Автор: Маслова Анастасия Витальевна

Рубрика: 14. Экологическое, земельное, лесное, водное и воздухоохранное право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 01.02.2017

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Маслова А. В. Пробелы законодательства в сфере охраны редких и исчезающих видов животных, связанные с их содержанием в неволе или искусственно созданной среде обитания [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 80-83. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11818/ (дата обращения: 18.12.2017).



Указом Президента Российской Федерации от 5 января 2016 года предусмотрено проведение в 2017 году в России Года экологии. Правительству России поручено обеспечить разработку и утверждение плана по его проведению.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082-р утвержден План основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (далее — План).

План содержит комплекс мер федерального, регионального и межрегионального уровней. Основные направления реализации плана: нормирование воздействия на окружающую среду и переход на наилучшие доступные технологии.

Среди направлений Плана — сохранение редких видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Предусмотрено создание новых питомников по разведению, например, дальневосточного леопарда и амурского тигра.

В настоящее время проблемы экологии являются одними из наиболее важных комплексных вопросов, стоящих перед государствами всего мири и человечеством в целом. Научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого не сталкивалось вовсе, или проблемы не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. В XX столетии на природу легла нагрузка, вызванная 4-кратным ростом численности населения и 18-кратным увеличением объема мирового производства. Ученые утверждают, что примерно с 1960–70-х гг. изменения окружающей среды под воздействием человека стали всемирными, т. е. затрагивающими все без исключения страны мира, поэтому их стали называтьглобальными.Среди них наиболее актуальны изменение климата Земли, загрязнение воздушного бассейна, разрушение озонового слоя, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, загрязнение земель, разрушение почвенного покрова, оскудение биологического разнообразия [1].

Одной из наиболее важных проблем экологии названа проблема исчезновения биологических видов. Биологическое разнообразие Земли оценивается в 10–20 млн. видов, в том числе на территории РФ имеется от 10 до 12 % общего количества. Урон в данной сфере уже достаточно ощутим. В основном биологические виды исчезают из-за разрушения среды обитания растений и животных, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды.

По подсчетам ученых, за последние 200 лет на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных. Во второй половине XX в. процесс сокращения генофонда резко ускорился, и при сохранении существующих тенденций в ближайшие годы возможно исчезновение 1/5 всех видов, населяющих ныне нашу планету.

Таким образом, защита редких и исчезающих биологических видов является одним из актуальных вопросов законотворчества государств всего мира.

В природоохранном законодательстве Российской Федерации серьезное внимание уделено защите редких биологических видов. Однако в законодательстве существуют пробелы, которые необходимо устранять.

Оценка состояния правового регулирования охраны редких и исчезающих видов животных в России заставляет признать, что законодательство в данной области не отвечает в полном объеме общественным потребностям. Существующие пробелы, декларативность отдельных норм, закрепленных в законе и отсутствие их развития на уровне подзаконного нормотворчества, использование юридически неопределенных категорий и терминов, усеченность правовых механизмов охраны снижают эффективность усилий по сохранению редких видов животных. Проблема усугубляется отсутствием ясно выраженной исполнительной политики государства, постоянным изменением структуры государственных органов исполнительной власти и перераспределением полномочий между уровнями государственной власти, недостаточным финансированием предусмотренных законодательством мер [2].

По моему мнению, особое внимание необходимо уделить пробелам в действующем законодательстве в сфере охраны редких и исчезающих видов животных связанным с содержанием таких животных в неволе или искусственно созданной среде обитания.

Законодательством установлено, что добыча (изъятие из среды обитания) и оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Таким образом, мы можем сделать вывод, что указанными разрешениями подтверждается законность приобретения или изъятия из среды обитания животного.

В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное [3 c. 75].

Государственный контроль и учет таких животных не ведется. Орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в указанной сфере, не определен, отсутствуют и требования к содержанию животных в неволе и полувольных условиях.

Определение места содержания животного, его питание, уход, безопасность возложены на владельца животного, будь то физическое или юридическое лицо.

Единственное требование, установленное ГК РФ к содержанию животных в неволе заключается в недопущении жестокого обращения с ними, противоречащего принципам гуманности. Это с юридической точки зрения является оценочным понятием, расплывчатым и труднодоказуемым. Отношения людей и животных, изъятых из окружающей среды, неоднократно подвергались обсуждению в российском обществе, в союзах и обществах охраны животных, собаководов, любителей кошек, голубей, в том числе при рассмотрении не принятого пока федерального законопроекта о запрещении жестокого обращения с животными. Этот законопроект выходит за рамки экологического права, которое регулирует охрану и использование объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы. Указанный законопроект относится в большей степени к административному праву. Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными предусматривается в ст. 245 УК РФ, которая применяется крайне редко.

Откладывание принятия законопроекта о жестоком обращении с животными как нормативного правового акта административного права объясняется трудностями его грядущего исполнения, необходимостью возложения функций по его применению на выделенные для этого государственные либо муниципальные органы, проведения грани между административным проступком, предусматриваемым в законопроекте, и общественно опасным деянием, предусмотренным в УК РФ.

Многие граждане не понимают и не видят четкой разницы между охраной объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, в окружающей среде, и отношением к домашним, сельскохозяйственным и иным животным, изъятым из среды их свободного обитания. В субъектах РФ, в крупных городах, в муниципальных образованиях принимаются и действуют законы о правилах содержания в квартирах и выгула на улицах, площадях и скверах собак и кошек, о недопущении к ним жестокого обращения, о создании условий для передержек в домах для бездомных и отбившихся диких животных. Отношения с животными, с окружающим нас природным миром имеют в значительной степени не правовой, а нравственный характер [4 с. 152].

Изменив место своего обитания с естественной среды на содержание в неволе, животное, занесенное в Красную книгу Российской Федерации, остается им, и также нуждается в охране.

В статье 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» определено, что содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Однако перечень таких случаев в настоящее время законодательно не определен.

Одним из первостепенных стоит вопрос в отношении морских млекопитающих. Основной средой обитания морских млекопитающих является вода, качество которой в закрытых бассейнах должно отвечать условиям комфортности и безопасности животных. В настоящее время санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к качеству поступающей и содержащейся в бассейнах с морскими животными воды и ее обеззараживанию, к уборке и дезинфекции помещений, выполнение которых обеспечивает эпидемическую безопасность в отношении грибковых, вирусных, бактериальных и паразитарных заболеваний, передаваемых через воду, и предупреждает возможность вредного влияния химического состава воды на организм животных, а также людей, работающих с животными, не имеется.

Требования к физико-химическим, основным и дополнительным микробиологическим, а также паразитологическим показателям качества воды также не установлены.

Полностью не урегулирован вопрос, связанный с местами содержания морских животных, размеров и глубины бассейнов, необходимых для конкретного вида, вопросами безопасности и ответственности.

Решение данных вопросов имеет не только юридический характер. В научных исследованиях, посвященных правовой охране окружающей природной среды, ее отдельных компонентов и комплексов, традиционно повышенное внимание уделяется следующим вопросам: определение объектов правовой охраны; установление в законодательстве условий и требований охраны данных объектов, соблюдение которых обязательно всеми физическими и юридическими лицами в процессе хозяйственной и иной деятельности; проведение организационно-управленческой работы, направленной на осуществление предусмотренных законодательством условий и требований (включая осуществление контрольно-надзорных функций); привлечение к юридической ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства [5 с. 13]. Таким образом можно сделать вывод, что природоохранное законодательство является комплексной отраслью права и его развитие требует внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов различных сфер права. В научной литературе отмечается, что экологическое законодательство имеет свои особенности: во-первых в соответствии со ст. 72 Конституции РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы могут устанавливаться на соответствующих уровнях; во-вторых эколого-правовые нормы могут содержаться в законодательных актах иных отраслей права; в-третьих в системе источников экологического законодательства содержится самое большое число кодифицированных актов; в-четвертых динамизм развития экологического законодательство как на федеральном уровне, так и региональном [6].

Принятие норм, имеющих общеобязательный характер для исполнения, должно быть основано на результатах научного изучения морских млекопитающих, рекомендациях биологов, ихтиологов, ветеринаров, разработанных по результатам проведенных исследований.

Исследовав работы ученых по данному направлению права, ознакомившись с правоприменительной практикой и мнениями специалистов я прихожу к выводу, что современное экологическое законодательство России нуждается в совершенствовании. Вопрос охраны редких и исчезающих видов животных, связанный с содержанием таких животных в неволе или искусственно созданной среде обитания, остро нуждается в законодательном регулировании путем внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, а также путем принятия дополнительных перечней, требований и санитарно-биологических регламентов, регулирующих правила содержания животных в неволе и полувольных условиях. Это будет способствовать защитите редких видов от вымирания и обеспечению таким животным по-настоящему комфортных и гуманных условий существования.

Литература:

  1. Гейт Н. А. Редкие и исчезающие виды животных как объект правовой охраны. [Электронный ресурс] — http://www.fpa.su/biblioteka/izdaniya/problemy-teorii-gosudarstva-i-prava/redkie-i-ischezayuschie-vidy-zhivotnyh-kak-ob-ekt-pravovoy-ohrany-n-a-geyt/
  2. Природопользование. Глобальные экологические проблемы. [Электронный ресурс] — http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/globalnye-ekologicheskie-problemy.html
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Москва: Проспект, КноРус. 2015.
  4. Бринчук М. М. Краткий курс лекций по дисциплине «Актуальные проблемы экологического права». М. 2000
  5. Забелышенский А. А. Основы природоохранительного права. — Свердловск, 1978.
  6. Шихалева О. В. Экологическое законодательство современной России. [Электронный ресурс] — http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=573
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, видов животных, книгу Российской Федерации, окружающей среды, Красную книгу Российской, охраны редких, редких видов животных, Правительством Российской Федерации, сфере охраны редких, среды обитания, биологических видов, охране окружающей среды, Российской Федерации Года, среде обитания, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, диких животных, содержанию животных, кодекса Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос