Библиографическое описание:

Стороженко В. В. Инновации в формировании стратегии информационного менеджмента на предприятии [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 152-154.

Рассматриваются инновационные параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Ключевые слова: стратегия информационного менеджмента на предприятии, инновации в стратегии информационного менеджмента.

Йозеф Шумпетер в начале 20-го века отметил, что обновление товаров, услуг и технологий становится главным инструментом конкуренции на локальных и глобальных рынках. К началу 21-го века ресурсы знаний и информационные ресурсы по значимости и стоимости стали более важными, чем материальные ресурсы. Сегодня мировая экономика стала новой экономикой знаний, информации и инноваций.

Международный опыт в сфере информационного менеджмента нашел свое отражение в CobiT (сокращение от Control Objectives for Information and Related Technology «Задачи информационных и смежных технологий»). CobiT разработан Ассоциацией по аудиту и контролю информационных систем (ISACA). ISACA — международная ассоциация, объединяющая профессионалов в области аудита информационных технологий (ИТ), ИТ — консалтинга, управления ИТ — рисками и информационной безопасности. Основной задачей ассоциации является разработка и формализация единых эффективных подходов к оценке и управлению ИТ — процессами и ИТ — системами. Организацией ISACA разработано и поддерживается четыре сертификации в области ИТ. Сертификация нацелена на профессионалов, занимающихся планированием, внедрением, поддержкой и улучшением системы информационного менеджмента в организациях.

CobiT представляет собой пакет открытых документов, около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления информационными технологиями, аудита ИТ и безопасности ИТ. Создатели стандарта провели анализ и оценку и объединили лучшее из международных технических стандартов, стандартов управления качеством, аудиторской деятельности, а также из практических требований и опыта.

В CobiT детально описаны цели и принципы управления, объекты управления, чётко определены все ИТ — процессы компании и требования к ним, описан возможный инструментарий для их реализации. В описании ИТ — процессов приведены рекомендации по управлению ИТ — безопасностью. Кроме того, CobiT вводит целый ряд показателей для оценки эффективности реализации системы управления ИТ, которые часто используются аудиторами ИТ — систем. В их число входят показатели качества и стоимости обработки информации, характеристики её доставки получателю, показатели, относящиеся к субъективным аспектам обработки информации. Оцениваются показатели, описывающие соответствие компьютерной ИТ — системы принятым стандартам и требованиям, достоверность обрабатываемой в системе информации, её действенность, общепринятые показатели информационной безопасности.

Информационный менеджмент по CobiT можно представить в следующем ступенчатом виде: стратегии, политики, стандарты, процедуры. Стратегии выстраивают ИТ — процессы по бизнес-целям. Политики ИТ описывают методы достижения целей в рамках стратегий. Стандарты ИТ являются метриками для политик ИТ. Процедуры ИТ регламентируют работы для исполнителей. CobiT отвечает всем потребностям практики, сохраняя независимость от конкретных производителей, технологий и платформ.

Различные подходы к созданию стратегии и принципов формирования информационного менеджмента на предприятии рассматриваются авторами: Чараевым Г., Авдошиным С., Эриашвили Н., Проваловым В., Костровым А. Анализ данных работ позволяет сделать вывод о том, что авторы, во многом, не учитывают изменения внешней среды информационных технологий. Вместе с тем, современные изменения внешней среды информационных технологий приводят к необходимости изменить стратегию формирования информационного менеджмента на предприятии.

Развитие мобильных технологий привело к широкому распространению мобильных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютере) и беспроводных технологий доступа к ресурсам сети Интернет (GPRS, 3G, 4G, Wi-Fi); у сотрудников предприятий появился доступ к мобильному контенту в любом месте и в любое время (электронная почта, информационные ресурсы, корпоративные приложения, мобильные платежи, интерактивные карты). Процесс глобализации и развитие сети Интернет привели к необходимости анализировать огромные массивы данных и визуализировать эти данные для получения воспринимаемых человеком результатов. В таблице 1 предложено описание новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии.

Таблица 1

Новые параметры, формирующие стратегию информационного менеджмента на предприятии

п/п

Название новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии

Описание новых параметров, формирующих стратегию информационного менеджмента на предприятии

1

Использование мобильных технологий

1.      Интеграция мобильных технологий в бизнес-процессы предприятия для ускорения обмена данными и получения конкурентных преимуществ:

-       обмен документами (Пример: Salesforce Collaboration Cloud позволяет удаленным сотрудникам обмениваться сообщениями, организовывать групповые обсуждения, обмениваться файлами);

-       интеграция стационарных, мобильных и VOIP систем связи для создания единой сети офисных и мобильных телефонов с короткой нумерацией (Пример: Fixed Mobile Convergence);

-       обеспечение безопасности данных посредством системы управления мобильными устройствами (Пример: Mobile Device Management), шифрования данных и использования виртуальной частной сети (Пример: Virtual Private Network);

2.      Виртуализация рабочих мест и облачные вычисления (Примеры: Windows Server AppFabric, Cloud Services Brokerage, Amazon Elastic Compute Cloud):

-       удаленные сотрудники получают доступ к корпоративным приложениям (Пример: Sales Cloud — CRM-система, которая позволяет специалистам по продажам компании-подписчика вести данные о потенциальных клиентах, выставлять им счета, проводить маркетинговые кампании, анализировать и сегментировать клиентскую базу);

-       информация предприятия хранится на внешних серверах и временно сохраняется на клиентских мобильных устройствах;

-       ресурсы одного сервера подразделяются на виртуальные машины с установленными на них приложениями, причем с ними могут работать одновременно многие пользователи;

3.      Аналитические системы на базе облачных технологий:

-       управление клиентским опытом (Пример: Customer Experience Management) — приложение, позволяющее компаниям анализировать поведение мобильного клиента в Сети на основе просмотра работы его мобильных приложений; статистический и поведенческий анализы сосредоточены на конечных мобильных пользователях при доступе к цифровым услугам с помощью их беспроводных устройств;

-       мониторинг социальных сетей на предмет упоминания бренда, компании, продуктов; анализ общественного мнения (Пример: Salesforce Social Marketing Cloud);

-       создание онлайн чата на сайте компании для записи в CRM данных клиента, которые он ввел в форму чата, и историю чата между посетителем и оператором для увеличения продаж за счет индивидуального подхода к клиенту (Пример: Salesforce Social Marketing Cloud с сервисом RusTalk);

2

Автоматизация процессов

1.      Автоматизация бизнес-процессов:

—   интеграция аудио, видео, GPS данных, поступающих с внешних мобильных устройств, в информационную инфраструктуру предприятия для отражения актуальной информации в бизнес-процессах предприятия в режиме реального времени;

—   создание мобильного офиса для руководителя для осуществления контроля и управления бизнес-процессами из любой точки мира в режиме реального времени с помощью процессно-ориентированных мобильных приложений;

2.      Интеллектуальные информационные системы управления контентом компании (Пример: платформа Metasonic Suite) обеспечивают безопасный доступ к большим объемам корпоративных данных, консолидацию корпоративных данных, анализ и удобное наглядное представление его результатов, включая:

—   построение хранилищ данных;

—   обработку запросов;

—   выпуск отчетов;

—   оперативный анализ данных (OLAP);

—   интеллектуальный анализ данных, включающий совокупность методов обнаружения в них ранее неизвестных, нетривиальных знаний для принятия решений (Data Mining);

—   поиск знаний в базах данных (Пример: Knowledge Discovery in Databases, KDD);

—   рассылку отчетов как внутри, так и вне организации;

—   возможность динамически связывать бизнес — объекты из одного источника, например, из одной базы данных с базами данных других источников.

3

Анализ и визуальное представление данных

1.      Фиксация событий.

2.      Управления данных (сортировка, объединение и разбиение наборов данных, преобразование, перекодировка и удаление переменных).

3.      Исследовательский анализ данных (Exploratory Data Analysis) и моделирование данных (нахождение зависимостей и тестирование гипотез).

4.      Визуальное кодирование данных (визуализация параметров данных: времени, пропорций, связей, иерархии; создание диаграмм).

5.      Большие данные или Big Data (методы обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов для получения воспринимаемых человеком результатов).

1.      6. Инфографика (визуализация соотношения предметов и фактов во времени и пространстве).

В настоящее время не только высокотехнологичные разработки, но и успешная операционная деятельность любых компаний зависит от показателей информационного менеджмента — конфиденциальности, целостности и доступности информации. Использование мобильных технологий и автоматизация бизнес-процессов обеспечивают быстрое получение данных и знаний, своевременный обмен ими, что необходимо для принятия верных управленческих решений. Визуальное представление данных позволяет руководителю предприятия работать с данных огромных объёмов, оперативно используя результаты очистки первичных данных, моделирования данных и тестирования гипотез.

Литература:

1.                   Официальный сайт «Международной организации по стандартизации (ИСО)». Режим доступа: http://www.iso.org (дата обращения: 20.02.2014).

2.                   Официальный сайт «Ассоциации по аудиту и контролю информационных систем». Режим доступа: http://www.isaca.org/knowledge-center/cobit/Pages/Overview.aspx (дата обращения: 20.02.2014).

3.                   Официальный сайт компании Salesforce.com. Режим доступа: http://www.salesforce.com (дата обращения: 03.03.2014).

4.                   Официальный сайт Роберта Кабакова. Режим доступа: http:// www.statmethods.net (дата обращения: 05.03.2014).

5.                   Чараев Г., Посевин Д., Организационно-информационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2013. 136 с.

6.                   Авдошин С., Песоцкая Е. Информатизация бизнеса. Управление рисками. М.: ДМК Пресс, 2011. 176 с.

7.                   Чараев Г., Эриашвили Н., Ординарцев И., Барикаев Е., Рассолов И., Васильева К., Ельчанинов М., Боярская И. Информационный менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2012. 360 с.

8.                   Провалов В. Информационные технологии управления. М.: Флинта, 2010. 376 с.

9.                   Костров А. Основы информационного менеджмента. М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. 528 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle