Библиографическое описание:

Рудчик А. А., Гринь Е. А. Источники экологического права: сложности применения на практике [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 114-117.



 

В статье проводится анализ источников экологического права, как на уровне федерации, так и ее субъектов. Выявлены трудности в связи с их применением, а также предложены возможные варианты решения данных проблем

Ключевые слова: экологическое право, источники, федеральные законы, законы субъектов, законопроект.

 

Экологическое право, как и любая иная отрасль российского права имеет свои источники. Под источником права в юридическом аспекте понимается особая форма выражения правил поведения, которая непосредственно делает их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указа, постановления, решения, приказа, инструкции либо в иной установленной форме. [1, С.5-6] Под источниками экологического права следует понимать форму закрепления общеобязательных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. В российской правовой системе, которая относится к континентальной правовой системе, или как ее иначе называют- романо-германской, источниками являются нормативно-правовые акты. Под нормативным актом следует понимать документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. Действующие нормативные правовые акты в своем единстве и взаимодействии образуют законодательство. Традиционно система источников экологического права рассматривается в виде классификации источников по юридической силе. Рассмотрим более подробно данную классификацию.

Так, согласно Конституции Российской Федерации, в России существует 3 модели распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Это вопросы исключительного ведения Федерации, совместного ведения с субъектами, и исключительное ведение субъектов РФ. Говоря об экологическом законодательстве, то согласно статье 72 Конституции России земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Так, под этим следует понимать, что по вопросам, входящим в компетенцию совместного Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, как это закреплено в статье 76 Конституции России, могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, можно сделать вывод, что акты, принимаемые на федеральном уровне и уровне субъектов в своей совокупности, образуют российское экологическое законодательство.

Помимо названных ранее источников, в качестве источников экологического права так же выступают нормативные договоры, регулирующие экологические отношения. В доктрине экологического права их принято подразделять на международные и внутригосударственные. Говоря о международных договорах, необходимо отметить, что они занимают особое, уникальное место в иерархии источников экологического права. Это обусловлено тем, что при разногласии между национальным законом и ратифицированным международным договором, применению подлежит ратифицированный международный договор, в соответствии со статьей 15 Конституции. Так, международные договоры занимают особое место в иерархии источников права в нашей стране, обладая верховенством по отношению к национальному законодательству.

Характеризуя систему источников экологического права, можно смело отметить, что законодательство занимает в ней ключевое значение. За последнее десятилетие экологическое законодательство было полностью обновлено, и в настоящее время можно отметить его динамическое развитие. Основополагающее, базовое место в системе источников практически всех отраслей права занимает Конституция Российской Федерации, и экологическое право не стало исключением. Анализируя текст статей Конституции, можно выделить некоторые их них, которые как прямо, так и косвенно регулируют экологические отношения. Именно они и составляют конституционную основу правового регулирования экологических отношений. Главенствующее значение играют статьи 9, 42, 58, 67, 71, 72 Конституции РФ.

Рассмотрим некоторые из более подробно. Согласно статье 42, граждане имеют конституционные права на охрану окружающей среды, достоверную информацию о ее состоянии и право на компенсацию ущерба, а также право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. Статья 58 возлагает на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам. [2, С.10-12]

Для реализации положений, закрепленных в Конституции и экологической политикой государства в России, принимается экологическое законодательство. Главенствующим образом, оно формируется из принимаемых федеральных законов, и актов органов испольной власти. В науке экологического права принято выделять 2 направления в развитии законодательства— консолидации и дифференциации правового регулирования. Консолидация заключается в принятии таких нормативных актов, которые по своему содержанию устанавливают общие правила и механизмы охраны окружающей среды. В качестве примера можно привести федеральные законы «Об охране окружающей природной среды», «Об экологической экспертизе». Дифференцированное же законодательство направлено на отдельные компоненты окружающей среды, например, Земельный, Водный кодекс и Лесной кодексы РФ, федеральный закон «О животном мире» (1995). Относительно самостоятельное место в системе экологического законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные решению проблемы предупреждения и устранения угрозы загрязнения окружающей среды химическими веществами, опасными и иными отходами. В этой области действуют законы «Об отходах производства и потребления» (1997), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1998), «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности» (1996).

Кроме федеральных законов, к источникам экологического права относятся подзаконные акты, такие как указы президента, постановления правительства и акты министерств. Среди указов президента можно выделить в качестве наиболее главных указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», а также от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»

Наиболее многочисленную группу источников экологического права составляют акты, принимаемые Правительством РФ, а также федеральными министерствами. [3, С.97-101] По своей направленности они развивают и обеспечивают реализацию на практике отдельных положений законов. Как правило, они имеют узкую, тематическую направленность.[4, С. 59-6] Перечень вопросов, по которым они могут приниматься достаточно велик. Например, постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. «Об утверждении Положения о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду», или приказ министерства природных ресурсов и экологии «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их размещения» от 25 февраля 2010 года.

Развитие законодательства субъектов, в том числе в области экологических правоотношений, осуществляется в соответствии с Конституцией России, конституциями и уставами соответствующих ее субъектов РФ, Федеральным законом РФ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (1999), подзаконными нормативными правовыми актами России. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.

Рассмотрев детально данную классификацию можно отметить некоторые особенности источников экологического права. Во-первых, существует два уровня установления правовых норм (непосредственно акты РФ и акты ее субъектов), поскольку превалирующая часть правоотношений в экологическом праве отнесена к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов; также некоторые вопросы могут быть регламентированы муниципальными правовыми актами (такие как благоустройство населенных пунктов, озеленение и. т.д.). Во-вторых, большой объем подзаконных актов, который можно объяснить как объективными факторами (значительное разнообразие объектов, по которым возникают экологические правоотношения, их специфика), так и субъективными (пробелы в нормативной базе, коррупциогенность норм, несоответствующая определённым условиям и задачам структура органов экологического управления и др.).

Кроме того, подробно изучив источники закрепления экологических норм, необходимо обратить внимание на тот факт, они закреплены не только в специальном экологическом законодательстве, но и в актах других отраслей. Например, ГК РФ, КОАП РФ, УК РФ, градостроительный кодекс. Это является еще одной особенностью источников экологического права. Таким образом можно сделать вывод, что экологическое право является комплексной отраслью права, то есть включающей в себя нормы иных отраслей права, например, конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, предпринимательского и так далее. Этот процесс получил название экологизации других отраслей права. [5, С.21-23] Можно сказать, что формирование отдельных институтов и норм экологического права происходит на основе фундаментальных отраслей права. Так, согласно положениям Конституционного права, предусматриваются базовые положения по защите и охране окружающей среды. Так, например, статья 9 Конституции предусматривает, что Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.Гражданское право так же имеет тесную связь с экологическим. Так, в статье 129 ГК говорится, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Помимо этого, важными функциями гражданского права в отношении экологического являются охранительная и компенсационная функции. Уголовное право тоже имеет связь с экологическим, закрепляя уголовную ответственность за виновно совершенные, общественно опасные деяния, запрещенные уголовным кодексом. Свое отражение это находит в главе 26 «Экологические преступления». [6, С.96-97]

Однако, ввиду огромного количества источников экологического права, у правоприменителей могут возникнуть определенные трудности с поиском и применением нужного им нормативного акта и его положений. Связано это непосредственно с отсутствием единого кодифицированного источника экологического права, то есть, кодекса. Поэтому считаем уместным предложить издание Экологического кодекса Российской Федерации. По нашему мнению, значение и роль издания Экологического кодекса Российской Федерации заключается в кодификации законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды, переходе от пообъектного к комплексному правовому регулированию экологических отношений, а также в заполнении пробелов, согласованном развитии и применении законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, природоресурсного законодательства и гражданского, административного и иного законодательства.

 

Литература:

 

  1.                Батычко В.Т. Экологическое право. Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
  2.                Игнатьева И.А. Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. № 5.
  3.                Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для высших юридических учебных заведений М.: Юристъ, 2008.
  4.                Гринь Е.А., Хадипаш А.А. Экологический контроль (надзор) в Российской Федерации: некоторые проблемы правоприменения. Материалы II Международной научной конференции «Юридические науки: проблемы и перспективы» Пермь:Меркурий, 2014.
  5.                Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2000.
  6.                Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов — М.: Изд-во БЕК, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle