Библиографическое описание:

Туменбаева О. Ш. Реструктуризация проблемных активов казахстанского банковского сектора [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 55-58.

Введение

Управление банковским кризисом не простая задача для регуляторов. Зачастую решения принимаются когда уже кризис наступил и при наличии «фрагментарной» информации. Как известно, банковскому бизнесу более присуще не распространение владеющей информацией. Более того, некоторые участники имеют стимул искажать отдельные факты. Учитывая роль банковского сектора в современной экономике, решения регулятора могут иметь как политические, так и экономические последствия для любой страны. В настоящей статье дан краткий обзор решений, принятых казахстанским регулятором, для минимизации рисков банковского сектора и текущее состояние по реструктуризации проблемных активов банковского сектора.

Регуляторные решения для минимизации рисков банковского сектора.

Несмотря на то, что с момента начала глобального финансового кризиса прошло более шести лет, казахстанский банковский сектор все еще в поисках успешной модели развития. Закон о минимизации рисков (Закон), который был подписан в декабре 2011 года президентом Республики Казахстан, пока еще на практике реализовал себя в качестве сбора постфактум информации от сектора. В части инструментов по улучшению качества банковских активов Закон предусматривает создание дочерних организации банков для работы с плохими активами и создание Национальным Банком РК Фонда Проблемных Активов (ФПА), а также упразднение налоговых последствий для списания займов с баланса банков.

Однако на сегодняшний день первые два инструмента остаются нереализованными. Условия приобретения проблемных активов ФПА имеют ряд ограничений и тем самым сужают возможности использования данного инструмента. Во-первых, это размер капитала, вливаемый в ФПА, который составляет всего 1 млрд. долларов США. В то время как сумма неработающих займов только на начало открытия ФПА составляла 23,4 млрд долларов США. Во-вторых, требования к выкупаемым неработающим займам. ФПА может выкупать займы, выданные только юридическим лицам резидентам РК, размером превышающий 400 тыс. долларов США, не связанные с недвижимостью или не обеспеченные недвижимостью. Тем самым эффекта от участия в программе ФПА на себя не смогут ощутить Альянс Банк (розничный кредит), Банк ТуранАлем (нерезиденты) и Казкоммерцбанк (строительный сектор). В то время как доля этих банков в составе неработающих займов сектора составляет более 71 процента.

Как отмечается в казахстанских финансовых кругах, инновационным решением регулятора в части создания дочерних организации в структуре банка является разрешение этим дочерним компаниям владеть акциями (долями участия) в нефинансовых организациях, что ранее было запрещено. Теоретически это участие в реструктуризации операционной и финансовой деятельности должника должно положительно отразится не только в виде возврата должником денег банку, но и как повышение деловой активности экономики страны. На практике неизвестно насколько эта идея осуществима, учитывая тот факт, что в стране почти отсутствует школа кризис менеджмента. Какими профессиональными качествами должны владеть персонал дочерних компании, чтобы управлять активами в разных секторах экономики? О каком размере штата сотрудников может идти речь? Какая точка безубыточности деятельности этих дочерних компании? В дополнение, когда и как дочерние компании смогут продать свое участие в капитале нефинансовых организации стратегическому инвестору? Возможно отсутствие видения полной картины деятельности дочерних компании и повлекло за собой неактивность казахстанских банков в создании дочерних компании или «плохих банков» в своей структуре. Тот же Казкоммерцбанк только в феврале текущего года заявил о создании своей дочерней компании, спустя год после принятия Закона.

Тем самым, казахстанский регулятор или запаздывает в принятий решении или заведомо принимает решения, которые не будут иметь должного экономического эффекта для сектора. Последствия этих решении на цифрах будут рассмотрены в следующей части статьи.

Текущее состояние по реструктуризации проблемных активов банковского сектора

Существующие регуляторные требования позволяют применять японскую модель решения вопросов по проблемным активам и как результат небыстрая и нерадикальная «чистка» активов. Статистика проблемных активов банков указывает на отрицательную динамику. За рассматриваемый период с 1 марта 2007 года (условно «докризисный период») по 1 марта 2013 года доля сомнительных кредитов увеличилась почти на 15 пунктов или увеличилось с 16,71 % до 31,57 %, доля безнадежных кредитов — увеличилась почти на 20 пунктов и достигла 21,55 % (См. Рис.1). В то же время банки не могут себе позволить активную чистку активов из-за недостаточности капитала.

Рис. 1. Качество ссудного портфеля казахстанского банковского сектора, %

Источник: КФН НБ РК.


Сегодняшнее качество активов сектора отражает кредитную политику банков докризисного периода. Основная часть проблемных кредитов банков была сформирована еще в 2005–2007 года. С наступлением кризиса ликвидности банки стали более осмотрительными в предоставлении кредитов. Анализ уровня безнадежных и сомнительных активов (свыше 90 дней невозврата) демонстрирует значительное ухудшение качества активов Казкоммерцбанка и сохраняющуюся тенденцию для Банка ТуранАлем (проходит 2 реструктуризацию долгов), Альянс Банк и Темирбанк (См. Рис.2). Последние 2 банка рассматривают вариант слияния в течение этого года. Менеджмент обоих банков уверены в успешности результата слияния.

Мероприятия, проводимые регулятором, должны способствовать развитию и восстановлению банковского сектора. Как отмечено в Концепции развития финансового сектора РК «Одним из показателей, характеризующих восстановление банковского сектора, является соотношение активов банковской системы к внутреннему валовому продукту докризисного уровня. При этом структура и качество активов будут значительно видоизменены в сторону диверсификации отраслей и видов финансовых инструментов». [1, 23].

Рис. 2. Качество активов банков на 01.01. 2013 г., в тыс. долларах США

Источник: КФН НБ РК.


Литература:

  1. Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период, Указ Президента РК от 1 февраля 2010 года № 923

  2. Закон РК О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан от 31 августа 1995 года N 2444 (с дополнениями и изменениями от 01.08.2012 года)

  3. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков» от 28 декабря 2011 года.

  4. Текущее состояние банковского сектора РК по состоянию на 01.01.2013. Отчет КФН НБ РК.

  5. www.afn.kz

  6. www.nationalbank.kz



Основные термины (генерируются автоматически): банковского сектора, проблемных активов, активов банковского сектора, казахстанского банковского сектора, банковского сектора экономики, развития банковского сектора, рисков банковского сектора, проблемных активов банковского, КФН НБ РК, сектора РК, реструктуризации проблемных активов, банковского сектора РК, минимизации рисков банковского, перспективы развития банковского, роль банковского сектора, банковского сектора Тюменской, дочерних компании, восстановлению банковского сектора, потенциалом банковского сектора, стресс-тестирования банковского сектора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle