Библиографическое описание:

Есипова О. В., Горохова А. В. Анализ преимуществ и недостатков перехода европейских стран на единую валюту [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 53-56.

Единую валюту ввели в качестве безналичной валюты 1 января 1999 года. Спустя еще три года — 1 января 2002 года — в еврозоне в обращении ввели наличные евро, которые постепенно заменили единицы национальной валюты.

Сейчас евро находится в официальном обращении в 18 странах — в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, на Кипре, в Люксембурге, на Мальте, в Нидерландах, Португалии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Эстонии и Латвии.

Евро эмитируются Европейским Центральным Банком. Это общий центральный банк для всех государств еврозоны. Он исполняет такие же функцией, какие в России исполняет Центробанк. Он определяет денежную политику, эмитирует деньги, контролирует платёжные средства. Резиденция Европейского Центрального Банка располагается во Франкфурте на Майне (в Германии).

 Одной из целей Евросоюза провозглашено создание единого экономического пространства. Такое единое пространство, работающее по общим законам, предоставляет огромные возможности для развития предприятий и увеличения благосостояния каждой из стран. Разные валюты, которые действовали в государствах Евросоюза, становились препятствием для экономической интеграции. Всё равно как если бы в России существовали разные валюты в разных регионах. Для устранения таких трудностей и была введена единая европейская валюта.       

Все члены Европейского союза имеют право войти в Еврозону, если они удовлетворяют определенным требованиям к кредитно-денежной политике, а для всех новых членов Европейского союза обязательство рано или поздно перейти на евро является непременным условиям вступления в союз.

Критериями для вступления в Европейский валютный союз являются:

-          Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

-          Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

-          Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

-          Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

-          Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

Страны Европейского союза, не использующие евро: Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Литва (планируется переход с 1 января 2015), Польша, Румыния, Хорватия, Чехия, Швеция.

Евро претендует на укрепление в роли международной резервной валюты наравне с американским долларом. При этом стабильность и надежность евро обеспечиваются композитной природой самого евро, экономическим потенциалом стран-членов Союза, регулированием со стороны Европейского центрального банка. [1]

Рассмотрим динамику ВВП стран Евросоюза по паритету покупательной способности [2]. Это может быть использовано для приблизительного сравнения уровня жизни между государствами-членами, у Люксембурга самый высокий показатель и самый низкий у Болгарии и Румынии.

Рис. 1. Динамика ВВП стран еврозоны (ППС, долл).

Диаграмма показывает, что все страны, входящие в еврозону одинаково переживают финансовый кризис 2007–2008 гг., кроме того, эти страны до 2013 года не достигли своих докризисных показателей.

Рис. 2. Динамика ВВП стран ЕС, не входящих в еврозону (ППС, долл).

Остальные страны евросоюза во время кризиса снизили показатели, однако страны, не входящие в еврозону сумели к 2013 году выправить свои показатели и некоторые достигли прежних значений, а остальные смогли превзойти докризи сные показатели.

Проанализировали изменение ВВП стран Евросоюза за 10 лет.

Рис. 3. Темп роста ВВП стран еврозоны

Рис. 4. Темп роста ВВП стран ЕС, не входящих в еврозону

Рассчитали корреляцию между ВВП анализируемых стран.

Таблица 1

Корреляция стран еврозоны

Таблица 2

Корреляция стран, не входящих в еврозону

Коэффициенты корреляции показывают, что ВВП всех стран Евросоюза имеют высокую степень корреляции независимо от вхождения в еврозону.

Безусловно, введение единой валюты имеет ряд преимуществ.

1.         Преимущества для экономики Евросоюза в целом. Преодоление раздробленности рынков внутри Евросоюза, которое приведет к синергическому эффекту.

2.         Преимущества для бизнеса. Представители бизнеса выиграют, прежде всего, благодаря устранению трансакционных издержек, связанных как с конвертацией валюты из одной в другую, так и с бюрократическими процедурами при пересечении национальных границ.

3.         Преимущества для инвесторов и финансового рынка. С формированием валютного союза был создан второй по величине финансовый рынок в мире, который предлагает более широкие возможности вложений и финансирования, чем прежние разрозненные валютные рынки.

4.         Влияние на банковский сектор. Отмеченные ранее «плюсы» от введения евро — устранение валютных рынков, снижение трансакционных издержек, понижение инфляции, привлекательные процентные ставки — повышают конкурентоспособность всех агентов европейского финансового рынка, банков в том числе.

5.         Преимущества для потребителей. Граждане Евросоюза получают несомненный выигрыш от введения евро и перехода к валютному союзу. Прежде всего уменьшится межстрановая дифференциация цен на потребительские товары и услуги, расширится ассортимент товаров и возможности выбора, в силу возросшей конкуренции производителей улучшится качество.

Однако и издержки перехода на евро существенны. В первую очередь, следует упомянуть о технических и организационных трудностях такого перехода и связанных с ними издержках. Большие издержки связаны с подготовкой необходимого объема денежной массы и с самой процедурой обмена старых денежных знаков на новые.

Много сил и средств было затрачено на психологическую подготовку граждан к переходу на новую валюту. [3]

Во-вторых, необходимо упомянуть об издержках, вытекающих из пакта стабильности, принятого странами-участницами. Чтобы привести макроэкономические показатели в соответствие с критериями конвергенции, странам пришлось вводить ограничительную и достаточно жесткую денежную и фискальную политику, что не могло не ухудшить положение с безработицей. В условиях валютного союза ограничиваются возможности государственного регулирования национальной экономики: у национальных правительств остается только два возможных инструмента экономической политики: фискальная политика и политика на рынке труда (в основном регулирование заработной платы). При этом фискальная политика жестко ограничена требованиями пакта стабильности. [4]

Проведя анализ ВВП по паритету покупательной способности, можем сделать вывод, что страны Евросоюза имеют стабильный рост ВВП, однако страны, имеющие единую валюту, одинаково переживают колебания на финансовом рынке, что может помешать им достичь высоких финансовых показателей. Те страны Евросоюза, которые не ввели евро в качестве единой валюты, способны быстрее адаптироваться к колебаниям рынка.

Литература:

1.                 Книга А. С. Европейская интеграция [Текст]: учебное пособие / А. С. Книга, В. Н. Пархаев: Алт. гос техн. ун-т им. И. И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. 124 с.

2.                 Сайт статистика ВВП (ППС) режим доступа — http://svspb.net/

3.                 Гужва Е. Г. Мировая экономика [Текст]: учебное пособие/ Е. Г. Гужва, М. И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров: СПбГАСУ. — СПб., 2009– 116 с

4.                 Кудров В. М. Мировая экономика [Текст]: Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. — М.: Юстицинформ, 2009. — 512 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle