Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Исторические исследования» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 07.05.2016

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Алтаева, А. Э. Общекультурные процессы развития бурятского общества и Копыловы из династии священнослужителей Иркутской епархии / А. Э. Алтаева. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/169/10530/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: Иркутская духовная семинария, династии священнослужителей, П. Г. Копылов, Б. Н. Вампилов, писатель А. В. Вампилов, И. Л. Копылов, Р. С. Мэрдыгеев, бурятская народная школа, бурятское изобразительное искусство.

Современная историческая наука остается неполной без сведений о деятельности представителей духовной школы Восточной Сибири с середины XIX до первой трети XX вв. Хотя именно священнослужители дореволюционной России принимали активное участие в общеобразовательных процессах развития общества. Но исследований, выявляющих роль династий священнослужителей в становление народной школы, изобразительного искусства, науки и культуры Бурятии в рассматриваемый период, ранее не проводилось.

Некоторые аспекты данной темы рассмотрены во вступительной статье сборника ««Провинциальная наука»: этнография в Иркутске в 1920-е годы». А. А. Сирина отмечает, что с начала XIX века общеобразовательные процессы Восточной Сибири формировались под влиянием духовной школы. Выпускник духовной семинарии Е. И. Титов (член Союза писателей СССР) писал «из ее стен вышли революционеры, артисты, поэты, философы, ученые и художники. Из нее кроме того выросли просто образованные люди, роль которых в … сибирской общественности можно учить, закрывши глаза». Среди преподавателей семинарии были такие исследователи, как маньчжуровед Орлов, монголист Подгорбунский, позднее — Одинцов, Виноградов, Малышев, Копылов[1, 13].

Задачи распространения православного вероучения среди бурятского населения определяли необходимость изучения священнослужителями местных обычаев, традиций и обрядов. В силу специфики своей деятельности миссионеры, несомненно, знали основы бурятского языка. Становление бурятской школы шло под патронажем священнослужителей.

Исследователь народной школы Андреев В. И. указывает, что когда в 1878 году учитель и этнограф М. Н. Хангалов закончил составление учебника под названием «Первая учебная книга бурятско-русского языков», рецензентом рукописи учебника был священник Копылов. Как знаток монгольского языка он, в целом положительно оценивая учебник Хангалова, писал: для его употребления на практике в инородческих бурятских школах требуется тщательное рассмотрение и переделки применительно к педагогическим правилам Ушинского и Корфа [2].

По архивным материалам видно, что представители Иркутской епархии были связаны с подготовкой первых профессиональных кадров бурятского учительства.

Савранна Яковлевна Ербанова (1903–1987), выдающийся общественный деятель Бурятии, в своих воспоминаниях пишет, что непосредственное участие в судьбе первой бурятской учительницы, принял священник Прокопий Копылов. В 1894 г. при поддержке Матвея Николаевича Хангалова, на учебу в Малышевскую церковно-приходскую миссионерскую школу Иркутской губернии была направлена Евгения Данчинова. Священник и его жена Мария стали крестными Евгении, так дочь Сойбона получила отчество Прокопьевна [3, 1].

Для бурят XIX века крещение было вызвано необходимостью получения образования. Базыр Николаевич Вампилов (отв. секретарь партколлегии КПК при ВКП(б), сотрудник Центрального музея истории религии и атеизма СССР) в работе автобиографического и историко-этнографического плана привел обстоятельства крещения своего отца Нихо (Николая) Вампилова. Так как массовое крещение в честь трехсотлетия царствования дома Романовых, носило формально-принудительный характер. То соответственно в традиционном обществе складывалась ситуация, когда одновременно буряты чтили три религии. Улус Аларь, где родился Б. Н. Вампилов, славился на всю округу красивым дацаном, белокаменной церковью, а его жители регулярно проводили тайлганы [4, 22].

Династия священнослужителей Копыловых из Иркутской епархии связана с именем советского писателя Александра Вампилова (1937–1972). Родной дед Александра Вампилова по материнской линии — Прокопий Георгиевич Копылов (1873–1938) был родом из села Кимильтей.

Официальная дата появления села Кимильтей, согласно документам — 1696-й год. Краеведы же считают, что поселение возникло раньше. По крайней мере, известно, что на этой земле жили бурятские племена.

О возникновении названия села сложилась легенда: «Жили на берегу реки два брата, буряты — Ким и Тей. Пасли на прибрежных лугах свой скот и из-за выпасов часто спорили между собой. Когда же проезжавшие по дороге люди спрашивали: «Чьи это гурты?", им отвечали: «Не знаем, Кима или Тея». Поэтому люди и стали называть это место Кимильтей».

С началом началось освоение Сибири, бурят постепенно оттеснили. Пришлые казаки женились на бурятках. Прадед писателя похоронен на местном кладбище, а его дед, Прокопий Копылов, начинал служить в кимильтейской церкви, затем уехал в Иркутск, работал в кафедральном соборе и преподавал Закон Божий в гимназии [5].

Другой прадед драматурга Африкан Федорович Медведев (1855–1895), сын православного миссионера, был священником в селе Нукуты в Приангарье. Его сын Иннокентий получил образование филолога в Санкт-Петербургском университете, знаток русской и западноевропейской литературы, славянских и некоторых других языков, много лет занимался педагогической деятельностью.

Дочь Александра Африкановна (1877–1969) окончила Иркутское епархиальное училище с дипломом домашней учительницы, прожила большую, содержательную, не лишенную бед, тревог и забот жизнь. Ее муж Прокопий Георгиевич Копылов и зять Валентин Никитич Вампилов погибли в репрессиях 1937–1938 гг. [6].

Отец писателя В. Н. Вампилов (1898–1938) учился в Аларском двухклассном училище, проявляя большие способности. Валентин в семилетнем возрасте потерял отца и стал главой семьи. Его мать Табханю одна вела домашнее хозяйство, тратя много сил, чтобы прокормить, обуть и вырастить младших сыновей. Шила унты, ичиги, выделывала овечьи шкуры и мяла кожу. Валентин учился в иркутской гимназии. Особенно увлекался русским языком и литературой. Приезжал «домой в гимназической форме, на нас — улусных ребят — это производило особенно сильное впечатление» [4, 25].

Родственники писателя Александра Вампилова по отцовой стороне были священнослужителями Аларского дацана. Роман Владимирович Вампилов до революции принимал участие в проектировании Санкт-Петербургского буддийского храма. Его сын Андрей Романович Вампилов уже в 1970-е годы проектировал и осуществлял авторский надзор за возведением Главного дугана Иволгинского дацана, позднее им были спроектированы и другие культовые сооружения Бурятии [7, 87].

Духовенство Иркутской епархии испытало влияние всех социально-экономических и политических изменений в жизни общества от начала XIX до трагических событий первой трети XX вв. В 1901 г. в духовной семинарии произошла забастовка против произвола начальства, и с 1 марта 1901 она была закрыта на 8 месяцев. Ректор, архимандрит Алипий, был сменен. Учащиеся выпускали рукописный журнал «Забастовка», отпечатанный на гектографе бюллетень тиражом 300 экз., была создана касса взаимопомощи, среди населения собирали средства в пользу неимущих учащихся. Семинария была закрыта в 1918 г. [8].

По времени это совпало с открытием Иркутского университета. Который стал основой развития советского образования, науки и высшей школы всего региона[1, 13].

Первые ученые университета и коллекционеры Б. Э. Петри, А. Н. Турунов, С. Н. Дудин, Ф. Э. Карантонис, П. П. Хороших проявляли внимание к изобразительному творчеству коренных народов Сибири, ламаизму и шаманству, детскому рисунку. В декабре 1922 г. состоялась выставка «изобразительных искусств монголо-бурят», устроенная ВСОРГО. На открытии выставки были прочитаны публичные лекции. Первая лекция Б. Э. Петри «О значении изучения народного искусства». Вторая лекция «Орнаментальное искусство (потенциальные творческие силы народов и искусство городов)» была прочитана заведующим первой иркутской художественной мастерской-студией Иваном Лавровичем Копыловым (1883–1941) [1, 36].

Хотя Иван Лаврович был из семьи священнослужителя из Алари, он выбрал свой путь, успешно реализовался вне сословной деятельности, стал основоположником художественной школы Сибири. С 1903 по 1908 был членом РСДРП, активно включился в революционную борьбу, работая агитатором и пропагандистом. В январе 1904 был арестован в Петербурге и после четырехмесячного заключения выслан в Восточную Сибирь на 2 года. Из Казанской духовной академии и художественного училища был исключен «за неблагонадежность». В январе 1905 совместно с М. А. Рутченко–Короткоручко открыл в Иркутске недолго просуществовавший класс рисования при Обществе распространения народного образования и народных развлечений. После амнистии отправился в Петербург для продолжения художественного образования. Учился в мастерской С. М. Зейденберга (1905–1906), одновременно продолжая заниматься революционной работой. В 1906 уехал во Францию, учился в парижской Академии Жюльена (у Ж. П. Лоранса). В 1908 порвал связь с РСДРП, примкнул к анархистам–индивидуалистам, оставаясь на их позициях до конца 1920–х. [9].

И. Л. Копылову выпускнику Иркутской семинарии, принадлежит заслуга в проникновение этнографической тематики в изобразительное искусство и в возникновение интереса к детскому рисунку бурят и якутов. Он ввел в своей художественной студии специальный курс этнографии местного края (читал курс безвозмездно Г. С. Виноградов), установил контакты с ВСОРГО и этнографическим отделением педфака. В его художественной студии учился студент Иркутского университета Роман Сидорович Мэрдыгеев (1900–1969) [1, 36–37].

Р. С. Мэрдыгеев был членом бурят-монгольской секции ВСОРГО. Опубликовал несколько статей по этнографии бурят. В 1928 г. побывал вместе с П. Данбиновым в Эгитуйском дацане для изучения буддийского искусства. Основоположник бурятского изобразительного искусства, наряду с А. Е. Хангаловым, Ц. С. Сампиловым. Народный художник Бурятии. Отв. секретарь Союза художников Бурятии. Кавалер орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». В 2001 г. имя Р. С. Мэрдыгеева присвоено детской художественной школе г. Улан-Удэ [1, 430–431].

Таким образом, по материалам проведенного исследования можно заключить, что духовенство Иркутской епархии формировало общекультурную среду, внесло значительный вклад в развитие народного образования, науки, искусства и культуры Бурятии, Восточной Сибири и России. Образованная и социально активная часть духовенства, реализовывалась за пределами сословно-профессиональной деятельности, занимаясь широким спектром научно-исследовательских, краеведческих и этнографических работ.

Литература:

  1. «Провинциальная» наука: этнография в Иркутске в 1920-е годы / избранные статьи / сост., автор вступит. статьи и биобиблиографического словаря Сирина А. А. — М. — Иркутск, 2013. 464с., ил.
  2. Андреев В. И. О Хангалове. История бурятской школы (1804–1962 гг.) http://rubur.ru/article/andreev-vi-o-khangalove-istorija-burjatskoi-shkoly-1804-1962-gg?page=6 (дата обращения 19.12.15.)
  3. Национальный архив Республики Бурятия, фонд Р-2188, опись 1, дело 46, лл. 6.
  4. Вампилов Б. Н. От Алари до Вьетнама / Вампилов Б. Н. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1986. – 237с.
  5. Зиминский район: там, где пасли стада Ким и Тей. http://irkipedia.ru/content/ziminskiy_rayon_tam_gde_pasli_stada_kim_i_tey. (дата обращения 04.05.16.)
  6. Памяти Александра Вампилова. Из книги Мир Александра Вампилова: Жизнь. Творчество. Судьба: Материалы к путеводителю. Иркутск: Издание ГП «Иркутская областная типография № 1", 2000. http://www.lib23.irk.ru/vampilov6.htm (дата обращения 27.04.16.)
  7. Соктоев В. Р. История развития строительной отрасли республики Бурятия (очерки) / Соктоев В. Р. –Улан–Удэ: Изд-во «Буряад Yнэн», 2013, –192с.
  8. Иркутская духовная семинария http://irkipedia.ru/content/irkutskaya_duhovnaya_seminariya дата обращения 27.04.16.
  9. И. Л. Копылов: энциклопедическая справка http://irkipedia.ru/content/kopylov_ivan_lavrovich (дата обращения 04.05.16.)
Основные термины (генерируются автоматически): Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская епархия, бурятское изобразительное искусство, духовная семинария, духовная школа, изобразительное искусство, народное образование, Петербург, художественная студия.

Ключевые слова

Иркутская духовная семинария, династии священнослужителей, П. Г. Копылов, Б. Н. Вампилов, писатель А. В. Вампилов, И. Л. Копылов, Р. С. Мэрдыгеев, бурятская народная школа, бурятское изобразительное искусство

Похожие статьи

Развитие художественного образования в области народного...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской...

Общекультурные процессы развития бурятского общества... По времени это совпало с открытием Иркутского университета.

Основные термины (генерируются автоматически): Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская епархия, Петербург...

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование, народное мастерство...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Барнаул, 2009. художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное

школа, Алтайский край, второклассная школа, населенный пункт, Ординская школа, Томская епархия, ученик, Духовная семинария...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

школа, Алтайский край, второклассная школа, населенный пункт, Ординская школа, Томская епархия, ученик, Духовная семинария, крестьянский начальник, Новогеоргиевская школа.

художественное образование, изобразительное искусство...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Уже не редкостью были женщины, основывавшие свои школы для среднего образования, и

Со многими она познакомилась по дороге в столицу Восточной Сибири – в Тобольске

С 1919 г. заведовала читальным залом при Иркутском Государственном Университете.

Выпускницы Иркутского Девичьего Института как результат его...

Институтки проникли во все уголки Сибири и служили великому делу развития общества.

1. Кузнецова М.В. Иркутская школа/ М.В.Кузнецова. - Изд-во Гос. Ун-та - Иркутск.

Ключевые слова:образовательная система; народное образование; учебное заведения; училище...

Похожие статьи

Развитие художественного образования в области народного...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование...

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа.

Культурно-просветительская деятельность украинцев в Иркутской...

Общекультурные процессы развития бурятского общества... По времени это совпало с открытием Иркутского университета.

Основные термины (генерируются автоматически): Восточная Сибирь, Иркутск, Иркутская епархия, Петербург...

Методика изучения народных художественных промыслов...

народное искусство, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, роспись, декоративное искусство, народное творчество, ребенок, дополнительное образование, народное мастерство...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции...

Барнаул, 2009. художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное

школа, Алтайский край, второклассная школа, населенный пункт, Ординская школа, Томская епархия, ученик, Духовная семинария...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

школа, Алтайский край, второклассная школа, населенный пункт, Ординская школа, Томская епархия, ученик, Духовная семинария, крестьянский начальник, Новогеоргиевская школа.

художественное образование, изобразительное искусство...

художественное образование, изобразительное искусство, искусство, инновация, традиция, взгляд, художественная педагогика, масляная живопись, академическая школа, человеческое бытие.

Педагоги Иркутского Девичьего Института: судьбы, вклад...

Уже не редкостью были женщины, основывавшие свои школы для среднего образования, и

Со многими она познакомилась по дороге в столицу Восточной Сибири – в Тобольске

С 1919 г. заведовала читальным залом при Иркутском Государственном Университете.

Выпускницы Иркутского Девичьего Института как результат его...

Институтки проникли во все уголки Сибири и служили великому делу развития общества.

1. Кузнецова М.В. Иркутская школа/ М.В.Кузнецова. - Изд-во Гос. Ун-та - Иркутск.

Ключевые слова:образовательная система; народное образование; учебное заведения; училище...