Библиографическое описание:

Серегина О. Н. Перспективы развития российского малого и среднего предпринимательства в условиях санкций [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.

Препринт статьи



Экономические санкции, введенные против России в 2014 году, коснулись стратегических сфер экономики, в частности: нефтедобычи, оборонной и тяжелой промышленности, банковского сектора, транспорта. Ключевым последствием санкция стало то, что многие деловые отношения оказались приостановлены, заморожены или разорваны, сотрудничество со многими развитыми государствами по крупным и экономически и социально значимым проектам оказалось остановлено. Фактически это означает, что у России нарушены внешнеэкономические связи и предсказать направление их развития в будущем достаточно сложно.

Сам термин «санкция» отнюдь не является новаторским, история международных санкций насчитывает около двух тысяч лет. Однако, ранее санкции именовали как «меры принуждения», «реторсии», «ответная реакция» или «репрессалии», слово «санкции» популяризировано в последние годы.

Санкциями меры по отношению к государству-стороне стали именовать в Уставе Лиги Наций по окончании Первой мировой войны. Санкция представляет собой часть правовой нормы, где определены последствия нарушения того или иного условия договора, соглашения или неисполнения всего договора или соглашения и предусмотрены определенные меры воздействия по отношению к ее нарушителям [1, c. 65–66].

В международном праве установлено, что всякое международно-противоправное деяние того или иного государства, как субъекта международных отношений, влечет международную ответственность государства, и следовательно, санкцию, установленную международным правом. Лукащук И. И. упоминает о том, что ответственность в случае международного права представляет собой реализацию той или иной санкции, следствие ее действия и применения этой санкции [2, с. 23–24].

Следует отметить, что большинство санкций затрагивают, в основном, экономическую деятельность крупных компаний, в частности, санкции 2–14 года установлены против таких крупных предпринимателей, как Сбербанк, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, РосЭнергоБанк, Газпром нефть, Транснефть и других компаний преимущественно федерального масштаба. При этом влияние санкций на малое и среднее предпринимательство является опосредованным.

На современном этапе можно выявить несколько путей воздействия санкций на малое и среднее предпринимательство в стране, в первую очередь, это прямое и косвенное виды воздействия. Прямое воздействие предполагает ограничение со стороны международных кредитных организаций и банков в займах российским банкам, что с одной стороны, замедлит наращивание у Росси внешнего долга, но при этом косвенным образом повлияет на ужесточение условий кредитования малых и средний предприятий России. Банки России, не получая возможности полноценно сотрудничать с международными кредитными организациями, также ужесточат условия кредитования малых и средних предприятий. Кроме того, в настоящее время разрабатываются правовые механизмы для оптимизации государственного субсидирования небольших предприятий сельского хозяйства. Например, с 2017 года Минсельхоз планирует сократить число видов субсидий на различные цели сельхозпроизводителям, в частности, из 54 видов существующих государственных субсидий планируется оставить только 7, при этом, процесс распределения субсидий между сельскохозяйственными организациями должны будут осуществлять регионы. В рамах данного нововведения появится «единая субсидия», в которую будет включено около 30 направлений, которые предприниматель (фермер) обязан будет реализовать, вместо того, чтобы выбрать одно направление, наиболее подходящее ему с точки зрения климатической зоны или имеющихся ресурсов. Сходные подходы к правовому регулированию предоставления субсидий наблюдаются и в иных сферах деятельности.

С одной стороны, такой подход негативно отразится на работе малых предприятий, поскольку лишит их возможности выбрать наиболее перспективную сферу деятельности, с другой стороны, позволит многим предприятиям повысить конкурентоспособность.

Считается, что в рамках ограничения импорта, особые перспективы в развитии получат именно производители пищевой продукции, в числе которых и сельскохозяйственные организации. Однако следует отметить, что в стране существуют проблемы с транспортной инфраструктурой, но негативно сказывается на процессе доставки продукции конечному потребителю, а также, на объемах поставляемой продукции, которые, в случае малых товаропроизводителе невелики.

В условиях санкций считается целесообразным расширять сферу товаропроизводства в различных отраслях промышленности и хозяйства, однако ввиду того, что общий срок действия санкций в отношении России неизвестен, многие предприниматели не стремятся к росту товарооборота [3, c. 425–428]. В данном ключе можно отметить, что санкция, как правовой механизм, должна вводиться на определенное время для того, чтобы государство могло делать определенные прогнозы своего экономического развития в тех или иных условиях, а предприятия — рассчитать, хватит ли им срока санкций (года, пяти лет, десяти лет) на развитие своего производства без конкуренции по стороны иностранных товаропроизводителей.

Несмотря на декларируемую программу импортозамещения, у многих товаропроизводителей есть опасения, что произойдет замена импорта из одних стран на импорт из других, при этом и с новым импортом конкурировать будет достаточно проблематично.

Немаловажным для развития малого и среднего предпринимательства является и тот факт, что одним из условий санкций являлось закрытие доступа крупнейшим банкам России на рынок международного капитала, что повлияет на рост ставок по кредитам и целевым ссудам. Таким образом, ужесточатся условия кредитования для российских малых и средних предпринимателей, для которых полный отказ от кредитов и займов невозможен, ввиду того, что только три четверти сектора отечественного малого и среднего бизнеса развиваются на собственные средства, а еще четверть не может существовать без банковских кредитов. Таким образом существует опасность потери четверти товаропроизводителей или сокращения (снижения эффективности) их деятельности.

Ряд изменений в деятельности малого и среднего бизнеса касаются государственной поддержки малых предприятий и ее правового регулирования. В частности, если ранее, преимущественно, господствовала прямая поддержка (субсидирование, выдача государственных кредитов на различные цели), то на современном этапе постепенно распространяется косвенная или опосредованная. К видам опосредованной поддержки можно отнести компенсации ставок по кредитам, выдача в лизинг оборудования, возможности участия в государственных закупках, льготы по налогам.

В нормативном регулировании господдержки малого бизнеса особое место отводится системе страхования, однако, в настоящее время большинство малых и средних организаций, вынуждена обходиться без страхования своей деятельности (это обусловлено недостаточно развитой системой страхования в России, а также, отсутствием средств на оформление страховки), что выявляет дополнительное направление, нуждающееся в мерах государственной поддержки, которое можно отнести к форме опосредованной поддержке.

Следует отметить, что опосредованная поддержка — наименее исследованная в настоящее время форма государственной поддержки, вместе с тем, именно такая поддержка является приоритетной в странах ВТО, и именно такая форма является наиболее актуальной в условиях санкций. Для более органичного развития малого и среднего бизнеса в России представляется необходимым развивать именно опосредованную форму государственной поддержки, которую необходимо закрепить в специализированных нормативных актах, что особенно значимо в условиях дефицита бюджетных средств и необходимости развития импортозамещения.

Особо введение санкций против России коснется налогов и сборов, установленных для малых и средних предприятий. В частности, на современном этапе намечается тенденция повышения налогов на собственность. В месте с тем, во многих регионах, на уровне субъекта РФ введены собственные налоговые льготы для малых предприятий, с целью их развития и поддержания деятельности. Главным образом, такие льготы вводятся для организаций, которые работаю в рамках «специализации» региона.

В этой связи, целесообразным представляется дифференциация мер государственной поддержки на уровне субъекта Федерации и/или муниципального образования, для которой в настоящее время наметилась тенденция. При этом на федеральном уровне должны быть определены лишь общие направления мер поддержки малого бизнеса, в рамках которых каждый субъект Федерации разрабатывает собственные подходы к поддержке малых и средних товаропроизводителей, с учетом региональной специфики [4].

Негативное влияние санкций на развитие в России малого и среднего бизнеса обусловлено тем, что против нашей страны введены все три вида, предусмотренных международной правой системой экономических санкций, а именно:

‒ Коммерческие санкции (в большинстве случаев, это торговое эмбарго, ограничение доступа (запрет доступа) к рынкам, отдельным или всем в совокупности финансовым ресурсам и инфраструктуре);

‒ Технологические санкции (запрет либо ограничение доступа к отдельным (или всем в целом) технологиям и техническим и ресурсам, прекращение обслуживания);

‒ Финансовые санкции (например, арест и замораживание банковских счетов, блокирование зарубежных активов, ограничение доступа к финансовым рынкам) [5].

Ввиду действия трех видов санкций, государство вынуждено минимизировать все их возможные последствия при помощи экономических и правовых механизмов. При этом, от того, насколько эффективным будет этот процесс напрямую зависит развитие малого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что экономические санкции, как правило, вводят с целью политического давления через экономические механизмы в случае, если правовые механизмы исчерпаны или не действуют. И безусловно, обостряя экономическую ситуацию в государстве в целом, любые экономические санкции, в первую очередь, влияют на наименее защищенных субъектов экономических отношений — малые и средние предприятия [6].

В данном ключе также стоит отметить, что санкции являются лишь предпосылкой возникновения международной ответственности, также их можно считать «превентивными мерами». Цель санкций — это прекращение того или иного международного правонарушения, которое совершило государство, восстановление нарушенных прав, обеспечение возникновения ответственности. Достаточно показателен в данном отношении пример России и Крыма, где произошла подмена понятия «санкции». Россия не считает действия в отношении новых субъектов Федерации — Крыма и Севастополя противоправными, с позиции международного права. Следовательно, санкции (как меры воздействия) к Российской Федерации применяются неправомерно. Присоединение Крыма к России произошел на основе фундаментальных принципов системы международного права: права народа на самоопределение (Устав ООН 1945 года), Декларации о принципах международного права (Устав ООН 1970 года), Хельсинском Заключительном Акте (1975 год).

Литература:

  1. Василенко В. А. Международно-правовые санкции. Киев, 2012.
  2. Лукашук И. И. Право международной ответственности //Международное публичное и частное право. 2014. № 2.
  3. Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый. — 2014. — № 21.
  4. Эксперты ООН прогнозируют стагнацию российской экономики в 2015 году, рассказывает ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: http://www.24kg.org/bolshoj_tirazh/3343_ekspertyi_oon_prognoziruyut_stagnatsiyu_rossiyskoy_ekonomiki_v_2015_godu_rasskazyivaet_itar-tass/.
  5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год, подготовлен Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/20150216.
  6. Economic forecast: Russian Federation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.oecd.org/economy/russian-federation-economic-forecast-summary.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle