Автор: Фолосян Мартирос Эдвардович

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, декабрь 2016)

Дата публикации: 16.11.2016

Библиографическое описание:

Фолосян М. Э. Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели Иеговы против России» [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 37-40.



Право на свободу мысли, совести и религии право включает в себя следующие положения: каждый наделен правом смены религии или своего убеждения исходя из своих взглядов; каждый наделен правом свободы исповедования своей религии в индивидуальном порядке или же коллективном, посредством объединения с иными порядками богослужения; каждый имеет право на свободу обучения, отправления культов и обрядом религиозного характера.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, Европейский Суд по правам человека, естественные права человека

Свобода религии, провозглашенная в анализируемой статье, не является абсолютной [5, с.288]. В ч.2 ст.9 Конвенции установлен ряд допустимых ограничений в области свободы религии [3, с.608]. Данные ограничения могут присутствовать, только в случае, когда о них упомянуто в законе или же когда данные ограничения необходимы для соблюдения интересов общественной безопасности в целом и для защиты прав и свобод человека, его нравственности и здоровья» [4].

В октябре 2001 года, в Европейский суд по правам человека была подана жалоба № 302/02 со стороны представителей религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Москве против Российской Федерации.

Заявители по данной жалобе полагали, что их права на свободу совести и вероисповедания, гарантируемые ст.9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека были нарушены, в частности права на свободу религии и объединений.

После поступления жалобы в Европейский Суд, последний уведомил Правительство Российской Федерации о поступившей жалобе.

Жалоба была подана со стороны пятерых заявителей, к числу которых относились:

– Религиозная община Свидетелей Иеговы, расположенная в городе Москве, которая была созданная в 1992 году. Все остальные заявители являлись членами данной общины [1, с.54].

– Чайковский Иван Степанович, 1955 года рождения, который исповедует религию Свидетелей Иеговы начиная с 1977 года и возглавляет Религиозную Общину Свидетелей Иеговы в статусе старейшины;

– Денисов Игорь Васильевич, 1961 года рождения, который является членом Общины-заявителя начиная с 1993 года.

– Левицкий Степан Васильевич, 1925 года рождения, в советские времена был дважды осужден (в 1957 и 1980 годах) за распространение литературы Свидетелей Иеговы и официально реабилитирован в 1992 году как жертва репрессий за религиозные убеждения.

– Марченко Олег Николаевич, 1965 года рождения, является Свидетелем Иеговы в третьем поколении. В 1951 году его бабушка и дедушка были сосланы в Сибирь в соответствии с указом о высылке Свидетелей Иеговы.

Заявители полагали, что решения российских судов, по которым Религиозная Община Свидетелей Иеговы должны была быть ликвидирована, а ее деятельность подлежала запрету, напрямую привели к нарушению ст.9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека. По мнению заявителей, были нарушены из права на свободу религии и объединений.

В подтверждение своих утверждений, заявители указывали на тот факт, что выводы судов Российской Федерации в отношении Общины были основаны на недостоверной информации и негативной оценке литературы Свидетелей Иеговы. Никакого принуждения вступления в данную организацию со стороны заявителей не имелось.

Также заявители указывали, что ликвидация их Общины не предусмотрена действующим российским законодательством.

В конце, заявители упомянули о том, что ликвидация Общины и запрет на ее деятельность вызвал ряд негативных последствий для членов, в нее входящих. В частности они были подвергнуты гонениям, избиению и т. д. При этом власти ни коем образом не обеспечили восстановление нарушенных прав.

При разрешении дела «Свидетелей Иеговы против России» основывался на имеющейся судебной практики по ст.9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод.

Суд приходит к выводу, что ст.9 Конвенции, гарантирующая свободу мысли, совести и религии, является основой любого демократического общества.

В силу того, что религиозные объединения и общины функционируют как организованные структуры, следует толковать положения ст.9 Конвенции вместе со ст.11 данной Конвенции, которая запрещает необоснованное вмешательство со стороны государства в деятельность данных организаций.

Суд отмечает, что государство должно сохранять нейтралитет и не вмешиваться в дела организаций, в том числе определять легитимность религиозной организаций и ее убеждений.

Европейский суд напомнил, что право на создании объединений — это часть права, гарантированного ст.11 Европейской Конвенцией. По уровню данной свободы, можно судить о демократизации в данном государстве. Государство имеет право установить цели создания организации и характер ее деятельности, но при этом делать это в соответствии с теми обязательствами, предусмотренными Конвенцией.

По вопросу вмешательства, Европейский суд, основываясь на судебной практике по предыдущим делам, полагает, что отказ национальных властей в предоставлении статуса юридического лица религиозной организации — это вмешательство в реализацию права на свободу объединения.

Отказ в регистрации религиозного объединения напрямую влияет на его членов [7, с. 65].

В свою очередь, отказ российских судов в регистрации религиозного объединения в качестве юридического лица, запрет на осуществление ее деятельности и решение о ликвидации расценивается, как невозможность осуществлять свои права на свободу религии и объединения.

Таким образом, в силу решений российских судов Религиозная Община Свидетелей Иеговы перестала существовать как зарегистрированная религиозная организация, а ее члены (заявители) лишились права исповедания своей религии в коллективе.

Исходя из указанных выше выводов, Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что в деле Свидетелей Иеговы против Российской Федерации имеются нарушения не только ст.9 Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека, но ст.11 указанной Конвенции.

Наряду с заявленными нарушениями ст.9 Конвенции, заявители требовали произвести компенсацию морального ущерба. Оценку данного ущерба, заявители просили произвести Европейский Суд [2, с.213]. Они полагали, что данный вред нанесен судебными решениями о ликвидации религиозной общины и сопутствующими судебными расходами и издержками. В качестве определения размера морального ущерба стороны указывали размер компенсации установленный по делу «Бессарабская Митрополитская Церковь и другие [против Молдовы]» ((Metropolitan Church of Bessarabia and Others [v. Moldova]), вышеуказанное дело об отказе в регистрации церкви-заявителя) — 20 000 евро; по делу «Совтрансавто Холдинг против Украины» ((Sovtransavto Holding v. Ukraine) [6].

Проанализировав материалы дела, су четом того, что община получила отказ в регистрации, разбирательство в национальных судах было затянуто, европейский суд пришел к выводу о наличии морального вреда. При расчете его размера суд исходил из принципа справедливости и оценил его в 20000 евро.

В итоге, Европейский Суд постановил:

  1. В данном случае, имелись нарушения ст.9 и ст.11 Конвенции о защите прав и основных свобод со стороны Российской Федерации;
  2. Также имели место нарушения ч.1 ст.6 Конвенции, которые вызваны чрезмерно длительным судебным разбирательством по делу о ликвидации Религиозной Общины Свидетелей Иеговы;
  3. Государство, которое является ответчиком по делу обязано произвести следующие выплаты:

– 20 000 евро как компенсацию морального вреда;

– 50 000 евро компенсация судебных расходов и издержек.

Данные суммы должны быть увеличены на величину любого налога, который может быть начислен в данном случае.

Литература:

  1. Гурылева А. А. Правовое регулирование государственной образовательной политики во второй половине XIX — начале XXвеков: история и современность// Современное общество и право. № 3 (24). 2016. С. 53–57.
  2. Гурылева А. А., Лавицкая М. И. Право на религиозное (православное) образование и его значение для современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 210–216.
  3. Козлова Е. И., Кутафин O. E. Конституционное право, России: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. 608 с.
  4. «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, № 2, ст. 163,
  5. Нисневич Ю. А. Государство XXI века: тенденции и проблемы развития. Монография. М.: КНОРУС, 2012. 288 с.
  6. Решения Европейского Суда по правам человека // Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов.- 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИД «Юриспруденция»., 2014.
  7. Фолосян М. Э. Сравнительно-правовой анализ свободы совести в Российской Федерации и Армении / М. Э. Фолосян // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: сб. ст. по материалам LV Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции». — № 11(50). — М., Изд. «Интернаука», 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Свидетелей Иеговы, ст.9 Европейской Конвенции, Российской Федерации, защите прав, Европейский Суд, основных свобод, ст.9 Конвенции, основных свобод человека, литературы Свидетелей Иеговы, Община Свидетелей Иеговы, правам человека, свободу религии, Религиозная Община Свидетелей, высылке Свидетелей Иеговы, общины Свидетелей Иеговы, Свидетелей Иеговы должны, община Свидетелей Иеговы, Общину Свидетелей Иеговы, религию Свидетелей Иеговы, Общины Свидетелей Иеговы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle