Библиографическое описание:

Нестеров В. В., Сысоев Н. А. Церковная реформа. Петр I [Текст] // История и археология: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 33-35.

 

 

Данная статья посвящена исследованию церковных преобразований проведенных Петром I: рассмотрены и проанализированы различные методы проведения мероприятий направленных на подчинение церкви государственному аппарату власти.

Ключевые слова: церковь, реформа, радикализм, государственно-церковные отношения, естественное право, монархия,Петр Великий, Московское царство, церковная реформа.

 

Многие исследователи отмечают, что причины столь радикального реформирования управления церковью следует искать в её предшествующей истории. Необходимо вспомнить о том, что в самой идеологии византизма, пришедшей на Русь вместе с православием, была заложена идея сильной государственности, объемлющей все социальные институты, в том числе и церковь. Вне государства, с точки зрения этой идеологии, не может развиваться ни одно общественное образование. Высшие церковные иерархи Византийской империи эту мысль хорошо усвоили и самим своим положением, как им казалось, должны были защищать интересы государственной власти [1; 2; 3; 4].

Преобразования Петра I вызывали большое недопонимание со стороны боярства и духовенства. Возглавлявший церковь патриарх Адриан прямо высказывался против нововведений навязываемых Петром I — «ношения иноземного платья и бритья бороды». Так например, в день казни стрельцов-бунтовщиков на Красной площади патриарх, моля об их пощаде, с крестным ходом пришёл к Петру в Преображенское, но царь его не принял. В последствии после смерти патриарха Адриана Пётр I решил не назначать нового патриарха, вокруг которого могли бы сосредоточиться противники преобразований. Вместо сана патриарха была учреждена должность «местоблюстителем патриаршего престола», которым стал рязанский митрополит Стефан Яворский. «Блюститель патриаршего престола» был полностью подконтролен и подотчетен царю.

В то же время по отношению к протестантам и представителям римской католической церкви царь относился терпимо и разрешал им совершать свои богослужения. Терпимо относился Пётр вначале и к раскольникам, но близость видных сторонников раскола к царевичу Алексею резко изменила дело. Раскольники были обложены двойным подушным окладом, не допускались к государственной службе и должны были носить особое платье. Раскольники видели в бритье бороды уродство, изменение человека, созданного по «подобию бога». Отличие русского человека от иноземцев в представление раскольников было в бороде и длинной одежде. В рядах раскольников ходила легенда о том, что царя подменили на иноземца в Стокгольме после того, как царь и его подчиненные брились, курили табак и расхаживали в иноземных платьях.

Во время своего первого путешествия заграницей Петр интересовался европейской церковной жизнью. Более двух часов Петр беседовал с английским королем и его дочерью на темы обустройства Англиканской Церкви. Во время этого разговора английский монарх посоветовал русскому царю «сделаться самому главой Русской Церкви, чтобы располагать всей полнотой государственной власти, по примеру Англии». И когда Пётр побывал в Саксонии, на родине Мартина Лютера, протестантский дух церковного устройства окончательно захватил Петра. Стоя перед статуей первого реформатора, Петр заявил: «Сей муж, для величайшей пользы своего государя, столь мужественно наступал на жадного до власти папу, что подлинно заслужил величайшего почтения от своего народа». Петр считал, что церковь должна именно приносить пользу государству и не иметь, как католическая, каких-то прав на власть.

Все церкви, находящиеся на территории какого-либо государства, зависят от главы этого государства, согласно протестантскому церковному устройству в высшем своем управлении. Такое устроение полностью совпадало с идеями церковного преобразования Петра, ведь он хотел, чтобы государь мог не только без чьих-либо нареканий вмешиваться в дела Церкви, но и управлять ею. Несмотря на все это, Пётр смог воплотить свой замысел в жизнь лишь через 20 лет. Для исполнения ему необходим был единомышленник в церковной среде, и он нашёл его в лице киевского архимандрита Феофана (Прокоповича). Весь процесс церковной реформы протекал в полном секрете от Церкви и ее иерархии.

Дореволюционная теория права не видела разницы между церковью и любым другим союзом, подчиненным верховной власти и содействующим целям общественного благополучия. Светская власть признавала себя вправе заведовать церковью так же, как и всяким иным учреждением или союзом. К началу XX в. завершилась религиозно-церковная эволюция, начало которой положили преобразования Петра I. Принятые реформы уничтожили самостоятельность Русской православной церкви и духовенства. Из за прикрепления к государственной службе, духовенство стало служилым классом. Утратив свою независимость, церковь превратилась в государственную исповедальню. Так же церковь стала своего рода «средством массовой информации» государственной власти: указом 1718 г. было велено обязательно ходить в церковь в воскресные дни и праздники, так как там после обедни читались новые указы, о которых не умеющие читать могли узнать только во время таких слушаний. Таким образом, количество людей ходивших в церковь не уменьшалось.

Церковь также была привлечена к пропаганде полезных для самодержавия идей и мероприятий, включая кредит, страхование и форм ведения сельского хозяйства. Однако черному духовенству было поручено дело просвещения и благотворительности, а кроме того — обязанность ведения монастырских штатов [5; 6]. В целом все духовенство было привлечено на государственную службу и составило особый служилый класс государственной духовной службы. Также Петр I отвергал все просьбы высшего духовенства об избрании патриарха.

Впервые Петр упомянул о грядущей реформе лишь в 1718 году, отвечая на очередную жалобу патриарха. Царь заявил, что «впредь для лучшего мнится быть духовной коллегии, дабы удобнее было и возможно исправлять такие великие дела как церковное управление». Не долго думая он поручил Феофану, который стал уже Псковским епископом, написать проект этой коллегии и слово в ее защиту.Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо — обер-прокурор.

Церковная реформа осуществлялась параллельно с податной реформой. Проводился учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. С помощью Церковной реформы Петр I мог воздействовать на людей через церковь, внедряя свою политику через церковные институты.Петр осуществил церковную реформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управления русской церковью [7].

Уничтожение патриаршества наглядно продемонстрировало устремление Петра I реорганизовать и полностью подчинить всю структуру православной церкви государственной власти. Уничтожение сана главы-церкви автоматически возлагало эти полномочия на царя и подчинение «духовной власти» «светской». Более того, он широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики. Превращение церкви в бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия, обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовной альтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала податливым средством власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствии так безразлично смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и на разрушение ее храмов. 

В результате церковной реформы на территории Российской империи в результате петровских преобразований установился некий «цезарепапизм» который был свойственен для Западной Европы эпохи Реформации. Такое положение вещей было элементом «показательности», но не как не признанием со стороны верующих масс населения. Государственная регламентация духовной жизни носила поверхностный характер применения в большинстве случаев и иногда воспринималась обывателями как «дань моды». Общество было запуганно и скованно нововведением Петра I — это в свою очередь являлось одним из самых прочных пороков петровской реформы. И в дальнейшем русское церковное сознание долгое время развивается под двойным торможением — административным приказом и внутренним испугом.

 

Литература:

 

  1.                Белкин, А. И К вопросу о причинах церковной реформы Петра I (методологический аспект) // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2010. № 2. С. 64–72.
  2.                Гражданское общество в российских регионах / Акимова М. К., Брызгалова И. Г., Гужавина Т. А., Каргин Ю. Ф., Котляров С. Б., Кукушкин О. В., Персиянцева С. В., Чичеров Е. А. Коллективная монография / Главный ред. Гужавина Т. А. Новосибирск: НП «СибАК», 2015. 140 с.
  3.                Дьяконов, А. А. Основные особенности социокультурной трансформации в России: политологический аспект // Система ценностей современного общества. 2012. № 23. С. 342–346.
  4.                Моисеева, Е. Н. Система социального служения русской православной церкви в регионе: афтореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук. Саранск, 2010. 26 с.
  5.                Хасянов, О. Р. Объединенное дворянство и проекты аграрного преобразования России в начале XX века / В сборнике: Аграрная политика: от Столыпина к современности Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Столыпина. Редколлегия: Н. В. Цугленок, Н. Г. Филимонова. Красноярск, 2012. С. 100–104.
  6.                Чичеров Е. А. Система наказаний по российскому уголовному законодательству XVII в. / Кооперация в системе общественного воспроизводства. Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Б. Ф. Кевбрин. Саранский кооперативный институт РУК. Саранск, 2013. Часть 2. С. 181–185.
  7.                Проблемы реализации прав человека: история и современность: Сборник научных трудов по материалам III Всерос. науч.-практич. конф., 11 декабря 2013 г. / редкол.: И. Е. Повереннов, В. В. Шабаев. Саранск, 2014. 104 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle