Библиографическое описание:

Вус М. А., Макаров О. С. Стратегический вектор обеспечения международной информационной безопасности на пространстве СНГ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 40-43.



Освещаются вопросы подготовки Стратегии обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ, представляющей платформу для дальнейшего развития исследований и решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников СНГ.

Ключевые слова: информационная безопасность, СНГ, стратегия обеспечения, информационный суверенитет

Covers the preparation of the Strategy for information security of the States — participants of the CIS, representing a platform for the further development of research and problem solving to enhance information security in the interaction space of States — participants of the CIS.

Key words: information security, CIS, strategy support, information sovereignty

Содружество Независимых Государств (СНГ), отмечающее своё 25-летие, внесло существенный вклад во взаимодействие государств — участников. Уникальную работу по формированию общего правового пространства проводит Межпарламентская Ассамблея (МПА СНГ). Сегодня, в условиях стремительного развития информационной сферы и глобализующегося мира, особую актуальность приобретают вопросы формирования активной согласованной информационной политики государств — участников СНГ, развития общего информационного пространства, создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества.

Научная и нормотворческая активность в СНГ в области обеспечения международной информационной безопасности имеет исторический задел и тенденцию к нарастанию. [1, с. 8–11] Ещё в 2008 г. Советом глав правительств СНГ была утверждена Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, представляющая согласованную совокупность официальных взглядов и положений о целях, принципах и основных направлениях межгосударственного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Позже была утверждена Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества (2012), отражающая общее видение путей построения информационного общества на пространстве СНГ. Одним из основных направлений сотрудничества в этом документе определена гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области информационно-коммуникационных технологий. Отдельным направлением обозначена проблема обеспечения информационной безопасности.

В последние годы наблюдается активность в правовом обеспечении международной информационной безопасности уже на уровне документов прямого действия. Так, например, в 2014 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности [2], а в 2015 г. — Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [3].

На межгосударственном уровне проходит сегодня апробацию инициатива введения в политический оборот понятия «информационный суверенитет», ведется работа по внедрению данного подхода в систему правовых воззрений союзнических государств. Продвигается позиция, согласно которой информационная безопасность является состоянием, достигаемым только симметричной защищенностью совокупности прав и интересов субъектов как в плане обеспечения защиты информационных ресурсов, инфраструктуры, технологий, так и в аспекте защиты конституционного строя, устоев общества, культурных ценностей, нравственности, морали, психического здоровья человека. [4, с. 27–30]. В результате формируется альтернатива «западному подходу», рассматривающему информационную безопасность только как защиту от преступных посягательств на информационные ресурсы и инфраструктуру и при этом, не желающему видеть в правовом поле информационное воздействие на психику человека, его духовные ценности. [5, с 94–103]

В русле данных тенденций по заказу МПА СНГ коллективом российских и белорусских ученых был разработан проект документа «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ». Разработка этого документа (Стратегии) обуславливалась, в первую очередь:

актуальностью дальнейшего развития системы организационно-правовых мер обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ и перехода от концептуально-доктринального определения теоретических основ информационной безопасности к стратегическому планированию направлений достижения приемлемого (заданного) уровня информационной безопасности;

необходимостью охраны и защиты информационных интересов национальных государств — участников СНГ и Содружества в целом в контексте динамичного изменения геополитической обстановки и возникновения новых угроз информационному развитию и государственному суверенитету, расширения спектра информационных угроз, реализующихся в экономической, политической, социальной, научно-технологической, военной и иных сферах;

важностью международной интеграции законодательства государств — участников СНГ в сфере информационной безопасности, согласования подходов правового регулирования национального и модельного законодательства.

Методологическая основа разработанной интернациональным научным коллективом Стратегии информационной безопасности базируется на концептуальных положениях заключённых государствами — участниками Содружества договоров и соглашений и на национальных концепциях безопасности. Её нормативную базу составляют Конституции стран Содружества, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государств — участников СНГ, стратегии, концепции и доктрины развития информационного общества, национальное законодательство государств — участников СНГ, регулирующее вопросы формирования и развития системы обеспечения национальной и информационной безопасности.

Предметом Стратегии выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения информационной безопасности. В состав предметной области охватываемой замыслом Стратегии её разработчиками были отнесены проблемы как в организационно-управленческой области, так и в организационно-технической области. При разработке Стратегии необходимо было сформулировать принципы, на которых государства — участники СНГ включаются в глобальные и международные сетевые системы и своими усилиями и средствами готовы их реализовывать в интересах всего Содружества и каждого государства — участника СНГ в отдельности, при соблюдении условий обеспечения информационной безопасности.

Стратегия отражает согласованную «…совокупность официально принятых государствами взглядов на состояние, цели, задачи, основные направления и первоочередные мероприятия по дальнейшему развитию системы обеспечения информационной безопасности». [6] Этот документ создает методологическую основу согласования деятельности государств в области совершенствования организационного и правового обеспечения информационной безопасности Содружества и может быть использован при планировании деятельности по обеспечению информационной безопасности государств — участников СНГ.

Основным правовым средством согласования, гармонизации механизмов регулирования информационных отношений, в соответствии с обсуждаемой Стратегией, представляется объединение правового регулирования по выделенным направлениям в единый правовой статус (личности, общества и государства). В качестве правового информационного статуса государства Стратегия определяет информационный суверенитет. Его достижение и поддержание должно обеспечить исключительное право государства, в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права, самостоятельно и независимо, с соблюдением баланса интересов объектов безопасности, определять и реализовывать национальные интересы в информационной сфере, проводить внутреннюю и внешнюю государственную информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами; формировать инфраструктуру национального информационного пространства, создавать условия для интеграции в мировое информационное пространство.

После прохождения процедур парламентской экспертизы и межпарламентского согласования Стратегия информационной безопасности государств — участников СНГ была принята на 41-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление от 28.11.2014 г. № 41–13). [6, с. 27–57] Значение этого принятого МПА СНГ документа состоит в том, что он представляет платформу для решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников Содружества.

Принятие Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ придало новый импульс усилиям в направлении создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества, обозначило вектор их приложения, сформировало цели реализации. Однако на сегодня актуальным остаётся вопрос практического внедрения данной разработки в практику международного взаимодействия государств — участников СНГ.

В 2014 ̶ 2016 гг. рассмотрение Стратегии проходило в рабочих органах Экономического совета и Исполнительного комитета СНГ. Комиссия по экономическим вопросам Экономического совета СНГ, рассмотрев принятый МПА СНГ документ, направила его на согласование в правительства государств — участников СНГ (2014). Экспертная группа Исполкома СНГ согласовала доработанный с учётом поступивших от ряда государств Содружества замечаний документ (2015). В 2016 г. документ направлен в Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества для включения вопроса о его рассмотрении в повестку дня очередного заседания Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ.

Разработанные российскими и белорусскими учёными в 2013 г. теоретические конструкции Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ остаются актуальными и сегодня. Вместе с тем представляется, что в условиях возрастающей динамики информационных отношений, при настойчивом социальном заказе на концептуальные и правовые основы информационной безопасности затягивание процесса принятия Стратегии является сдерживающим фактором развития сотрудничества в области совершенствования международной информационной безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств.

Литература:

  1. Парламентское измерение информационной безопасности в рамках СНГ и ОДКБ на современном этапе / [Бондуровский В. В. и др.] // Информатизация и связь. 2014, № 3.
  1. Закон Республики Беларусь № 179-З 14.07.2014 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности».
  2. Закон Республики Беларусь № 234-З 04.01.2015 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».
  3. Кучерявый М. М. — Информационное измерение политики национальной безопасности России в условиях современного глобального мира / автореферат дисс. доктора политич. наук, сп. 23 00 04. — СПб, 2014.
  4. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России / А. И. Смирнов, И. Н. Кохтюлина. — М.: ВНИИгеосистем — 276 с.
  5. Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: проект. — Режим доступа: http://www.agentura.ru/dossier/russia/sovbez/docs/concept/. — Дата доступа: 22.09.2016.
  6. Информационный бюллетень МПА СНГ. № 62. Часть 2. — 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle