Библиографическое описание:

Вус М. А., Макаров О. С. Стратегический вектор обеспечения международной информационной безопасности на пространстве СНГ [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 40-43.



Освещаются вопросы подготовки Стратегии обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ, представляющей платформу для дальнейшего развития исследований и решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников СНГ.

Ключевые слова: информационная безопасность, СНГ, стратегия обеспечения, информационный суверенитет

Covers the preparation of the Strategy for information security of the States — participants of the CIS, representing a platform for the further development of research and problem solving to enhance information security in the interaction space of States — participants of the CIS.

Key words: information security, CIS, strategy support, information sovereignty

Содружество Независимых Государств (СНГ), отмечающее своё 25-летие, внесло существенный вклад во взаимодействие государств — участников. Уникальную работу по формированию общего правового пространства проводит Межпарламентская Ассамблея (МПА СНГ). Сегодня, в условиях стремительного развития информационной сферы и глобализующегося мира, особую актуальность приобретают вопросы формирования активной согласованной информационной политики государств — участников СНГ, развития общего информационного пространства, создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества.

Научная и нормотворческая активность в СНГ в области обеспечения международной информационной безопасности имеет исторический задел и тенденцию к нарастанию. [1, с. 8–11] Ещё в 2008 г. Советом глав правительств СНГ была утверждена Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, представляющая согласованную совокупность официальных взглядов и положений о целях, принципах и основных направлениях межгосударственного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности. Позже была утверждена Стратегия сотрудничества государств — участников СНГ в построении и развитии информационного общества (2012), отражающая общее видение путей построения информационного общества на пространстве СНГ. Одним из основных направлений сотрудничества в этом документе определена гармонизация законодательства и нормативно-технической базы в области информационно-коммуникационных технологий. Отдельным направлением обозначена проблема обеспечения информационной безопасности.

В последние годы наблюдается активность в правовом обеспечении международной информационной безопасности уже на уровне документов прямого действия. Так, например, в 2014 г. было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в области обеспечения информационной безопасности [2], а в 2015 г. — Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [3].

На межгосударственном уровне проходит сегодня апробацию инициатива введения в политический оборот понятия «информационный суверенитет», ведется работа по внедрению данного подхода в систему правовых воззрений союзнических государств. Продвигается позиция, согласно которой информационная безопасность является состоянием, достигаемым только симметричной защищенностью совокупности прав и интересов субъектов как в плане обеспечения защиты информационных ресурсов, инфраструктуры, технологий, так и в аспекте защиты конституционного строя, устоев общества, культурных ценностей, нравственности, морали, психического здоровья человека. [4, с. 27–30]. В результате формируется альтернатива «западному подходу», рассматривающему информационную безопасность только как защиту от преступных посягательств на информационные ресурсы и инфраструктуру и при этом, не желающему видеть в правовом поле информационное воздействие на психику человека, его духовные ценности. [5, с 94–103]

В русле данных тенденций по заказу МПА СНГ коллективом российских и белорусских ученых был разработан проект документа «Стратегия обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ». Разработка этого документа (Стратегии) обуславливалась, в первую очередь:

актуальностью дальнейшего развития системы организационно-правовых мер обеспечения информационной безопасности государств — участников СНГ и перехода от концептуально-доктринального определения теоретических основ информационной безопасности к стратегическому планированию направлений достижения приемлемого (заданного) уровня информационной безопасности;

необходимостью охраны и защиты информационных интересов национальных государств — участников СНГ и Содружества в целом в контексте динамичного изменения геополитической обстановки и возникновения новых угроз информационному развитию и государственному суверенитету, расширения спектра информационных угроз, реализующихся в экономической, политической, социальной, научно-технологической, военной и иных сферах;

важностью международной интеграции законодательства государств — участников СНГ в сфере информационной безопасности, согласования подходов правового регулирования национального и модельного законодательства.

Методологическая основа разработанной интернациональным научным коллективом Стратегии информационной безопасности базируется на концептуальных положениях заключённых государствами — участниками Содружества договоров и соглашений и на национальных концепциях безопасности. Её нормативную базу составляют Конституции стран Содружества, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государств — участников СНГ, стратегии, концепции и доктрины развития информационного общества, национальное законодательство государств — участников СНГ, регулирующее вопросы формирования и развития системы обеспечения национальной и информационной безопасности.

Предметом Стратегии выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения информационной безопасности. В состав предметной области охватываемой замыслом Стратегии её разработчиками были отнесены проблемы как в организационно-управленческой области, так и в организационно-технической области. При разработке Стратегии необходимо было сформулировать принципы, на которых государства — участники СНГ включаются в глобальные и международные сетевые системы и своими усилиями и средствами готовы их реализовывать в интересах всего Содружества и каждого государства — участника СНГ в отдельности, при соблюдении условий обеспечения информационной безопасности.

Стратегия отражает согласованную «…совокупность официально принятых государствами взглядов на состояние, цели, задачи, основные направления и первоочередные мероприятия по дальнейшему развитию системы обеспечения информационной безопасности». [6] Этот документ создает методологическую основу согласования деятельности государств в области совершенствования организационного и правового обеспечения информационной безопасности Содружества и может быть использован при планировании деятельности по обеспечению информационной безопасности государств — участников СНГ.

Основным правовым средством согласования, гармонизации механизмов регулирования информационных отношений, в соответствии с обсуждаемой Стратегией, представляется объединение правового регулирования по выделенным направлениям в единый правовой статус (личности, общества и государства). В качестве правового информационного статуса государства Стратегия определяет информационный суверенитет. Его достижение и поддержание должно обеспечить исключительное право государства, в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права, самостоятельно и независимо, с соблюдением баланса интересов объектов безопасности, определять и реализовывать национальные интересы в информационной сфере, проводить внутреннюю и внешнюю государственную информационную политику, распоряжаться собственными информационными ресурсами; формировать инфраструктуру национального информационного пространства, создавать условия для интеграции в мировое информационное пространство.

После прохождения процедур парламентской экспертизы и межпарламентского согласования Стратегия информационной безопасности государств — участников СНГ была принята на 41-м пленарном заседании МПА СНГ (постановление от 28.11.2014 г. № 41–13). [6, с. 27–57] Значение этого принятого МПА СНГ документа состоит в том, что он представляет платформу для решения проблем укрепления информационной безопасности на пространстве взаимодействия государств — участников Содружества.

Принятие Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ придало новый импульс усилиям в направлении создания совместного потенциала по противодействию информационным угрозам правам и свободам граждан и интересам государства и общества, обозначило вектор их приложения, сформировало цели реализации. Однако на сегодня актуальным остаётся вопрос практического внедрения данной разработки в практику международного взаимодействия государств — участников СНГ.

В 2014 ̶ 2016 гг. рассмотрение Стратегии проходило в рабочих органах Экономического совета и Исполнительного комитета СНГ. Комиссия по экономическим вопросам Экономического совета СНГ, рассмотрев принятый МПА СНГ документ, направила его на согласование в правительства государств — участников СНГ (2014). Экспертная группа Исполкома СНГ согласовала доработанный с учётом поступивших от ряда государств Содружества замечаний документ (2015). В 2016 г. документ направлен в Совет постоянных полномочных представителей государств — участников Содружества при уставных и других органах Содружества для включения вопроса о его рассмотрении в повестку дня очередного заседания Совета министров иностранных дел государств — участников СНГ.

Разработанные российскими и белорусскими учёными в 2013 г. теоретические конструкции Стратегии информационной безопасности государств — участников СНГ остаются актуальными и сегодня. Вместе с тем представляется, что в условиях возрастающей динамики информационных отношений, при настойчивом социальном заказе на концептуальные и правовые основы информационной безопасности затягивание процесса принятия Стратегии является сдерживающим фактором развития сотрудничества в области совершенствования международной информационной безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств.

Литература:

  1. Парламентское измерение информационной безопасности в рамках СНГ и ОДКБ на современном этапе / [Бондуровский В. В. и др.] // Информатизация и связь. 2014, № 3.
  1. Закон Республики Беларусь № 179-З 14.07.2014 «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности».
  2. Закон Республики Беларусь № 234-З 04.01.2015 «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности».
  3. Кучерявый М. М. — Информационное измерение политики национальной безопасности России в условиях современного глобального мира / автореферат дисс. доктора политич. наук, сп. 23 00 04. — СПб, 2014.
  4. Смирнов А. И., Кохтюлина И. Н. Глобальная безопасность и «мягкая сила 2.0»: вызовы и возможности для России / А. И. Смирнов, И. Н. Кохтюлина. — М.: ВНИИгеосистем — 276 с.
  5. Концепция совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации: проект. — Режим доступа: http://www.agentura.ru/dossier/russia/sovbez/docs/concept/. — Дата доступа: 22.09.2016.
  6. Информационный бюллетень МПА СНГ. № 62. Часть 2. — 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): информационной безопасности, участников СНГ, обеспечения информационной безопасности, информационной безопасности государств, международной информационной безопасности, МПА СНГ, обеспечения международной информационной, Стратегии информационной безопасности, сфере обеспечения информационной, укрепления информационной безопасности, пространстве СНГ, области обеспечения информационной, информационной безопасности», правового обеспечения информационной, обеспечения информационной безопасности», взаимодействия государств, проблем укрепления информационной, участников Содружества, информационной безопасности Содружества, информационной политики государств.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle