Автор: Жадан Владимир Николаевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №17 (76) октябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 21.10.2014

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Некоторые подходы к определению причини условий преступности несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 35-36.

Происшедшие в России с 90-х годов XX столетия реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. При этом данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане, но и значительный рост общеуголовной корыстной и насильственной, экономической, организованной, коррупционной и иной преступности, в том числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью.

В юридической литературе имеется немало публикаций посвященных вопросам анализа криминогенной обстановки, ситуации в России и отдельных регионах, причин и условий, обуславливающих преступность в целом и отдельных ее видов, в том числе причин и условий, способствующих совершению преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. Естественно, это не лишает нас продолжить рассмотрение некоторых подходов по определению причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи.

Проанализировав научные подходы о причинах преступности можно отметить, что, во-первых, выделяются факторы-причины преступности и факторы-условия, которые им способствуют и при этом причины и условия понимаются как некие совершенно определенные явления, которые определены и заданы именно в данном качестве, во-вторых, разграничиваются причины преступности и условия преступности как в целом, так и отдельных видов преступлений.

Представляется, что более приемлемым является научный подход, когда оценка преступных деяний и выявление одних явлений, процессов в качестве причин, а других в качестве условий носит относительный характер. Более того конкретное явление в одних взаимодействиях может играть роль причины, а в других – условия.

По нашему мнению правы те ученые, которые считают, что причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом.

Следуя научному подходу о причинности, при котором под причинами преступности понимается как взаимодействие среды и человека с выделением внутренних и внешних причин и условий преступности, процесс детерминации преступности несовершеннолетних и молодежи обладает спецификой в силу их возрастных, социальных и психологических особенностей, а также своеобразия социально-правового статуса. Учитывая данный процесс, основные причины преступности несовершеннолетних (до 18 лет) и молодежи (до 25-30 лет) коренятся в сфере формирования личности, в семье, в образовательных учреждениях (в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных) и другой микросреде, досуговой и трудовой деятельности. При этом автор этих строк солидарен с научной позицией, чтонеобходимо выделять внутренние и внешние причины, которые выступают как производящие, действующие одновременно, а поэтому причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью можно условно разделить на общесоциальные и личностно-микросредовые.

К внутренним общесоциальным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи можно отнести:

В сфере политики – противоречия между официальными массовыми детскими и молодежными организациями и неформальными, что отразилось в прошлом в дезорганизации и формализме в деятельности подростковых и молодежных организаций, начиная с середины восьмидесятых годов, в невыполнении ими функций по вовлечению в активную социальную жизнь подростков и молодежи, в начале девяностых в прекращении деятельности старых официальных массовых детских и молодежных общественных и досуговых организаций и по настоящее время отсутствие новых, зато массовое возникновение неформальных молодежных объединений.

Представляется, что причинами возникновения неформальных объединений несовершеннолетних и молодежи в конце восьмидесятых годов XX века являлось то, что подростки и молодежь не видели реального пути изменить свою жизнь. Им были недоступны рычаги, с помощью которых они могли воздействовать на окружающую действительность, невозможность официальным путем что-либо изменить, самовыразиться.

В социально-психологической сфере – наличие в реальной жизни несовершеннолетних и молодежи (в их социальном бытии и в общественном сознании) противоречивых явлений: рост наркомании и алкоголизма, пессимизм, инфантилизм, цинизм, бездуховность и всеядность, самокопание и культурный вакуум.

Особенностью причин и условий преступлений несовершеннолетних и молодежи является своеобразное, почти буквальное совпадение по временному периоду причинного механизма преступного поведения с причинным механизмом формирования криминогенной мотивации и с причинным механизмом становления криминогенной ситуации.

Поэтому личностно-микросредовой внутренней причиной преступного поведения несовершеннолетних и молодежи является криминогенная мотивация вида преступного поведения (корыстного, насильственного, неосторожного и др.), имеющая специфическую окраску стремления к самоутверждению. В содержание внутренней причины можно отнести:

- стремление к самоутверждению в своих микрогруппах, перерастающее в цинизм (наглость, пренебрежение нормами морали и нравственности), порождающее групповые изнасилования и хулиганство;

- стремление к завоеванию авторитета в микрогруппе, не отличая преступные методы от неприступных, путем совершения преступлений против собственности, чаще таких, которые связаны с открытым пренебрежением опасностью, с риском, применением силы (грабеж, разбой, а также причинение вреда здоровью и совершение убийств из хулиганских побуждений и др.), с таинственностью (кражи), в основе которой опять же подсознательное стремление к самоутверждению;

- стремление к поддержанию своего престижа в микросреде, причем не обязательно в группе отрицательной направленности, сопряженное с корыстным желанием поживиться за чужой счет (приобрести модные, «престижные» вещи, иметь наличные деньги, а так же спортивные принадлежности с тем, что бы физически развиваться, выглядеть сильнее своих сверстников), корысть-престижность, в основе которой стремление к самоутверждению;

- стремление доказать свою верность дружбе, товариществу и боязнь прослыть «стукачом, предателем», любым путем (не различая преступный или нет), используется взрослыми преступниками, для привлечения к себе подростков, потом вовлечение их в совершение преступлений;

- правовой нигилизм – незнание норм права или искаженное представление о правовых запретах;

- желание выглядеть взрослым, самостоятельным, независимым и др.

К внутренним условиям, особенностям анатомической, психофизической и психологической среды несовершеннолетних и молодежи, чаще всего способствующим совершению ими преступлений, относятся:

- противоречивость психики, с одной стороны замкнутость, а с другой – общительность; с одной – кажутся развязными, грубыми, с другой – робкими, застенчивыми;

- в целом неустойчивость психики, жизненной позиции, обусловленная отсутствием достаточного жизненного опыта (физической и духовной зрелости);

- завышенная самооценка, неадекватность восприятия складывающейся жизненной ситуации;

- эмоциональная неустойчивость (повышенная эмоциональность, невыдержанность, вспыльчивость, озлобленность);

- низкий уровень самоконтроля, самоуправляемости вследствие незавершенности навыков управления своим поведением и повышенной активностью и возбудимостью подростков, как следствие импульсивность действий и т.д.

Из выше изложенного следует, что предложенное нами структурирование причин и условий преступности несовершеннолетних и молодежи позволяет выделить общесоциальные и личностно-микросредовые детерминанты. В определенной степени, это также служит основанием для определения сущности отдельных групп детерминантов и формулирования наиболее эффек­тивных мер, направленных на нейтрализацию и последующее устранение выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними и молодежью. Для достижения этой цели необходима последовательная и результативная деятельность всех правоохранительных и иных государственных органов, а также общественных организаций, которая в свою очередь требует качественного совершенствования.

Основные термины (генерируются автоматически): преступности несовершеннолетних, условий преступности несовершеннолетних, совершению преступлений, совершению преступлений несовершеннолетними, причины преступности, причины преступности несовершеннолетних, детерминации преступности несовершеннолетних, региональной преступности несовершеннолетних, причинам преступности несовершеннолетних, условий преступлений несовершеннолетних, Проблема преступности несовершеннолетних, преступного поведения, качестве причин, преступного поведения несовершеннолетних, неформальных объединений несовершеннолетних, условия преступности, возникновения преступности, причинами преступности, причинах преступности, реальной жизни несовершеннолетних.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос