Библиографическое описание:

Куличенко Н. И. Перспектива использования инноваций при оказании транспортных услуг [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 193-195.

В современных условиях рыночных отношений необходимо учитывать перспективу использования инновационных идей для повышения эффективности работы предприятия.
Транспортное предприятие – особая часть транспортно - логистической системы, цель функционирования которой заключается в организации доставки, перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
В зависимости от специфики предоставляемой услуги предприятия сферы оказания транспортных услуг, можно разделить на следующие группы:
  • транспортные - оказывают транспортные услуги потребителям;
  • экспедиционные - посреднические организации, оказывающие услуги по подготовке и осуществлению перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других видов документации;
  • информационно-посреднические - диспетчерские организации, которые осуществляют поиск грузов для перевозчиков или перевозчиков для грузоотправителей, но не несут ответственности за организацию и выполнение самой доставки;
  • логистические - оказывают комплекс услуг, начиная с транспортировки и хранения и заканчивая полным управлением движением и хранением сырья и готовой продукции;
  • сервисные - специализируются на одном из видов сервисных услуг. [1, с. 343]
В современной экономической ситуации в России наибольший удельный вес имеют организации смешанного типа - транспортно-экспедиционные, которые располагают парком собственных транспортных средств и оказывают посреднические услуги по транспортировке грузов.
По мнению экспертов, в настоящее время автомобильные перевозки грузов становятся самым динамично развивающимся сегментом транспортной отрасли. Согласно докладу замминистра транспорта РФ Сергея Аристова на 17-й Международной конференции по транспорту и логистике «Транс-Россия-2012», которая проходила в Москве, рост грузооборота в 2011 году на автотранспорте составил 15%, а объем перевозок вырос на 11%. Показатели других видов транспорта в прошлом году оказались куда скромнее (доля железнодорожного транспорта в структуре перевозок в 2011 году оказалась порядка 4%). [2, с.1]
Это вызвано, в первую очередь, тем, что внедряемые в настоящее время технологии позволяют обеспечить эффективную работу всех видов транспорта посредством обновление основных фондов.
Расширить собственный парк транспортных средств можно несколькими способами: приобрести автотранспортное средство в собственность, взять его в аренду с правом выкупа (лизинг), арендовать автомобиль, по техническим параметрам и внешнему виду соответствующего потребностям транспортно-экспедиционной компании и корпоративным стандартам, у ее владельца (с оплатой услуг последнего в качестве водителя).
Приобретение транспорта в собственность предполагает высокие первоначальные инвестиции и необходимость управления множеством сложных бизнес-процессов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием транспортных средств. В то же время наличие собственного автомобиля обеспечивает высокий уровень управляемости процессом перевозки и полный контроль над техническим состоянием автомобильного парка. Отрицательной стороной такого подхода являются значительные первоначальные затраты на приобретение и страховку транспортных средств, расходы на аренду или покупку мест стоянки автотранспорта, помещений для хранения расходных материалов, запчастей и т.д., а также необходимость регулярного технического обслуживания. Компании с небольшим парком транспортных средств, как правило, прибегают к услугам сервисных фирм. При этом необходимо постоянно контролировать качество предоставляемых услуг, поэтому крупные и средние транспортные компании стремятся организовать собственный автосервис, который в первую очередь будет обслуживать корпоративный парк, а в свободное время оказывать услуги внешним заказчикам. Тем самым решается не только проблема бесперебойного качественного сервисного обслуживания, но и изыскиваются возможности привлечения дополнительных финансовых средств в доходную часть бюджета автотранспортного предприятия.
Кроме того, нововведения могут быть связаны с принятием новых отраслевых решений – от транспортно-экспедиторского обслуживания до программного обеспечения и оборудования, изменением количества рабочих мест, повышением уровня образования и квалификации рабочих, рациональным использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов, оптимизацией затрат, повышением требований охраны труда, а также с улучшением качественных показателей работы и степени надежности технических средств транспорта. Помимо прочего, необходимым условием успешного функционирования транспортной компании является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых клиентам. Все инновационные идеи в совокупности определяют инновационную стратегию развития автотранспортного предприятия.
Процесс выбора инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех аспектов его инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макро- среды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию. [3, с. 1]
Адаптационная стратегия состоит в проведении автотранспортным предприятием лишь частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные виды услуг в рамках сложившихся в нем организационных структур и тенденций деятельности. Именно поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как вынужденная ответная реакция на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности рыночных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.
Экономическая категория инновации - искусство стратегии развития, отрицающее старое; творческая деятельность с ярко проявленной экономической стороной эффекта. Исходя из принципа свободного рынка, явление инновации представляет собой создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического и технологического преимущества. В дальнейшем использование этого преимущества при оказании услуг, в том числе автотранспортных, может увеличить экономическую прибыль. При этом обязательно условие оказания качественных услуг с минимальными издержками, которое является традиционным признаком успеха на рынке. Действительно, общепринятым критерием оценки эффективности процесса оказания услуг является соотношение доходной и расходной частей. Однако транспортно-экспедиционные предприятия имеют ряд существенных особенностей.
Большое количество представительств в регионах позволяет транспортно-экспедиционным компаниям наладить более тесные взаимоотношения с клиентами, что существенно ускоряет документооборот.
Возможность снижения влияние сезонности за счет увеличения производственных мощностей (привлечение ресурсов перевозчиков) с целью недопущения простоя транспорта.
Небольшой горизонт планирования: редки случаи предварительной подачи заявок клиентами на перевозки. В этом случае необходимо применение отработанных технологий быстрого поиска сторонних перевозчиков, работающих в различных направлениях по заявкам. Собственный транспорт, как страховочный, используется в случае увеличения объемов перевозок.
Неритмичность отгрузок, осуществляемых по заявкам заказчиков, уравновешивается наличием достаточного количества представительств, что позволяет перераспределить транспорт в период планируемых всплесков или снижений активности клиентов.
Наличие представительств транспортной компании в разных регионах с большими объемами заказов, позволяет своевременно находить возможные варианты обратных загрузок («закольцовок») как собственного, так и привлеченного автотранспорта, что помогает снизить расходы, связанные с холостым пробегом - возвратом и простоем автотранспортного парка.
В то же время, финансовый успех зависит не только от грамотного использования сложившейся финансово-хозяйственной картины, но и от изучения сбытовой ситуации реализуемой продукции в настоящий момент времени и прогнозного анализа их перспективной динамики в будущем. По оценкам В.М. Кудрова, подавляющее большинство американских компаний постоянно анализирует тенденции в изменении спроса, появлении новых потребностей. Эта черта современного инновационного массового производства неразрывно связана с пополнениями технической базы, основанной на новых изобретениях, с изучением конкретных рынков сбыта, предполагающая удовлетворение не спроса вообще, а спроса с учетом индивидуальных потребностей. Более 90% американских фирм имеют сегодня специальные службы сбыта и изучения рынка, т.е. маркетинговые службы. На эти цели ежегодно расходуется свыше 60 млрд. долл. Иными словами, прежние звенья «научная лаборатория - завод» дополняются звеном «конкретный потребитель». Последний элемент - важнейший фактор в современной рыночной конкуренции, стимул к повышению качества продукции. [4, с. 148]
Зарубежный опыт свидетельствует: возможность реализации новой технологии растет, если ее разработка происходит параллельно с исследованием ее рыночного потенциала. Большинство экспертов считают, что в современных условиях успех новой продукции на 70 - 90% зависит от точности соответствия ее потребительским предпочтениям. [5, с.15]
В связи с этим возникает необходимость разработать и реализовать ряд инновационных идей в области своевременного мониторинга спроса. В противном случае предприятие может лишиться доли финансового влияния на рынке. Так, к примеру, компания IВМ, эффективно доминировавшая на рынке компьютеров 1970-х - начале 1980-х гг., в течение 1980-х гг. потерпела неудачу - не смогла ответить на рыночные изменения, связанные с переходом к менее крупным компьютерным системам, в особенности к рабочим станциям и персональным компьютерам.
Исследования перспектив внедрения инновационных идей на автотранспорте касаются вопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат как издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с осуществлением транспортных перевозок. Планируемые инновационные преобразования обязательно должны быть проектными и предусматривать определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее реализации в части разработки оптимизированного подхода к организации учетно-аналитической системы и ее отдельных элементов для ускорения роста ожидаемых доходов.

Литература:
  1. Стунжас А.П. «Инновационные подходы к управлению эффективностью логистической фирмы», [Текст], «Логистика сегодня», 06(42)2010, - 14с.
  2. «Умный Логист», [Интернет-ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. Дмитрий Ханцевич © 2007 - 2012 URL:http://www.umniylogist.ru/news/news_logistics/20100127220528-7086/20120424095430-2121.html
  3. Малкис Э.А. «Инновационный потенциал развития предпринимательства» [Электронный ресурс] // Инновационные проекты малого бизнеса : портал информационной поддержки инновационных проектов. - М., 2003-2012. - URL: http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_6C36783E-4358-4EED-B15E-5D56E89B266C.html (04.06.2012).
  4. Кудров В.М. «Мировая экономика» : учебник - М. : Юстицинформ. (Серия «Образование»), 2009 - 512 с.
  5. Бекетов Н.В. «Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе», [Текст], «Экономический анализ: теория и практика», 03(108)2008, - 68 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle