К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Беседина Т. Н. К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской системы в России // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 190-193. — URL https://moluch.ru/archive/180/46531/ (дата обращения: 14.11.2019).



Считается, что рубеж средних веков прошедшего тысячелетия является началом развития новых общественных отношений нормативного регулирования в сфере финансов.

В названный исторический период средневековому государству, как единственному эмитенту денежных средств, представлялось вполне достаточным наличие возможности реализации своей публичной власти путем приоритетного регулирования общественных отношений в сфере финансов. Однако монопольного регулирования в виде осуществления выпуска одних только денежных средств государству оказалось политически недостаточно, поэтому им были предприняты меры к расширению своей финансовой деятельности, как публичного органа власти.

Выводы современных ученых, по этому поводу следующие: в любом государстве, помимо выпуска денег, имеется единое (унитарное) и закономерное движение «денежных потоков». Объективные закономерности «движения единой массы денег» требуют создание монолитной унитарной системы участников «общественных отношений (финансов) создающих, распределяющих и использующих фонды денежных средств», которые обеспечивают ее оборот. Такая унитарность (единство) «проявляется также в том, что оформляется некоторая совокупность профессиональных субъектов указанного рода деятельности в виде банков и иных кредитных учреждений» с непременным участием публичного субъекта власти.

При этом под создаваемой банковско-кредитной «системой понимается совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения» [12].

Соответственно «успех выполнения функций, созданной, кредитно-банковской системы зависит от наличия соответствующих правовых и институциональных условий, обеспечивающих доверие общества к этой системе и гарантирующих безопасность сбережений» [10]. Такой успех обеспечивается также достаточным и влиятельным участием публичного органа власти, государства, в процессе создания эффективно работающей банковской и кредитной системы.

С учетом аналогичных мотивов полагаем, началось в середине прошлого тысячелетия создание новых финансовых нормативно правовых средств регулирования общественных отношений.

Учеными полагается, что под финансами необходимо понимать совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов и обращающихся в государстве, а также система их комплектования (накопления), планирования распределения и размещения по предназначению и соответственно дальнейшего использования по спланированному предназначению.

Также ученые-правоведы к дефиниции финансов относят общественные экономические отношения, складывающиеся в процессе комплектования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Как известно развитие общественных отношений в историческом аспекте прошло путь от натурального товарного обмена к товарно-денежным отношениям.

В этих отношениях всеобщим эквивалентом товара признаны деньги, монопольный выпуск которых первоначально, как указано, принадлежал государству.

Вслед за этим постепенно сформировались полномочия государства по регулированию экономических и социальных отношений, по учету доходов и расходов в денежной форме, по образованию различных денежных фондов для финансирования устанавливаемых государством публично правовых обязанностей, через создание для этого, в том числе специализированных органов власти в виде банковской системы.

Из этого следует научный вывод, что финансы это не только сами денежные средства, а общественные отношения между их субъектами по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств с помощью системы создаваемых специализированных государственных органов [17].

Необходимо отметить, что расширение коснулось, и банковской сферы деятельности и ее системы, поэтому средневековое государство взяло на себя руководство «частью банковского дела, которым традиционно занимались до этого времени частные лица» [16]. Для этого оно распространило свои публичные интересы в сферу регулирования банковского дела, которое следуя установившимся давним традициям, принадлежало ранее только частным лицам и имело целью только удовлетворение частных интересов в получении прибыли.

В названное время впервые государством организовывается иная банковская система, которая включает в себя, наряду с частными и вновь созданные специализированные государственные банки. Созданной таким образом системе кредитования в виде коммерческих и государственных банков (центральных, национальных и др.) предусматривается исполнение двух монопольных направлений банковской деятельности: публично-правовое и частноправовое.

При этом в первом случае правовое регулирование продолжает осуществляться и в традиционной сфере деятельности государственной монополии по выпуску денег.

Одновременно появляются и новые государственные полномочия в области правового регулирования финансов, а именно: по управлению вновь созданной банковской системой государства, золотовалютными ресурсами (в том числе драгоценностями), находящимися в государственной собственности, а также по созданию условий обеспечения устойчивости единой национальной валюты.

Во втором случае государственное правовое регулирование распространяется на банковское дело в сфере кредитных операций, которые издавна традиционно считались частным занятием по извлечению прибыли.

Современная форма организации банковского дела — это своего рода «дуальная система» (то есть двойственная), представляющая одновременно: во-первых, «интересы всего общества»; во-вторых, частные «интересы коммерческих банков и их клиентов» [12].

Общественные отношения в такой организации банковского дела регулируются с одной стороны финансовыми нормами банковского права, так как основной субъект регулирования данных отношений — это государство, а с другой стороны нормами частного права (гражданского права).

Поэтому, с одной стороны нормами банковского права регулируются общественные отношения в сфере государственного надзора за банковской деятельностью и его организацией, а с другой нормами гражданского (частного) права регулирующего право банковских сделок и договоров.

Итак, изучив вопросы исторического возникновения банковской системы, а также некоторые теоретические научные формулировки и дефиниции, касающиеся объективной необходимости ее создания, ее содержания, характеристики, значения, определения и др., необходимо рассмотреть вопросы ее правового регулирования. Правовое регулирование банковской системы в России осуществляется нормами банковского (публичного) права, являющегося подотраслью отрасли финансового права.

Банковская система, начиная с 90-х годов современного тысячелетия, претерпевает кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную.

Структура банковской системы нормативно установлена ч.1 ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [3].

Она включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков.

Соответственно правовое регулирование банковской деятельности (функциональной ее части) входящих в банковскую систему органов и организаций осуществляется согласно ч. 2 ст. 2 указанного Закона, Конституцией РФ, рядом федеральных законов и нормативными актами Банка России [1, 4, 13].

Проблемы правового регулирования функциональной части банковской системы в данной работе не рассматриваются из-за установленного ограниченного объема публикации.

Как известно действующая двухуровневая банковская система была установлена в конце 80х- начале 90х годов прошлого столетия и заменила советскую одноуровневую монопольную банковскую систему [14].

Двухуровневая система рассматривалась при анализе учеными исходя из диспозиции ст. ст. 1и 2 указанного Закона. Она состояла, по их мнению, из следующих структурных элементов:

Первый уровень: Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Второй уровень кредитные организации, подразделяющиеся на:

– сами банки, названные кредитными организациями;

– кредитные организации, имеющие право осуществлять банковские операции;

– небанковские кредитные организации трех видов;

– представительства иностранных банков.

В этот же список можно было бы добавить и филиалы иностранных банков, исключенных из банковской системы законодателем в 2013 году.

Такое официальное законодательное противоречие и отсутствие официального определения банковской системы породило научную дискуссию, которая продолжается до настоящего времени.

Большинство авторов сводит свои аргументы к законодательному определению структуры банковской системы указанной выше [15, 11, 6, 9, 7], другие полагают, что в банковскую систему необходимо включить только банки, имеются и другие предложения, несущественно отличающиеся от указанных точек зрения [8]. В настоящее время дискуссия вышла на новый уровень с принятием новых изменений в ст. 1 указанного Закона [5]. В измененный Закон включены дополнения в виде добавления к понятиям «Банк — кредитная организация», еще двух определений банков: «Банк с универсальной лицензией» и «Банк с базовой лицензией». Основной аргумент дискуссии выдвинут в виде размещения на сайте Государственной Думы Российской Федерации короткого названия законопроекта как законопроекта многоуровневой банковской системы.

Полагаем, что все вопросы дискуссии касаются юридической техники и понятийного состояния дефиниции «банковская система». Поэтому предлагается признать за дефиницией «банковская система» следующее ее определение «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России и систему финансовых органов и организаций, имеющих статус, установленный ст. 1 настоящего закона, а также представительства иностранных банков».

В целом, интенсивное развитие и реформирование банковской системы приводит к необходимости более детального и глубокого изучения вопросов нормативного регулирования и определения понятийного аппарата.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) СПС КонсультантПлюс.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017) СПС КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 29.07.2017) «О банках и банковской деятельности» СПС КонсультантПлюс
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) СПС КонсультантПлюс
  5. Федеральный закон от 01.05.2017 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» СПС КонсультантПлюс
  6. Братко А. Г. Банковское право России. М., 2003.
  7. Банковское право: Учебник для магистров / Под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина. М., 2013.
  8. Городов О. А. О понятии банковской системы России и ее компонентах // Юрист. 2014. N 12. С. 24–28.
  9. Ефимова Л. Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. М., 2010.
  10. Корриган Е. Центральный и другие банки: размышления о путях создания банковской системы рыночного типа // Экономика и жизнь. 1990. N 46.
  11. Олейник О. М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1997.
  12. Петрова Н. А. Соотношение частных и публичных интересов в банковском праве «Юридическая работа в кредитной организации», 2005, N 4) СПС КонсультантПлюс
  13. «Положение о порядке аккредитации Банком России представительства иностранной кредитной организации, аккредитации иностранных граждан, которые будут осуществлять трудовую деятельность в представительстве иностранной кредитной организации, и осуществления контроля за деятельностью представительства иностранной кредитной организации» (утв. Банком России 22.04.2015 N 467-П) (ред. от 05.04.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2015 N 38732) СПС КонсультантПлюс
  14. Самигулина А. В. Эволюция банковской системы: проблемы теории и практики // Право и экономика. 2016. N 11. С. 58–64. СПС Консультант Плюс
  15. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ.ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999.
  16. «Финансовое право: Учебник» (2-е издание, исправленное и дополненное) (отв. ред. С. В. Запольский) («КОНТРАКТ», «ВолтерсКлувер», 2011) СПС КонсультантПлюс
  17. Серебрякова Т. А., Таренкова О. А. Финансовое право: учебно-методическое пособие для бакалавров — Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2016. — 312 с.
Основные термины (генерируются автоматически): банковская система, банк, отношение, правовое регулирование, банковская деятельность, Банк России, государство, Российская Федерация, нормативное регулирование, средневековое государство.


Похожие статьи

Правовое регулирование банковской деятельности...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Совершенствование регулирования банковской системы России

банковская система, банк, ЦБ РФ, млрд рублей, банковский сектор, банковская деятельность, государственное регулирование, банковская система России, Центральный Банк России, Россия.

Правовое регулирование банковской деятельности...

Правовое регулирование банковской деятельности и кредитования в России и Китае в современном и историческом аспекте. Автор: Шмигельская Надежда Александровна. Рубрика: Государство и право.

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): нормативный акт Банка России, Банк России, Российская Федерация, Центральный банк, акт, Председатель Банка России

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование банковских рисков

Регулирование банковской деятельности по управлению рисками в Российской Федерации осуществляется посредством разных Законов, Положений, Писем и Указаний Банка России, Заявлений и Постановлений правительства РФ.

Информационные технологии банковской деятельности в РФ...

В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация...

Агентство страхования вкладов как важный элемент...

Банк России, банковская система, страхование вкладов, РФ, Центральный банк, Российская Федерация, банк, банковское регулирование, банковский надзор, государственная корпорация.

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

2) Государственные органы регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг: Банк России, выпускающий нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую систему РФ...

Похожие статьи

Правовое регулирование банковской деятельности...

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Совершенствование регулирования банковской системы России

банковская система, банк, ЦБ РФ, млрд рублей, банковский сектор, банковская деятельность, государственное регулирование, банковская система России, Центральный Банк России, Россия.

Правовое регулирование банковской деятельности...

Правовое регулирование банковской деятельности и кредитования в России и Китае в современном и историческом аспекте. Автор: Шмигельская Надежда Александровна. Рубрика: Государство и право.

Правотворческая деятельность Центрального банка Российской...

Основные термины (генерируются автоматически): нормативный акт Банка России, Банк России, Российская Федерация, Центральный банк, акт, Председатель Банка России

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование банковских рисков

Регулирование банковской деятельности по управлению рисками в Российской Федерации осуществляется посредством разных Законов, Положений, Писем и Указаний Банка России, Заявлений и Постановлений правительства РФ.

Информационные технологии банковской деятельности в РФ...

В данной статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты регулирования применяемых информационных систем и технологий в банковской деятельности Российской Федерации, а также нормы финансового права...

Анализ правового положения Банка России в финансовой...

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация...

Агентство страхования вкладов как важный элемент...

Банк России, банковская система, страхование вкладов, РФ, Центральный банк, Российская Федерация, банк, банковское регулирование, банковский надзор, государственная корпорация.

Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих...

2) Государственные органы регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг: Банк России, выпускающий нормативно-правовые акты, регулирующие банковскую систему РФ...

Задать вопрос