, привычка людей в России решать все свои проблемы с помощью насилия.

Независимо от того, какие бы теми или иными авторами ни назывались причины преступности, их невозможно изучать отдельно от условий, способствующих совершению преступления, которые, по мнению А.С. Сахарова, можно поделить на объективные, субъективные и условия нравственного формирования субъекта (условия воспитания в семье, ближайшее бытовое окружение, влияние школы, организацию быта и досуга, культурно-образовательный уровень).

На первом месте среди условий, оказывающих влияние на формирование личности, находится семья. О важности семейного института и правильного воспитания ребенка писали многие ученые, не только криминологи, но и социологи, психологи и даже политологи. «Воспитание, – писал А.С.Макаренко, – есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». По мнению В.В. Зритнева, нездоровая обстановка в семье ведет к резкому возрастанию противоречий между такими компонентами и мотивациями подростка как цель и средство ее конкретного достижения, намерение и мотив, побуждение и результат, желание и необходимость [1, С.183].

Существующие отклонения в сфере семейного воспитания предлагается рассмотреть, используя следующий структурный подход:

  1. материально-бытовые условия семьи;

  2. состав и структура семьи;

  3. нравственная позиция семьи;

  4. воспитательная и педагогическая позиция.

В результате проведенного изучения уголовных дел было установлено, что более чем в 80% случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений материальный уровень достатка семьи, в которых проживали несовершеннолетний был ниже среднего, отсутствовали необходимые бытовые условия. Основной заработок родителей составляли социальные пособия на детей, пенсии, случайные заработки.

Другая из существующих проблем современного российского общества – неполные семьи, где воспитанием ребенка занимается один из родителей. Объясняется это тем, что отсутствие одного из родителей (как правило отца) не только ограничивает воспитательные возможности, но и порождает известную безнадзорность, которая является объективной предпосылкой вовлечения несовершеннолетних в криминогенные группировки сверстников, в притоны, содержащиеся взрослыми преступниками [2, 268]. По мнению К.Бартола, супружеские пары, располагающиеся на низших ступенях социоэкономической лестницы, имеют самые высокие показатели разводов, в то время как у пар, принадлежащих к высшему и среднему классу, эти показатели ниже. Таким образом, возможно, что факторами, непосредственно обуславливающими делинквентность, являются не сами по себе неполная семья или воспитание одним родителем, а, по-видимому, некоторая комбинация взаимодействующих факторов – бедности, трудовой занятости, образования и ряда других [3, С.48].

По результатам исследования, проведенного авторами, была выявлена следующая тенденция: более 50% несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений, на момент его совершения воспитывались одним из родителей, преимущественно матерью. Их характеристик с места учебы, проживания несовершеннолетнего видно, что в случае стабильного материального положения семьи, обусловленного высокой занятостью единственного родителя, несовершеннолетний не чувствует над собой должного контроля, становится неуправляемым, подпадает под отрицательное влияние старших по возрасту лиц.

Немалое значение на формирование личности несовершеннолетнего оказывает нравственная позиция семьи, к которой можно отнести как существующие взаимоотношения между ее членами, в том числе между родителями и детьми, так и наличие положительного (отрицательного) примера со стороны старших по возрасту лиц, в том числе братьев и сестер.

Так, для детей, подвергшихся семейному насилию характерно:

- отсутствие интереса к познавательной деятельности;

- отсутствие способности к эмпатии (сочувствию, сопереживанию), глубоким эмоциональным переживаниям;

- стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда;

- склонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;

- повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию [4, С.40].

О том, насколько важна доброжелательная атмосфера любви и взаимопонимания внутри семьи между взрослыми и детьми, говорят следующие статистические данные: 98% благополучных школьников и 87% подростков-правонарушителей ответили, что решающую роль в предотвращении преступлений сыграло бы создание благоприятной обстановки в семье [5, С.90]. Неудивительно, что в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не имеют постоянного источника дохода, а также имеют судимости, такое поведение становится нормой для подрастающего поколения. Из материалов изученных автором уголовных дел прослеживается следующая тенденция: около 20% случаев в семьях, где несовершеннолетние были вовлечены в совершение преступления, имелся отрицательный пример родителей, которые имели судимости за совершение различных преступлений. Думается, что фактически этот процент является более высоким, т.к. не во всех уголовных делах, возбужденных в отношении несовершеннолетних, которые были вовлечены в совершение преступлений взрослыми лицами, имеется полная информация об их родителях, в том числе наличии у них судимостей. Однако анализируя имеющиеся характеристики и акты обследования материально-бытовых условий можно сделать заключение об образе жизни их семьи: частое употребление родителями алкоголя, в том числе совместно с несовершеннолетним, эпизодические скандалы, отсутствие надлежащего контроля над детьми.

Педагогическая и воспитательная позиция семьи отражает осуществляемый родителями контроль за успеваемостью подростков в школе, их поведением, выбор методов воспитания, среди которых нередко присутствуют и насильственные методы. Между тем, результат проявленной в отношении ребенка агрессии со стороны взрослых лиц имеет двоякие последствия. С одной стороны, от безысходности и не желания жить в таких условиях, подростки совершают побег из дома, ведут скитальческий образ жизни, пополняя ряды беспризорных и безнадзорных детей, где легко поддаются пагубному влиянию криминальных элементов, в том числе старших по возрасту лиц, рискуя быть вовлеченным в совершение преступлений. С другой стороны, нездоровый, конфликтный климат в семье, ссоры, насилие, жестокость выступают мощным криминогенным фактором, формирующим насильственную иную противоправную мотивацию, способствуют «привыканию» к такому стереотипу поведения [6, С.60], что также не может не отразиться на формировании у несовершеннолетнего антиобщественных установок.

Таким образом, семейное неблагополучие является одним из факторов, способствующему вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступлений, когда отсутствие доверительных взаимоотношений в семье, должного контроля со стороны родителей и осуществлениями ими лежащих на них воспитательных функций, приводит к тому, что несовершеннолетние попадают под отрицательное влияние криминальных элементов, в том числе неоднократно судимых, которые вовлекают их в совершение преступлений. Специалисты говорят о срабатывании так называемых компенсаторных механизмов: невостребованность потенциальных возможностей подрастающего поколения государством и обществом компенсируется их востребованностью преступным миром [7, С.48].


Литература:
  1. Зритнев В.В. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема современной России и предмет социологического анализа// Вестник Ставропольского Государственного Университета. 2007. №53.

  2. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних.

  3. Бартол К.Психология криминального поведения. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.

  4. Галюкова М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе//Альма-матер. 2006. №9.

  5. Иншакова М.С. Негативные аспекты семейной жизни как фактор преступного поведения// Вестник Московского университета МВД России. 2009. №1.

  6. Базырова Б.А. Насилие в семье и его влияние на рост беспризорности несовершеннолетних//Современное право. 2007. №9.

  7. Силанов К.С. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью: Учебно-методическое пособие/К.С. Силанов. – М.: Юнити-Дана, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle