Библиографическое описание:

Лухманова Г. К., Блеутаева К. Б., Абдыкалык С. Е., Жаканов Ж. Инновационные продукты и услуги в банках второго уровня Республики Казахстан // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 234-236. — URL https://moluch.ru/archive/145/40779/ (дата обращения: 20.05.2018).



Инновационные продукты и услуги в коммерческих банках являются одной из основных частей банковской деятельности и двигающим рычагом в развитии финансового института. В настоящее время клиентов банка нельзя удивить распространенными наборами услуг, они все более заинтересованы в использовании нестандартных инновационных продуктов и услуг, что означает, что для их привлечения, а также дальнейшего развития банка в сложной рыночной ситуации, где количество конкурентов растут с каждым днем, необходимо внедрять новые технологии.

Инновации в банках на сегодняшний день являются решающим моментом для успешного и стабильного экономического подъёма. Технологии эволюционируют в геометрической прогрессии, а именно развиваются цифровые технологии, по этой причине современные этапы развития любой банковской системы протекают в условиях жесткой конкуренции и многие индустрии переносят крупномасштабную трансформацию. Политика постоянных нововведений является существенным элементом экономического развития банковского бизнеса. Ведущие тенденции развития банковских инноваций сосредоточены на индивидуальный подход к клиенту, скорость и качество его обслуживания имеют прежде всего сервисные и качественные характеристики. Именно клиент является базисным катализатором инновационного развития банков. Представление требований и потребностей клиентов и является рычагом для зарождения инновационных услуг и продуктов.

К инновационным продуктам следует отнести и банковские продукты, которые еще не применялись в банке, но отличаются в целом новизной, хотя уже применяются в мировой практике и рядом других банков. Актуальность темы статьи детерминирована необходимостью внедрения новых банковских продуктов и услуг для сохранения конкурентоспособности в связи с нововведениями в образе жизни людей.

Другими словами, для банка всегда необходим такой клиент-двигатель, желания которого всегда должны быть исполнены банком и благодаря которому вводится инновационный продукт и услуга. Основываясь на наличие именно такого ряда клиентов, банк непрерывно находится в поиске новых разработок, продуктов и идей. Все предложения и желания клиентов — это уже построенный фундамент, который позже перевоплощается в цель для реализации для банка.

Нынешние банковские средства управления смотрят на интерактивность обслуживания, минимизацию операционной деятельности и на работу не зависимо от местонахождения и времени суток, так как клиенты сегодня заинтересованы в экстерриториальности и непрерывности работы систем.

Ежедневно количество пользователей электронного и мобильного банкинга растет с геометрической прогрессией, все больше людей постигают удобство проведения финансовых операций, не выходя из дома. Исходя из этого, число банковских отделений в развитых странах непрерывно сокращается. К примеру, в США за последние 6–7 лет было закрыто около 5 000 отделений. Более того, каждый девятый из десяти банков США считает, что их филиальные сети начнут сокращаться, как минимум на 10 % в ближайшие пять лет. Пользование наличностью во многих странах снижается, содержание большого объема монет и различных купюр в карманах и кошельках приводит людей к неудобству. На сегодня, для жителей крупных мегаполисов стало повседневным использование бесконтактных карточных систем. В Швеции давно обсуждается вопрос о полном отказе от наличных денег. Снижение популярности наличности привело к тому что, по последним данным доля наличных денег в обороте у шведов составляет лишь 2 % ВВП.

В первой половине 2018 года, предполагается внедрение электронных денег, передает LS со ссылкой на РБК. Как отмечает издание, новую электронную валюту собираются выпустить крупнейшие мировые банки — испанский Santander, швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank, британский брокер ICAP и американской Bank of New York Mellon Corporation. Валюта будет основана на технологии блокчейн (blockchain), которая используется при проведении расчетов в биткоинах. Идея технологии blockchain состоит в том, что пользователи могут производить анонимные платежи без каких-либо посредников на условиях невозвратности переводов, делая транзакции более быстрыми и дешевыми.

Цифровая валюта позволит существенно уменьшить время проведения платежей. Уже в следующем году могут быть получены все разрешения от центральных банков и других регуляторов. А в 2018-м начнется коммерческое использование валюты.

В тоже время, СМИ все чаще передают о цифровых банковских продуктах, связанных с продажами, мобильными приложениям и социальными сетями, результаты исследования McKinsey показывают безусловную бизнес-выгоду от введения новых технологий, уменьшение расходной базы и расходов по созданию провизий за счет автоматизации бизнес процессов и перевода фронт-офисной деятельности в цифровые каналы. Это значит, что за счет повышения внутренней эффективности, оптимизируется весь процесс предоставления услуг, для высшего соответствия потребностям клиентов.

В банковской сфере переход на цифровые каналы обслуживания означает глобальный пересмотр взаимоотношений с клиентами и способов предоставления им услуг, по сути это означает, что банки больше не занимаются хранением денег — теперь они хранят информацию и обеспечивают ее безопасность.

Компания SAS, являющийся крупнейшей в мире частной IT-компанией, специализирующейся на разработке и продаже решений и услуг в области бизнес-аналитики, вместе с веб порталами banker.kz и banki.ru, а также BAI — Институтом банковского управления (США) проводила исследования, в конечном итоге чего получены данные об удовлетворенности услугами дистанционного обслуживания клиентов казахстанских, российских и американских банков. Результаты исследований показали, что клиенты казахстанских банков наиболее лояльны, нежели жители России.

33 % российских клиентов подтвердили, что готовы сменить банк, если будут предложены более инновационные инструменты и сервисы, когда как в Казахстане показатель составил лишь 10 %. Показатели для жителей США оказались еще выше, составляя 40 % респондентов 25–34 лет и 48 % респондентов 21–24 лет.

Также, было выяснено, что клиенты казахстанских банков являются более активными пользователями электронного и мобильного банкинга, чем клиенты банков в США: 55,15 % участников, принявших участие в опросе banker.kz, пользуются онлайн-банкингом как минимум 5 раз в месяц, а 51,5 % с такой же периодичностью пользуются мобильным банком. Для жителей США показатели составили 40 % и 22 % соответственно. В то время как Россияне оказались наиболее активными пользователями дистанционных услуг — 73,7 и 65,5 % соответственно.

Нужно отметить, что клиенты банков США и России в основном пользуются дистанционным обслуживанием для проведения денежных переводов, (41,5 % в России и 66 % в США), когда как жители Казахстана используют данные банковские продукты чаще для оплаты счетов (50 %), а денежные переводы стоят лишь на втором месте. Также исследования показали, что в США 46 % участников опроса используют интернет и мобильный банкинг для управления инвестиционными счетами, в то время как в России и Казахстане менее 1 % респондентов пользуются инструментами инвестирования, что связано с гораздо меньшей распространенностью услуги.

Касаемо показателя удовлетворенности электронного банковского обслуживания выше, чем мобильным банкингом. Причиной этого является, то, что интернет банкинг появился на рынке раньше и этот продукт более продвинут и развит. Тем не менее, опрос по степени удовлетворенности показал высокие результаты для всех трех стран и превышает 70 %: для Казахстана этот показатель составил 74,5 % в категории «мобильный банкинг» и 81,5 % в категории «интернет банкинг».

Несмотря на рост интереса к цифровым каналам обслуживания, показатель использования традиционного обслуживания не теряет популярность во всех трех странах-участниках исследования: около 41 % и 16 % респондентов в США, обращаются в отделения банков и пользуются услугами call — center соответственно. Традиционное каналы обслуживания популярны у 21,5 % респондентов в Казахстане и у 20 % респондентов в России. А пользователями услуги call — center является 60 % в Казахстане и России. Таким образом, на сегодня необходима многоканальность — от банков требуется создание зоны, где клиент пользуется тем каналом, который удобен ему в данное время в данном месте с возможностью подключения дополнительных инструментов коммуникации.

В текущем году, за месяц среднем проводится 2,4 млн. транзакций по безналичной оплате через Интернет и показатели по сравнению с предыдущим периодом не перестают расти. С ростом популярности интернет-банкинга среди казахстанцев увеличивается и средний чек платежа. Общий размер рынка розничного онлайн-банкинга за период январь-июль 2016 г. оценивается в 136,7 млрд. тенге или в 3,6 раза больше объема прошлого года.

Банки второго уровня в Казахстане стараются не отставать от современных трендов, постоянно быть на короткой ноге с технологиями. Поэтому внедрение технологии blockchain у нас — лишь вопрос времени.

Первым пользователем цифрового банкинга является розничный сектор — розничный банкинг становится еще более мобильным, многоуровневым и виртуальным. Для того чтобы стать клиентом банкинга нового поколения, достаточно будет прийти в банк только один раз, чтобы подписать документы, либо в некоторых случаях и вовсе не выходя из дома стать пользователем. Сегодня банки уже способны открывать счета для своих клиентов дистанционно, в онлайн-режиме. Но законодательство большей части стран требует, чтобы банк провел процедуру «знай своего клиента». То есть сотрудник банка должен встретиться с человеком и убедиться, что он вполне реальный и действительно хочет стать клиентом банка. Именно поэтому требуется, по крайней мере, одна встреча.

К примеру, АО «Altyn Bank», первый казахстанский банк, который осуществил цифровую трансформацию и запустил цифровую платформу Altyn-i, предлагает клиенту открывать счета онлайн, не выходя из дома или офиса, посредством видео интервью.

Развитие цифровых платформ открывают перед менеджерами по обработке и анализу данных огромные возможности. Здесь поднимается вопрос о клиентской аналитике и больших объемах данных. Банки, имея доступную информацию о финансовых операциях и покупательском поведении, могут добиться детального понимания своих клиентов.

Здесь встают вопросы владения и управления данными и их конфиденциальности, за которыми уполномочены следить органы банковского регулирования — и делают они это очень тщательно.

Возможности, которые даёт пользование этой информацией для улучшения цифрового обслуживания, банкинга и сопутствующих сервисов, реально огромны. Этот подход может обеспечить максимальный для цифрового банкинга ROI.

Развитие каналов дистанционного банковского обслуживания дает огромные преимущества, помогая банкам снизить расходы на традиционное обслуживание в отделениях. С каждым днем спрос на традиционные каналы обслуживания снижается и для поддержки высокого уровня сервиса, безусловно, сегодня требуются особенные аналитические инструменты. Такие инструменты позволят проанализировать предпочтения клиента банка и дать клиенту требуемый уровень сервиса и предложений в нужное для него время.

Литература:

  1. Журавлева Ю. А. Финансовые инновации в международном банковском бизнесе // Вестник Академии. — 2016. — № 2. — С. 18–27.
  2. Digital banking — останутся лишь цифры. — http://nb.kz/2622/
  3. В Казахстане увеличивается количество услуг в онлайн-режиме. — http://profit.kz/news/33625/
  4. Cracking the digital code: McKinsey Global Survey results. http://www.mckinsey.com
  5. Жители Казахстана оказались самыми лояльными клиентами своих банков. http://www.sas.com/ru_ru/news/press-releases/2016
  6. Анализ интернет банков БВУ. Сентябрь 2016. http://ranking.kz/ru/a/reviews
  7. Самые лояльные клиенты своих банков — казахстанцы. http://www.bizlife.kz/
  8. Казахстанцы предпочитают онлайн-сервисы банковских услуг. https://liter.kz/ru/articles/show/18907-kazahstancy_predpochitayut
Основные термины (генерируются автоматически): клиенты казахстанских банков, каналы обслуживания, клиенты банков, мобильного банкинга, цифрового банкинга, банковского обслуживания, инновационного развития банков, интернет банков БВУ, центральных банков, обслуживания клиентов казахстанских, цифрового банкинга roi, наличных денег, банковского обслуживания выше, пользователем цифрового банкинга, цифровые каналы обслуживания, американских банков, каналы обслуживания популярны, активными пользователями, клиентом банкинга нового, отделения банков.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос