Библиографическое описание:

Шатова Т. А. Регулирование труда государственных служащих: постановка проблемы [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 87-90.



В статье рассматривается современная нормативная база регулирующая труд государственных служащих, а также спектр проблем, возникающих в результате противоречий между федеральными и региональными нормами.

Ключевые слова: государственный служащий, государственная гражданская служба, проблемы регулирования, пути решения

За последнее десятилетие в Российской Федерации были произведены существенные изменения в сфере расширения нормативного регулирования государственной службы. Была сформирована специальная нормативная база регулирующая трудовые отношения государственных гражданских служащих. К ним можно отнести федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8 — ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [2], федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции» [3], а также федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152 — ФЗ «О персональных данных» [4] и др. Особое внимание следует уделить положениям Трудового Кодекса РФ (далее — ТК РФ) [5], как федеральному закону, который напрямую не регулирует трудовые отношения государственных служащих, но применяется к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной ФЗ «О государственной гражданской службе» [7, с. 25]. Статья 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе», четко устанавливает, что федеральные законы, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом.

Среди подзаконных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной гражданской службы, можно выделить Указ Президента от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Указ Президента от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня), Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», Указ Президента РФ «от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и др. Вышеперечисленные нормативные акты на федеральном органе закладывают общие основы правового регулирования труда государственных служащих.

Одновременно с этим в каждом субъекте РФ существует региональное законодательство, регулирующее деятельность государственных служащих, в качестве примера таких актов можно привести приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ, и постановления высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В ходе применения регионального и федерального законодательства, выявляются внутренние противоречия, что приводит к проблемам реализации того или иного положения федерального законодательства.

Среди них можно выделить следующие проблемы — неоднозначность толкования некоторых указов и федеральных законов; большое число изменений и уточнений, вносимых в положения федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» приводят к противоречиям положений регионального законодательства и его несоответствию федеральному законодательству; отсутствие единого подхода к формированию регионального законодательства субъектами РФ [8, с.241]; строго определенный конкурный состав аттестационной комиссии государственных служащих, минимальное участие в отборе независимых экспертов [6, с. 17].

С целью повышения эффективности государственного управления был подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы». Основными целями данного указа являются формирование системы управления гражданской службой на основе современных принципов управления персоналом, формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы и гражданским служащим, ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов, повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, развитие комплексной оценки гражданских служащих, обеспечение непрерывного профессионального развития гражданских служащих, повышение престижа гражданской службы, совершенствование системы мотивации гражданских служащих, дальнейшее внедрение антикоррупционных мер и применение кадровых технологий противодействия коррупции на гражданской службе, расширение информационной открытости гражданской службы и общественного участия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий. Правительством Российской Федерации в свою очередь был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы». Следует отметить, что в реализации данных мероприятий должны участвовать, как федеральные государственные органы, так и региональные органы и органы местного самоуправления. Возможно их тесное взаимодействие устранить пробелы и противоречия между федеральными и региональными нормами о гражданской службе, и позволить создать прочную единообразную нормативную базу регулирующий труд гражданских служащих.

На наш взгляд своевременными будут следующие меры, направленные на решение данной ситуации:

1. утвердить регламентированный механизм принятия регионального законодательства, регулирующего трудовую деятельность государственных гражданских служащих;

2. ввести специальные сроки для устранения выявленных на практике противоречий между региональным и федеральным законодательством о государственной службе;

3. при принятии новых актов всегда использовать общепринятые понятия, чтобы исключить неоднозначность понимания терминов в нормативном акте;

4. участие в аттестации государственных гражданских служащих не менее 35 % независимых высококвалифицированных экспертов в области права, представителей научных и образовательных учреждений на безвозмездной основе с целью привлечения на государственную службу только грамотных специалистов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://study.garant.ru/#/document/12136354 /paragraph/237301:2;
  2. Федеральный закон от 09 февраля 2009г. № 8 — ФЗ (ред. от 09 марта 2016 г.) «Об обеспечении доступа к нформации о деятельности гоударственных органов и органов местного самоуправления» // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http:://study.garant.ru/#/document/194874/ paragraph/2070:11;
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008г. № 273 — ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) «О противодействии коррупции» // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://study.garant.Ru/#/document/12164203/paragraph/2769:13;
  4. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 152 — ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.) «О персональных данных» // Гарант: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://study.garant.ru/#/document/12148567/paragraph/24880:15;
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст.3;
  6. Вассерман Н. В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии. ― 2009. ― № 2. ― С. 17;
  7. Волкова В. В. Сапфирова А. А. Государственная служба: учебное пособие. ̶ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 207 с;
  8. Каранин К. В. Поступление на государственную гражданскую службу: противоречивость законодательства на федеральном и региональном уровнях // Города и местне сообщества. –— 2015. — Т.1. — С. 241.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle