Библиографическое описание:

Неваров А. А. Изучение религии древнего Египта в отечественной исторической науке кон. ХIХ – нач. ХХ вв. [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 23-25.

Основная роль в изучение истории древнего Египта в XIX веке была отведена ученым Западной Европы, в частности Франции, Англии, Германии. Отечественные ученые не остались в стороне от успехов в исследовании Древнего Египта в западноевропейской науке.

Самостоятельное, научное исследование памятников древ­него Египта началось в России лишь в последнюю четверть XIX в. Здесь особенно выделяются три имени — О.Э. Лемм, В. С. Голенищев и Б. А. Тураев.

О. Э. Лемм, один из первых египтологов в России, рабо­тал по египтологии у Эберса, в Лейпциге, и у Лепсиуса, в Берлине. В 1882 году он получил в университете г. Лейпцига степень доктора философии за диссер­тацию «Studien zim Ritualbuch des Ammondienstes».

Этот труд, только в более полном виде, вышел в этом же году под заглавием «Das Ritualbuch des Ammondienstes», где он, на основе Берлинского папируса 55 Королевского музея, дает полный обзор служебника бога Амона чрезвычайно важный для ознакомления с богослужением древнего Египта.

Одну из глав этого служебника О. Э. Лемм опубликовал в 1887 году под за­главием: «Einige Bemerkungen zur Ceremonie des Lichtanzundlos».

Чрезвычайно важным трудом является древнеегипетская хре­стоматия: «Angyptische Lesestucke zum Gebrauch bei Vorlesungen und zum Privatstudium», появилась в 1883 году. Хрестоматия предназначалась для начинающих египтологов. Правда, в хрестоматии представлена только первая часть, посвященная древнеегипетским текстам до эпохи Птолемеев.

С 1886 г. О.Э Лемм первым из русских египтологов стал читать лекции по истории древнего Египта на факультете восточных языков Петербургского университета.

В 1890 г. он издает хрестоматию по египтологии: «Excerpta e libris sacris veterum Aegyptiorum in u-sum scholarum sumptibus Imperialis Literarum Universitatis Pertopo-litanae», но она также осталась неоконченной; в вышедшем первом вы­пуске большую часть занимал полный текст первой главы Книги мертвых».

Выдающимся русским египтологом является В. С. Голенищев, написавший ряд ученых трудов в этой области. Его работы издавалась, по преимуществу, во Франции.

Ему принадлежит: «Die Metternichstelle», появилась в 1877г, затем в 1880 году было напечатано: «Sur un ancien chapitre du Livre des Morts» , «Surun ancien conte egyptien» в 1882 г. В 1887 году он выпустил «Эпиграфические результаты поездки в Иади-Хаммамат».

Большой заслугой B. С. Голенищева является собирание египетских древ­ностей: составленное им за долгие годы его научной работы, собрание памятников древнего Египта представляет богатейшую всемирно известную коллекцию.

Скорее всего ни одному египтологу не удалось подарить исторической науке столько первоклассных памятников, как В. С. Голенищеву. Нельзя не отметить, что практически все они хранятся в русских музеях.

Переводы В. С. Голенищева очень хороши, т.к. он прекрасно владел и языком, и трудной иератической палеографией. Отдельные ученые, в знании грамматики ставили его на одну ступень с главой берлинской египтологической школы А. Эрманом.

Расцвет деятельности В. С. Голенищева был эпохой издания не только одних письмен­ных памятников. В кон. ХIХ в. он издавал и предметы материальной культуры. И, как в отношении текстов, он часто не ограни­чивается простым изданием, а давал глубокий грамматический и лексический коммен­тарий, так и в отношении археологических памятников он наряду с тщательным описанием, вводит научное изучение их.

В 1910 г. из-за болезни жены Голенищев вынужден покинуть Россию и обосноваться на постоянном месте жительстве во Франции. С 1923 г. он преподавал различные отрасли египтологии в Каирском университете.

В.С. Голенищеву не удалось создать русскую египтологическую школу, он заложил только ее основание. Создателем данной школы выступил профессор Петербургского университета, академик Б.А. Тураев.

Тураев начинал заниматься египтологией у Лемма, а затем учился в Германии. Как ученый, Б. А. Тураев подошел к истории древнего Египта гораздо шире, чем его предшествен­ники, т.к. он является первым в России историком древнего Египта, использующим строго исторический метод, что выделяло его даже в ряду египтологов Западной Европы, являющихся почти исключительно филологами.

Все его работы составлены на основании первоисточников, которые он прекрасно знал и понимал. Он мог разбираться в самых трудных поздних иеро­глифических и иератических текстах, присоединяя к широте историка точность филолога.

Основной научный труд Б.А. Тураева «Бог Тот», является очень ценным вкладом в область египтологии, основой его послужил прекрасно подобранный материал письменных и вещественных памятников, относящихся к культу изучаемого бога.

История религиозных представлений в древнем Египте является одним из главных элементов истории их культуры. Академик Тураев детально исследует один из вопросов древнеегипетской религии.

На основании имеющегося материала, он прослеживает историю представлений древних египтян о боге Тоте, в котором они олицетворяли свою культуру, с именем которого связывали свои представление о идеале правды и премудрости.

В начале своей книги Б. А. Тураев касается мифа и рассматривает историю культа Тота. Расчленив отношение культа бога Тота к древним фетишистским культам ибиса и павиана, автор дает характеристику культа бога Тота в эпоху Древнего Царства по текстам пирамид. Для Среднего Царства им исследуются тек­сты переходного времени, тексты саркофагов, а для Нового времени, разрабатывается ряд глав из Книги Мертвых и других характерных для того времени папирусов. Пере­ходя к позднему времени, академик Тураев отмечает слияние культа Тота с дру­гими культами. Целая глава посвящена изображениям Тота в искусстве, приводится ряд форм, в которых было представлено это божество в произведениях искусства и ремесел.

Отводится также место и богослужебным формам культа бога Тота. Б. А. Тураев отметает большую распространенность этого культа по всей области еги­петской культуры. Им дается детальный перечень городов, в которых почитался этот бог.

Затем автор касается еще женских дополнений Тота, представления о которых носили очень неустойчивый характер. В заключении этой работы, говорится о сближении Тота с Гермесом в эллинско - римскую эпоху.

Большое количество статей, посвященных вопросам древнеегипетской ре­лигии и археологии, поместил академик Тураев в различных изданиях. Отметим только некоторые из них, как, например, «Из истории Книги Мертвых», несколько замечаний о текстах саркофага «Im 'mw», представляющего типичный образец древнейшего после пирамид заупокойного сборника, или статья об ящиках для хранения -погребальных статуэток, называемых «ушебти», очень мало обследованных в египетской археологии, и еще многие другие работы. Обла­дая огромной эрудицией по изучаемым вопросам и глубоко проникновенным пониманием древнего Египта, Тураев делал ряд тончайших наблюдений и приходам к блестящим выводам, представляющим богатейший материал для егип­тологов. Академик Тураев подготовил целую плеяду востоковедов, в т.ч. и египтологов, таких как: В.В. Струве, М.Э. Матье, М.А. Волков и др.

Литература:
  1. Белова Г.А., Шеркова Т.А. Русские в стране пирамид. Путешественники, ученые, коллекционеры. М., 2003.

  2. Бузескул В. Всеобщая история и ее представители в России в ХIХ – нач. ХХ в.Часть 2. Л., 1931.

  3. Голенищев В.С. Археологические результаты путешествий по Египту зимой 1888 – 89 гг.// Записки Восточного Отделения Императорского Русского Археологического Общества СПб., 1891. Т. 5. Вып.1.

  4. Кагаров Е.Г. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1915.

  5. Тураев Б.А. Бог Тот. Опыт исследования в области древнеегипетской культуры. М., 2002.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle