Библиографическое описание:

Куджева Е. К. Проблемы утилизации производственных и бытовых отходов в России и Карачаево-Черкесской Республике [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 99-101.

В Российской федерации вопросы о вывозе и утилизации ТБО являются одними из важнейших проблем затрагивающие интересы экономики, природы и ЖКХ. В настоящее время органы власти рассматривают наиболее подходящие по всем параметрам варианты. Благоприятному разрешению этой проблемы отрицательно сказываются не только неудовлетворительные способы вывоза и утилизации мусора, но отсутствие необходимых нормативных актов, отвечающим современным реалиям жизни.

Такой основной закон как — «Об отходах производства и потребления» [1] определяет нормы государственной политики в области обращения с промышленными и бытовыми отходами и формы финансово- хозяйственной деятельности в области обращения с отходами

Данный закон вопросы вывоза, утилизации и обращения с отходами относит к компетенции органов местного самоуправления, которые обязаны принимать все необходимые нормативные акты и обеспечивать их исполнение.

Для разрешения проблем охраны окружающей среды, вывоза и утилизации ТБО были приняты следующие законы: ФЗ «Об охране окружающей среды, [2] ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [3] и другие

Несмотря ни на что, свалки отходов вокруг крупнейших российских городов растут на 235 млн. кубометров ежегодно — это стало реальной проблемой для окружающей среды и здоровье людей. [4]

«В зеленой зоне вокруг г. Москвы выявлены 717 незаконных свалок помимо, законно имеющихся и избавиться от них невозможно» пишут в газете «Мир новостей» Окрестности Москвы утопают в мусоре: [5] 5 млн. тонн в год привозит столица, 4, 7 млн. тонн составляет свой мусор. Свалки занимают 30 кв. км, где гниет 120 млн. тонн отходов.

Население протестует против таких полигонов, потому что эта громадная свалка не отвечающая никаким санитарным требованиям.

Упомянутые полигоны намечалось закрыть к 2015 году, а до 2020 года закончить программы по рекультивации. Однако специалисты уверены: выполнить это обязательство можно лишь, завалив московским мусором близ лежащие регионы или начать сжигать отходы.

Вопрос о сносе и ликвидации этих мусорных полигонов органы власти неоднократно рассматривали, но проблема до сих пор не решена положительно

Продукты сгорания ТБО опаснее, чем просто отходы, потому что освобождаются яды — диоксиды, тяжелые металлы — более 400 соединений, которые губительно влияют на всю природу и человечество в целом. Исследователи в Германии, Австрии, Италии обнаружили, что вблизи мусоросжигательных заводов случаев рака легких в 3,5 раза больше, чем в других районах. Уродств у детей — на четверть и более.

В Европейских государствах считается, что захоронение ТБО является самым дорогим способом уничтожения мусора в то же время для нашей страны такая форма борьбы с отходами как раз самая подходящая и дешевая.

Ситуация в КЧР в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью современных и будущих поколений. Ежегодно в республике образуется около 180–200 тыс. тонн только учтенных бытовых отходов. Около 93 % отходов вывозятся на полигоны ТБО, где производится не качественное их захоронение. [6]

В целях улучшения проводимой работы по санитарной очистке города Черкесска от мусора и других бытовых отходов руководством города в качестве эксперимента было закуплено 100 единиц индивидуальных пластиковых контейнеров объемом 120 литров для частного сектора. Со всеми участниками эксперимента при передаче индивидуального средства сбора ТБО был заключен договор безвозмездного пользования контейнером. Вывоз мусора будет производиться по строго согласованному графику.

В аулах, станицах и других сельских поселениях Карачаево-Черкесии крайне неудовлетворительно сложилась обстановка с вывозом, хранением и утилизацией ТБО. В большинстве населенных пунктов мусор собранно никто не вывозит и не отведены специальные свалки, а там, где они есть, не отвечают никаким санитарным нормам.

В отдельных населенных пунктах жители отказываются оплачивать затраты по вывозу ТБО из- за дороговизны.

В ходе проведения проверок в 2013 году обследовано более 60 населенных пунктов республики. Площадь несанкционированных свалок, выявленных в ходе проверок, составляет 11,8 га.

Для решения проблемы полигонов ТБО по КЧР Правительством республики принята республиканская целевая программа «Экологическая безопасность в Карачаево-Черкесской Республике на 2011–2018 годы». [7]

Данной программой предусматривается: строительство 5 полигонов твердых бытовых отходов; строительство 5 мусоросортировочных комплексов; обезвреживание отходов, использованных люминесцентных ламп; и т. д.

Строительство на территории республики сразу пяти современных полигонов ТБО позволит решить данную проблему. Тем не менее, осуществление данной программы, не начата по той причине, что в республиканском бюджете ни на 2012 год, ни на 2013 год средства на ее осуществление не были предусмотрены.

Вторичной переработки в Карачаево-Черкесской Республике требуют остатки деятельности Урупского горно-обогатительного комбината, Усть-Джегутинского цементного завода, отвалы Урупского горнодобывающего комплекса. Современной реконструкции требуют Усть-Джегутинское водохранилище и Цементный завод, представляющие собой потенциальные источники экологических бедствий.

Анализируя выше сказанное можно сделать следующие выводы:

-        Существующая проблема управления ТБО в республике требует безотлагательного решения. Весьма актуальным для территории КЧР было бы вовлечение в хозяйственный оборот ТБО.

-        ТБО являются неиссякаемым источником вторичного сырья для переработки, которое весьма эффективно заменяет естественные природные ресурсы в производстве. На Западе к этому подходят рациональней, выжимая все, что можно с этого мусора. Это происходит потому, что у них нет таких природных ресурсов, лесов, полезных ископаемых как у нас в Карачаево-Черкесской Республике.

-        Для совершенствования экологической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике нужно представителям государственной власти и должностным лицам муниципальных образований уделять больше внимания поднятым проблемам. Необходимо поставить в качестве одного из приоритетов своей работы строгое соблюдение экологического законодательства, а также контроль за его соблюдением иными лицами.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года, № 89-ФЗ

2.                  Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, № 7- ФЗ.

3.                  Федеральный закон от4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» //Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 года № 18 ст.2222

4.                  Денис Терентьев, Оксана Погорецкая. Мусорный Бакс /Аргументы недели № 47(389) от 5.12.2013г.

5.                  Екатерина Люльчак. Полигоны просят огня. // Газета «Мир новостей» от 12 марта 2013 года № 12 (1003). С 26.

6.                  В. В. Титаренко- уполномоченный по правам человека в КЧР. Ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в КЧР.

7.                  Республиканская столица станет еще красивее и чище /14 февраля 2014год/ Новости / СКФО (Северо-Кавказский федеральный округ).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle