Авторы: Васина Марина Владимировна, Клевов Михаил Борисович

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 14.08.2016

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Васина М. В., Клевов М. Б. Пути решения по совершенствованию системы управления отходами в г.Нефтеюганске // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 466-469.



Современное законодательство в области управления отходами содержит не в достаточном объеме нормативно-правовые акты, что не позволяет полностью контролировать сферу обращения с отходами. Необходимые мероприятия к осуществлению нормативных основ, в части эксплуатации полигонов, осуществляются крайне редко. При выявлении первопричин убеждаешься, что организационно- экономическая схема управления отходами является малоэффективной и не способна обеспечить радикальное оздоровление сложившейся практики обращения с отходами.

В настоящее время основным элементом системы управления отходами, с помощью которого необходимо произвести санацию системы, являются финансы. Наличие средств, которые сопровождают отходы на всех этапах их жизненного цикла от момента образования до момента обезвреживания, и их количество определяют все, что происходит с отходами. Все действия, которые проводят с отходами (частота первичного сбора отходов, степень извлечения вторичных материалов, методы конечной переработки и т. п.), зависят от объемов финансовых средств, поступающих в сферу обращения с отходами и механизмов управления ими.

Вместе с интенсивными преобразованиями российского общества в области экономики и законодательства существенно преобразовались и принципы финансирования системы управления отходами. На сегодняшний день действует принцип «загрязнитель — платит». Все платежи за сбор, хранение, транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов ложатся на плечи предприятий и населения. Предприятиям, как правило, не приходится рассчитывать на вложения со стороны государства.

На сегодняшний день в Нефтеюганске и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО- Югре) в целом остро стоит проблема утилизации отходов. Анализ существующей организационно- экономической схемы управления отходами позволяет сделать следующие выводы:

‒ в городе частично введен принцип «загрязнитель- платит»;

‒ тарифы за сбор, транспортировку и захоронение отходов не достаточны для обеспечения экономической устойчивости и жизнеспособности предприятий, так как они не позволяют формировать фонды рекультивации, реконструкции и развития, их достаточно лишь для осуществления текущей эксплуатации объектов;

‒ сложившиеся условия стимулируют интенсификацию притока отходов на объекты с пониженным тарифом за захоронение отходов (образуются несанкционированные свалки);

Таким образом, при неизменности системы управления отходами можно ожидать значительного увеличения количества экологически и технологически неблагополучных объектов по захоронению отходов на территории региона. Иными словами, такая законсервированная система управления отходами будет развиваться в направлении усиления негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы и вызовет, в конечном итоге, большой экономический ущерб [1].

При решении проблем по обращению с отходами необходим комплексный подход: внедрение ресурсосберегающих технологий, ликвидация накопленного экологического ущерба, рекультивация полигонов с истекшим сроком эксплуатации, строительство новых объектов размещения отходов.

Меры, направленные на экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, связаны с вопросами совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, а также внедрения наилучших технологий. В качестве основных механизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают: паспортизация, лицензирование, лимитирование, экономическое регулирование [2].

Другими словами, новый комплексный подход предполагает следующие основные положения:

‒ в первую очередь, уточнение общепринятых расчетов платы за размещение отходов и затрат на захоронение и переработку отходов;

‒ переход от принципа минимизации к принципу оптимизации затрат на захоронение отходов (установление единого тарифа на захоронение отходов на всей территории конкретного региона);

‒ обеспечение финансовой самостоятельности и устойчивости полигонов отходов (предприятия накапливать необходимые фонды и осуществлять целевое использование этих фондов);

‒ взаимную увязку инвестиционного, инновационного и эксплуатационного циклов полигонов отходов и других объектов, связанных с обращением с отходами, должна обеспечиваться механизмами совершенствования управления отходами;

‒ создание системы, обеспечивающей управляемость потоков отходов во всем регионе и стимулирующей полигоны к развитию.

Новые организационно-экономические схемы управления отходами в регионе предполагают также, что и платежи за размещение отходов будут поступать в предполагаемые к созданию специальные целевые фонды, которые будут расходоваться, в частности, на развитие полигонов и ликвидацию негативных последствий их многолетней эксплуатации.

Таким образом, региональная система управления отходами требует коренного изменения, учитывающего как опыт передовых стран, так и новейшие российские достижения в области переработки и утилизации отходов, а также пересмотра законодательной базы в этой сфере [1].

В России образуется порядка 35–40 млн. тонн твердых бытовых отходов и практически весь этот объем размещается на полигонах ТБО, санкционированных и не санкционированных свалках, и только 4–5 % вовлекается в переработку. Существующая система управления отходами в России ориентирована преимущественно на их захоронение на полигонах.

По данным регионального кадастра отходов в ХМАО-Югре ежегодно образовывается более 3 млн. тонн отходов производства и потребления, из них 45 % — промышленные отходы, 30 % — коммунальные, 10 % — древесные, 15 % — прочие отходы. Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (1515 шламовых амбаров — на 1 января 2014 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 300 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.

На территории г. Нефтеюганска ежегодно образуется 50–60 тыс. тонн твердых бытовых отходов, которые подлежат обязательному сбору, вывозу и утилизации.

Основной объем работ по сбору и вывозу ТБО и КГО от жилищного фонда и объектов инфраструктуры производит ООО «Спецкоммунсервис», а также ЗАО «Экос», ОАО «Силуэт», Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал Сервис», ОАО «Нефтеюганск-Сервис», ИП Дмитриев Я. М.

На территории г. Нефтеюганск применяется контейнерный метод сбора ТБО. Контейнеров для раздельного сбора отходов в настоящее время в городе нет. Отходы вывозятся из города ежедневно. Для транспортирования твердых бытовых отходов используется специализированный транспорт: различные мусоровозы и самосвалы. Твердые бытовые отходы вывозятся для захоронения на полигон твердых бытовых отходов (ТБО).

В результате произведенных расчетов нормативов образования отходов установлено, что на предприятие ООО «Спецкоммунсервс» за 2013–15гг. образуются отходы в следующих объемах:

I класс опасности — 0,124 т, 0,187 т; 0,189 т соответственно в 2013, 2014, 2015 годах;.

II класс опасности — в 2013, 2015 годах нет таких отходов, в 2014 г. — 1,282т;

III класс опасности — 9,475 т в 2013 г; 9,556 т; 8,980 т соответственно, в 2014 и 2015 гг.

IV класс опасности — 39,297 т в 2014году и 68,8 т в 2015 году. В 2013 году отходов этого класса опасности не было.

V класс опасности — 311,234 т в 2013 году и 359,229 т в 2015 году. В 2014г. отходов этого класса опасности не было.

Отходы 1,2, 3, частично 4 классов опасности от собственного производства (ртутные люминесцентные лампы отработанные, аккумуляторы свинцовые отработанные, фильтры масляные, различные масла отработанные, обтирочный материал, песок, загрязненный маслами, покрышки отработанные, остатки и огарки стальных сварочных электродов, лом черных металлов несортированный) передаются специализированным предприятиям для дальнейшей утилизации (ООО «Экопром», г. Нягань).

Отходы 4 и 5 классов опасности от собственного производства частично используются на предприятии, в большинстве своем — подлежат захоронению на полигоне ТБО.

На основании определенных нормативов образования отходов, а также с учетом их видов, классов опасности, площадью (объемом) объекта их размещения и экологической ситуацией в регионе предприятию установлены лимиты на размещение отходов.

Основой радикального решения проблемы твердых бытовых отходов является их промышленная переработка, обеспечивающая комплексное решение вопросов обезвреживания, утилизации и ликвидации отходов. Оптимальное решение экологических вопросов — как за счет создания малоотходного производства и уменьшения нагрузки на окружающую среду, так и за счет существенной экономии природных ресурсов и энергии при создании вторичной продукции из отходов в смежных отраслях промышленности.

Необходимо вести активную работу с населением, а именно:

‒ доводить информацию по селективному сбору отходов в виде раздаточного материала, рекламных стендов;

‒ задействовать все механизмы сортировки вторсырья: недостаточно установки контейнеров во дворах, должны быть открыты пункты приема по всем видам отсортированных отходов;

‒ проводить разъяснительные акции по предотвращению образованию стихийных свалок, привлекая средства массовой информации, политические партии, общественные организации;

‒ распространять раздаточный материал, рекламные брошюры о пунктах приема вторсырья;

‒ оборудовать все мусорные площадки контейнерами закрытого типа;

‒ воздействовать на дачные товарищества, гаражные кооперативы, которые в большинстве случаев не заключают договора со специализированными организациями на вывоз и утилизацию отходов;

‒ строить заводы (маленькие станции) по переработке/сжигании мусора, с целью уменьшения объемов отходов, которые отвозятся на полигон.

Литература:

  1. Лопатин В. Н. Менеджмент и маркетинг в экологии. — М.: Наука, 2011. — 132 с.
  2. Васина М. В., Бруева О. Ю. Пути решения проблем в области обращения с отходами. Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 90–91
Основные термины (генерируются автоматически): управления отходами, твердых бытовых отходов, захоронение отходов, системы управления отходами, система управления отходами, размещение отходов, нормативов образования отходов, класс опасности, утилизации отходов, сбора отходов, полигонов отходов, схемы управления отходами, отходов бурения, устойчивости полигонов отходов, циклов полигонов отходов, проблема утилизации отходов, первичного сбора отходов, объектов размещения отходов, интенсификацию притока отходов, захоронению отходов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос