Библиографическое описание:

Халафян Т. В. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 80-84.

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России и коммерческого банка, выделяет основные классификационные группы финансового состояния банков, проводит сравнительный анализ двух подходов к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций в современных российских условиях.

Ключевые слова: банковский надзор, регулирование, финансовая стабильность, банковская система, государственный регулятор.

Одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности выступает эффективное государственное управление, важнейшими инструментами которого являются банковское регулирование и банковский надзор.

Органы государственного банковского регулирования и надзора, как правило, несут ответственность за обеспечение устойчивости банковской системы в целом и коммерческих банков в частности, что позволяет сохранять стабильность всей финансовой системы страны.

Банковское регулирование возникло в результате необходимости участия центральных банков в обеспечении финансовой стабильности в государстве. Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и банковский надзор является обязательным механизмом государственного регулирования деятельности банков. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом.

Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиентов и вкладчиков. Кризис доверия к банковским институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя обязательства имеет своим следствием «набеги» вкладчиков и, как результат, дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.

Таким образом, банковский надзор — это вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов [7]. В статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (далее — Закон о Банке России) вышеназванные цели относятся не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье, Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора, при этом из восемнадцати функций, которые возложены на него, одиннадцать напрямую затрагивают регулирование финансовой деятельности банков различными методами и инструментами, поскольку именно она в большей степени формирует финансовую устойчивость всего банковского сектора и экономики страны [1].

На практике надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности в государстве. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали принципиальных изменений и сводятся, как правило, к обеспечению устойчивости банковской системы. В свою очередь, уровень устойчивости банковской системы и национальных банков как опорной ее составляющей, отражает уровень банковского регулирования и надзора со стороны государственных органов власти.

К числу основных направлений и задач банковского регулирования и надзора можно отнести:

-          разработку и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;

-          рассмотрение обращений и заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности;

-          мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью — анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений;

-          инспекционные проверки;

-          инициирование принудительных мер, требующих от банка введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через постоянно действующий орган — Комитет банковского надзора [1], в состав которого входят:

-          Председатель Комитета и его заместители;

-          Департамент банковского       надзора;

-          Департамент банковского       регулирования;

-          Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

-          Главная инспекция кредитных организаций;

-          Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

-          Департамент финансовой стабильности;

-          Юридический департамент;

-          Главное управление безопасности и защиты информации;

-          Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации [4].

Значимость банковского надзора также определяется особой ролью банков как социально-экономических институтов, влияющих на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений и вместе с этим оказывающих определяющее воздействие на надежность и стабильность экономической системы страны.

В рыночной экономике банки являются ведущими хозяйственными агентами, и в то же время — важнейшими инструментами воздействия на макроэкономические процессы. В таких условиях целью банковского надзора ставится приведение деятельности кредитных организаций в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России, а банковский надзор, по сути, выступает как инструмент обеспечения принципа нормативности банковской деятельности.

Основными направлениями регулирования Банком России финансовой деятельности банков являются:

-          установление требований к созданию банков и лицензированию банковской деятельности;

-          установление правил проведения банковских операций и расчетов в РФ;

-          установление порядка формирования банками фонда обязательных резервов;

-          установление правил бухгалтерского учета, порядка составления и предоставления банками финансовой отчетности;

-          осуществление надзора за финансовой деятельностью банка;

-          определение критериев оценки финансовой устойчивости банка;

-          установление требований к системе риск-менеджмента банка и регулирование уровня банковских рисков;

-          установление требований к созданию резервов на возможные потери по операциям банков;

-          регулирование ликвидности банковской системы;

-          участие в мероприятиях по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков;

-          организация системы рефинансирования;

-          организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

-          установление требований к структуре, объему и достаточности собственного капитала банков;

-          регулирование активности банков по операциям на открытом рынке;

-          регулирование эмиссии ценных бумаг банков;

-          участие в функционировании системы страхования вкладов физических лиц.

Все перечисленные выше направления преследуют основную цель регулирования деятельности банка — это поддержание его финансовой устойчивости, которая лежит в основе функционирования его финансового менеджмента и является одной из стратегических целей банка.

Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются:

-          нормотворческая деятельность, регулирующая финансовую деятельность банка;

-          разработка методик оценки финансового состояния банка и рекомендаций по повышению эффективности его функционирования;

-          использование инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на финансовые операции банков;

-          проведение консультаций, семинаров, круглых столов для финансовых менеджеров всех уровней управления банком;

-          осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право [5]:

-          взыскать штраф;

-          ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;

-          ограничить открытие кредитной организацией филиалов;

-          потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка.

Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора, который может быть двух видов: прямой (превентивный) и либеральный (защитное регулирование).

В зависимости от используемых инструментов выделяют следующие группы методов: административные и экономические, нормативные и корректирующие, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков (ставка рефинансирования, ставки по операциям Банка России, валютная интервенция, операции на открытом рынке и т. д.).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и положений и организации контроля за их исполнением.

Корректирующие методы реализуются через рекомендации и разъяснительные письма регулятора и позволяют корректно направлять деятельность банков, предлагая наиболее целесообразный вариант их развития.

Регулирующие методы направлены в первую очередь на снижение банковских рисков и предполагают использование как административных, так и экономических методов, и реализуются через установление пруденциальных норм банковской деятельности и норм международного банковского права.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование кредитных организаций, текущий надзор и отзыв лицензий на банковскую деятельность.

Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанный лицензий и отзывает их [1]. По данным официального отчета Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора на 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций [3].

Текущий надзор за деятельностью банков может осуществляться в следующих формах:

-          анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

-          сплошная или выборочная проверка направлений деятельности банка представителем государственного регулятора;

-          проведение внешнего аудита аудиторской фирмой (сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России).

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять текущий и конечный внутренний аудит и контроль через службу внутреннего контроля банка и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.

В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены 1118 проверок в 692 банках: 757 плановык проверок и 361 проверка на внеплановой основе [3]. При этом согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций 22 кредитных организаций, причем, половина из них зарегистрированы в Московском регионе.

В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к повышению эффективности банковского надзора

Формальный надзор

Содержательный надзор

— оценка деятельности коммерческих банков на основе количественных нормативов;

— отказ от мотивированного суждения;

— строго формальное осуществление правоприменительных функций;

— разделение регулирующих и правоприменительных функций

— использование мотивированного суждения;

— оценка качества управления;

— риск-ориентированный надзор;

— внедрение института куратора;

— переход на МСФО;

— внедрение «Базель II»

Основные различия между этими двумя видами надзора заключены в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему.

Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод о том, что Банк России и коммерческие банки трактуют финансовую устойчивость в несколько различных аспектах: коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, ориентированных на рентабельность их работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России — с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т. д.).

В целях организации банковского надзора ежемесячно территориальными учреждениями Банка России осуществляется оценка экономического положения банков путем их отнесения к классификационным группам финансового состояния. Коммерческие банки в соответствии с Указанием № 2005-У [2] могут относится к одной из пяти групп (таблица 2).

Таблица 2

Основные классификационные группы экономического положения банков

Классификационные группы

Характеристика

1 группа

банки в деятельности, которых не выявлены текущие трудности, а именно — банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

2 группа

банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их не устранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев и (или) хотя бы один показатель признается «удовлетворительным»

3 группа

банки, имеющие недостатки в деятельности, не устранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов и (или) хотя бы один показатель признается «сомнительным»

4 группа

банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка и (или) хотя бы один показатель признается «неудовлетворительным»

5 группа

банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и(или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг

В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовая стабильность является основополагающей целью банковского надзора и играет важную роль в функционировании кредитных организаций в рыночной среде. При этом нельзя не отметить огромную роль Банка России как главного банка страны и основного субъекта надзорного регулирования в части обеспечения устойчивости национальной банковской системы, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие. В то же время весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.

Литература:

1.                 О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ). М.: Омега-Л, 2012. 40 с.

2.                 Об оценке экономического положения банков: Указание ЦБР от 30.04.2008 № 2005-У // Вестник Банка России. 2008. № 28. С. 32–58.

3.                 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный Банк Российской Федерации, 2013. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9410 (дата обращения: 03.05.2014).

4.                 Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров Банка России от 10.08.2004, протокол № 21) (ред. от 02.04.2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: Научн.библ-ка ДВФУ. — СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.05.2014).

5.                 Румянцева Е. В. Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью / Е. В. Румянцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 7. С. 167–170.

6.                 Семкина Н. Н. О необходимости и путях повышения эффективности контактного надзора за деятельностью коммерческих банков / Н. Н. Семкина, А. В. Чугунов // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 29–33.

7.                 Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2013. 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle