Библиографическое описание:

Уросова А. А. Проблема скрытой предпринимательской деятельности в области обращения с ломом и отходами черных металлов и возможность ее решения с использованием данных бухгалтерского учета [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 68-70.

В настоящее время многие физические лица систематически сдают лом и отходы металлов на приемные пункты без соответствующей лицензии и без регистрации в качестве юридического лица. В результате бюджет РФ недополучает налоги из-за наличия скрытой предпринимательской деятельности. В статье рассматривается возможное решение данной проблемы с помощью счетов бухгалтерского учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет; переработка лома и отходов металлов; скрытая предпринимательская деятельность.

В годы СССР большое внимание уделялось общественно полезному труду, которым считался помимо всего прочего сбор металлолома. Во многих школах раз в год дети собирали его, а классы, преуспевшие в этом, награждались [6]. В наши же дни сбор лома является лицензируемым видом деятельности и жестко регламентирован [2]. Любое физическое лицо сможет избежать административной ответственности, только сдав тот металлолом, что был в его собственности или с предъявлением соответствующей доверенности от собственника.

Но не все граждане следуют установленным правилам обращения с ломом и отходами металлов. Так, широко распространено явление его систематического сбора физическими лицами с целью дальнейшей его реализации на приемных пунктах без соответствующей лицензии. Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов (далее Положение) заготовка, хранение, переработка и реализация лома включена в лицензируемую деятельность [2]. Далее, в п. 4 Положения разъяснены данные понятия: «заготовка» — приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; «хранение» — содержание заготовленного лома черных и (или) цветных металлов с целью последующей переработки и (или) реализации; «переработка» — процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; «реализация» — отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе [2]. То есть, любой сбор металлолома разрешен только при наличии лицензии. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей и во всех случаях возможна конфискация предметов нарушения [1].

Таким образом, сдача металлолома физическими лицами может быть произведена в рамках предпринимательской деятельности или в порядке реализации личного, бывшего в употреблении лома. При этом в первом случае предприниматель самостоятельно уплачивает налоги, а во втором у физических лиц есть 2 варианта: если имущество находилось в их собственности три года и более, то НДФЛ не взимается, в обратной ситуации — исчисление и уплату НДФЛ лица производят самостоятельно исходя из сумм полученных доходов. В настоящее время процент сдатчиков лома (исключая индивидуальных предпринимателей), представивших декларацию в налоговые органы и заплативших налог от дохода, образованного при сдаче металлолома, практически равен нулю [5]. Также проверить действительно ли сданный лом находился в собственности более 3 лет очень сложно, и приходится верить на слово сдатчику.

Лица, систематически сдающие металлолом, должны регистрироваться в качестве предпринимателей и самостоятельно уплачивать налоги [5]. Однако не все граждане осведомлены об этом, и в результате имеет место скрытая экономическая деятельность и уклонение от налогового бремени. По данным Госкомстата потенциальный объем теневого сектора в экономике РФ за 2012 год составил до 16 % ВВП, благодаря чему государство недополучает около 2000 млрд. руб. ежегодно.

Одним из методов борьбы с данной проблемой является выявление «скрытых» предпринимателей, то есть лиц, регулярно сдающих металлолом в больших объемах, с помощью книги учета, где согласно п.13 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения (далее Правила) при приеме вносятся следующие данные: дата приема лома и его вес, данные о лице, сдающем лом и отходы (для физических лиц: фамилия, имя, отчество, место постоянного проживания, данные документа, удостоверяющего личность) и др. [3]. Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций экономический субъект может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета [4]. Автор предлагает ввести отдельный субсчет «Расчеты с регулярными поставщиками лома» для предполагаемых «скрытых» предпринимателей к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Аналитический учет по данному субсчету будет вестись по каждому физическому лицу, систематически сдающему металлолом в больших объемах, и в конце финансового года предприятия будут предоставлять сведения о выплаченных доходах данным лицам в налоговую инспекцию, которая в свою очередь имеет право проводить выездные проверки согласно НК РФ. Все остальные физические лица — сдатчики металлолома отражались бы на субсчете «Расчеты с поставщиками лома» к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В целом, введение дополнительного субсчета и отслеживание по нему недобросовестных налогоплательщиков смогло бы сократить размеры теневой экономики и увеличить поступления денежных средств в бюджеты, что в последствии положительно отразится на экономическом благосостоянии страны.

Литература:

1.                  Об административных правонарушениях: Кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.06.2011 г.) // Справочно — правовая система «Консультант — Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/koap/13_16.html#p5102

2.                  О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов: Постановление Правительства РФ от 12.12.12 г. № 1287 // Справочно-правовая система «Консультант — Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139116

3.                  Об утверждении правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения: Постановление Правительства РФ от 11.05.2001 г. № 369 (в ред. от 14.04.2003 г.) // Справочно — правовая система «Консультант — Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=39114

4.                  Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 8.11.2010 г.) // Справочно-правовая система «Консультант — Плюс» [Электронный ресурс]. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107972

5.                  Костин, Г. С. Затраты и налогообложение при реализации лома и отходов черных и цветных металлов / Г. С. Костин // Консультант бухгалтера. — 2006. — № 4. — С. 54–58.

6.                  Шафоростова, Н. Новости рынка металлов / Н. Шафоростова // Металлургический бюллетень. — 2005. — № 1.- с. 8–14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle