Библиографическое описание:

Лукьянов Н. В. Служба негров в ВМС США во время Второй мировой войны [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 11-13.

Настоящая статья посвящена изучению службы негров в рядах ВМС США во время Второй мировой войны. Из-за господствующей в рассматриваемый период времени расовой сегрегации в США, их использование на флоте имело ряд особенностей, о которых и пойдет речь.

Негры служили в ВМС США еще с самого основания страны, но их всегда было мало. После окончания Первой мировой войны, в результате общего сокращения ВМС призыв негров был прекращен. Формально оставался их набор на флот в качестве разносчиков пищи и поваров, однако в период с 1919 по 1932 годы на эти должности набирали только филиппинцев. До 1 июня 1942 года основной части рекрутируемых негров можно было идти только на должности общего обслуживания флота. К моменту начала Второй мировой войны, только шесть негров служили в регулярном флоте не на обслуживающих должностях, 23 были возвращены на флот после ухода в отставку и 14 находились в резерве флота. Это были в основном люди, прошедшие Первую мировую войну, некоторые из них имели звание чиф петти офицер. Перед Второй мировой войной был создан первый лагерь для подготовки «цветных» рекрутов в районе Великих озер, который получил название «Роберт Смолл», в честь афроамериканца, награжденного за заслуги перед Федеральным флотом в годы Гражданской войны. [1, p. 4–5]

В связи с накаляющейся международной обстановкой и новыми судостроительными программами межвоенного периода, назрела необходимость увеличить личный состав ВМС США. В 1940 г. Был создан новый Рекрутский закон, согласно его преамбуле набор в ВМС США осуществлялся на добровольной основе. В третьем разделе данного закона указывалось, что «Любому человеку, независимо от расы или цвета кожи в возрасте от 18 до 45 лет должна быть предоставлена возможность служить в армии и ВМС США по выбранным специальностям. Не должно быть никакой дискриминации по расовому признаку во время распределения рекрутов».[2, p. 205]

Еще одним шагом к демократизации призывного законодательства США стало создание 2 июля 1941 года, комитета, в составе капитана и коммандера ВМФ, полковника Морской пехоты и помощника Министра ВМС, который должен был следить за интеграцией негров в ВМС США. Этот комитет провел три заседания. По итогом расследования использования негров на флоте было сделано несколько выводов. Например, что их вербовка в межвоенный период уменьшилась всего на 2.1 % по сравнению с периодом Первой мировой войны. Некоторые из чернокожих имели право дальнейшего продвижения по службе в качестве младших офицеров. Большинство членов комитета пришли к выводу, что использование негров на боевых должностях на флоте не является целесообразным и несет разрушительные последствия. Тут явно можно проследить влияние расовой сегрегации, распространенной не только в армии, но и во всех сферах жизни США 1930-х годов. Итоговое решение комитета от 24 декабря 1941 г. постановило, что негры являются составной частью американского общества, поэтому каких-либо корректирующих мер по их призыву в ВМС не требуется. [1, p. 11]

Однако, прозвучало и противоположное мнение. Оно было представлено администрацией Министра ВМС и заключалась в том, что в условиях начала Второй мировой войны, данные ограничения наносят вред национальному самосознанию негров. Было принято решение использовать незначительное число квалифицированных негров, для комплектования команд небольших патрульных судов. Однако, данный проект так и не был реализован до начала войны. Следует отметить, что именно нападение Японии на Перл-Харбор стало толчком для первых попыток изменения положения негров в ВМС США. Уже 9 декабря 1941 г. под эгидой Министра ВМС была проведена конференция Национальной ассоциации прогресса цветного населения, которая рассматривала положение негров-новобранцев в связи с усиленной кампанией мобилизации, открытой после нападения японцев. Однако, конференция ничего не решила. Ассоциация направила президенту Рузвельту протест. 31 декабря 1941 г. на встрече Президента и Министра ВМС было принято решение снизить сегрегационную политику на флоте, с тем чтобы обеспечить его стабильным притоком новобранцев. [3, p. 7]

16 января 1942 г. Министр ВМС приказал Главному управлению ВМС США разработать план призыва на флот 5000 негров на боевые должности, а не разносчиками пищи как это делалось ранее. Данное решение обосновывалось тем, чтобы наиболее рационально использовать рекрутов в военное время. 3 февраля 1942 г. Генеральное управление ВМС США представило план, по которому команды нескольких малых патрульных судов комплектовались из негров в качестве матросов, некоторые их них были назначены на должности петти-офицер, также управление постановило, что смешивание на больших судах негров и белых неизбежно приводило к конфликтам на расовой почве и общему понижению эффективности команды в боевых условиях. [2, p. 28–209] В свою очередь Генеральное управление ВМС США представило доклад, в котором говорилось о том, что расовая дискриминация на флоте является неотъемлемой частью политики сегрегации на всей территории США не только по отношению к неграм, но и к другим не белым нациям, проживающих в США. Исходя из данной политики было выведено два пункта, которые ограничивали доступ представителям не белых национальностей на офицерские должности:

1.      Белый человек никогда не допустит того, чтобы им командовал «цветной».

2.      Белые считали, что являются представителями высшей расы, поэтому никогда не будут относиться к «цветным» как к равным. [1, p. 26]

В связи с этим, было решено брать негров на службу в ВМС преимущественно на должности обслуживания, однако при невозможности исполнения данного решения допускался их набор на боевую службу в качестве матросов и унтер-офицеров.

Такому решению снова выразил протест президент Рузвельт, поэтому пришлось вновь скорректировать рекрутское законодательство. 25 февраля 1942 г. Главное управление ВМС США представило список должностей, на которые можно было брать негров:

1.                 Строительные батальоны на судоверфях и доках.

2.                 Военно-морские береговые учреждения (работа на складах боеприпасов, обслуживание авиации военно-морских сил)

3.                 Обслуживание плавучих портовых сооружений (причалы, плавучие доки, краны и т.д.) [1, p. 13–14]

Позднее данный список был расширен службой на малых патрульных судах. Таким образом, начиная с 1 июня 1942 г. было решено призывать на вышеуказанные должности до 14 тыс. афроамериканцев в год.

Уже к 30 июня 1942 г. в регулярный флот было призвано 5026 негров (практически все обслуживающий персонал), этот показатель составлял около двух процентов от общего числа рекрутов других национальностей. На 1 февраля 1943 г. их было уже 26909 чел., 18227 чел. из них были судовыми поварами, 6662 чел. в других сферах обслуживания ВМС, 2020 чел. проходили службу в Мобильном строительном батальоне ВМС США. К 31 декабря 1943 г. на действительную службу в ВМС было призвано 101573 негров, к 30 июня 1945 г. уже 165500 чел. [3, p. 8]

Каждая служба ВМС США направляла в рекрутские центры данные о необходимом количестве «цветных». К 1943 г. Береговая охрана США затребовала в свое распоряжение 2000 чел., Морская пехота США — 1041 чел. Начиная с 1 апреля 1943 г. местные призывные комиссии были проинструктированы, чтобы заполнять свои квоты, регистрируя рекрутов в соответствии с их порядковыми номерами без учета цвета кожи. Ранее существовали раздельные призывные пункты и отдельные списки призывников. [1, p. 15]

26 февраля 1943 г. было решено увеличить квоты набора чернокожих до 5000 чел. в апреле и по 7350 чел. в остальные месяцы года. Обслуживающий персонал в столовых увеличивался до 2700 чел. в месяц, 4750 прошли обучение по техническим специальностям, 1000 чел. отправились в Мобильный строительный батальон ВМС США. [4, p. 114]

Главное управление ВМС США приняло решение не сокращать призыв «цветных» до конца войны, чтобы поддерживать обслуживание новых береговых объектов, введенных в эксплуатацию. Тогда же была приведена в жизнь идея создания кораблей с экипажами, набранных преимущественно из «цветных». Первым таким кораблем стал эсминец «Мэйсон», где белыми были только старшие офицеры. После «Мэйсона» были введены в строй эсминцы серии «РС», команды которых были укомплектованы «цветными». Следует отметить такой факт, что командование кораблем, экипаж которого состоял из негров, был очень непопулярен на флоте, поэтому назначение на такой корабль чаще всего использовалось в качестве наказания провинившихся в чем-то белых офицеров. [1, p. 18]

Что касается индивидуальной подготовки чернокожих, то она проходила в лагере «Роберт Смолл» в районе Великих озер и в лагере Морской пехоты США в Маунтфорд Пойнт. Обучение шло отдельно от белых, только после окончания Второй мировой войны появились совместные центры подготовки.

В целом курс обучения чернокожих представлял собой урезанный вариант курса для белых. Основным отличием являлось то, что в курсе для чернокожих были снижены баллы на вступительных тестах по английскому языку и математике. Это объяснялось и как более низким уровнем образования негров и тем, что из них не стремились сделать высококлассных специалистов, планируя использовать в основном на низкоквалифицированной работе. Начальный уровень одиночного обучения предусматривал строевую и физическую подготовку, изучение патрульной службы. Кроме того, изучались: уставы и инструкции, порядок и прохождение корабельной службы, история военно-морских сил США, кодекс чести, права и обязанности военнослужащего ВМС, устройство и вооружение корабля. На данном этапе рекруты также проходили курс самообороны, методы выживания на воде, стрелковую и медицинскую подготовку. Большое внимание уделялось групповым спортивным играм и гребле. После окончания начального курса одиночного обучения, рекруты проходили повторное медицинское освидетельствование. [5, p. 3–4]

Особое внимание уделялось физическому состоянию каждого отдельного новобранца. В период учебы в специализированных школах, куда рекруты распределялись после окончания первого этапа обучения, а также во время службы на кораблях и в частях, физическая подготовка проводилась в виде плановых занятий в составе подразделений. [6, p. 47] На этом подготовка «цветных» заканчивалась, в дальнейшем их распределяли непосредственно на места прохождения службы. Те, кто попал на технические специальности, в морскую пехоту или в Мобильный строительный батальон ВМС могли дослужиться до звания петти офицер второго класса, остальные довольствовались сферой обслуживания флота.

Несмотря на изменения в рекрутском законодательстве, к концу 1943 года стало ясно, что планируемое число негров в ВМС набрать не удастся, из 10 % от числа всех военно-морских специалистов, набрали только 5 %. Основной причиной было то, что подавляющую массу чернокожих готовили на неквалифицированную работу на флоте, лишь часть из них, дошла до чинов унтер-офицеров различных технических служб.

Таким образом, можно заключить, что в условиях начала Второй мировой войны, Правительством и Командованием Военно-морских сил США были предприняты шаги по изменению рекрутского законодательства с целью облегчения вступления в ряды ВМС представителей не белых национальностей. Это было сделано для того, чтобы обеспечить флот низкоквалифицированной рабочей силой в условиях укрупнения инфраструктуры ВМС. Неграм был закрыт доступ на командные должности, только после распоряжения президента Трумэна о десегрегации в 1948 г., а фактически с середины 1960-х гг. афроамериканцам был открыт доступ на офицерские должности в армии и на флоте США.

 

Литература:

 

1.         The Negro in the Navy. Bureau Of Naval Personnel. 1941. URL: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/Admin-Hist/084-Negro/index.html (дата обращения: 25.11.2014).

2.         Reddick L. D. The Negro in the United States Navy During World War II//The Journal of Negro History. April, 1947. № 2. P. 201–219.

3.         News of Interest to The Naval Reservist and The Naval Veteran// The Naval Reservist and the Naval Veteran Newsletter. July 1, 1946. P. 3–8

4.         Andrews P., Engel L. Navy Yearbook. N.Y. 1944. 252 p.

5.         War Instructions United States Navy 1944. URL: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/ref/WarInst/index.html (дата обращения: 27.11.2014)

6.         The Farragut Naval Training Station — History and Guide. Idaho. 1944. 83 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle