Библиографическое описание:

Куличенко Н. И. Перспектива использования инноваций при оказании транспортных услуг [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 193-195.

В современных условиях рыночных отношений необходимо учитывать перспективу использования инновационных идей для повышения эффективности работы предприятия.
Транспортное предприятие – особая часть транспортно - логистической системы, цель функционирования которой заключается в организации доставки, перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
В зависимости от специфики предоставляемой услуги предприятия сферы оказания транспортных услуг, можно разделить на следующие группы:
  • транспортные - оказывают транспортные услуги потребителям;
  • экспедиционные - посреднические организации, оказывающие услуги по подготовке и осуществлению перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других видов документации;
  • информационно-посреднические - диспетчерские организации, которые осуществляют поиск грузов для перевозчиков или перевозчиков для грузоотправителей, но не несут ответственности за организацию и выполнение самой доставки;
  • логистические - оказывают комплекс услуг, начиная с транспортировки и хранения и заканчивая полным управлением движением и хранением сырья и готовой продукции;
  • сервисные - специализируются на одном из видов сервисных услуг. [1, с. 343]
В современной экономической ситуации в России наибольший удельный вес имеют организации смешанного типа - транспортно-экспедиционные, которые располагают парком собственных транспортных средств и оказывают посреднические услуги по транспортировке грузов.
По мнению экспертов, в настоящее время автомобильные перевозки грузов становятся самым динамично развивающимся сегментом транспортной отрасли. Согласно докладу замминистра транспорта РФ Сергея Аристова на 17-й Международной конференции по транспорту и логистике «Транс-Россия-2012», которая проходила в Москве, рост грузооборота в 2011 году на автотранспорте составил 15%, а объем перевозок вырос на 11%. Показатели других видов транспорта в прошлом году оказались куда скромнее (доля железнодорожного транспорта в структуре перевозок в 2011 году оказалась порядка 4%). [2, с.1]
Это вызвано, в первую очередь, тем, что внедряемые в настоящее время технологии позволяют обеспечить эффективную работу всех видов транспорта посредством обновление основных фондов.
Расширить собственный парк транспортных средств можно несколькими способами: приобрести автотранспортное средство в собственность, взять его в аренду с правом выкупа (лизинг), арендовать автомобиль, по техническим параметрам и внешнему виду соответствующего потребностям транспортно-экспедиционной компании и корпоративным стандартам, у ее владельца (с оплатой услуг последнего в качестве водителя).
Приобретение транспорта в собственность предполагает высокие первоначальные инвестиции и необходимость управления множеством сложных бизнес-процессов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием транспортных средств. В то же время наличие собственного автомобиля обеспечивает высокий уровень управляемости процессом перевозки и полный контроль над техническим состоянием автомобильного парка. Отрицательной стороной такого подхода являются значительные первоначальные затраты на приобретение и страховку транспортных средств, расходы на аренду или покупку мест стоянки автотранспорта, помещений для хранения расходных материалов, запчастей и т.д., а также необходимость регулярного технического обслуживания. Компании с небольшим парком транспортных средств, как правило, прибегают к услугам сервисных фирм. При этом необходимо постоянно контролировать качество предоставляемых услуг, поэтому крупные и средние транспортные компании стремятся организовать собственный автосервис, который в первую очередь будет обслуживать корпоративный парк, а в свободное время оказывать услуги внешним заказчикам. Тем самым решается не только проблема бесперебойного качественного сервисного обслуживания, но и изыскиваются возможности привлечения дополнительных финансовых средств в доходную часть бюджета автотранспортного предприятия.
Кроме того, нововведения могут быть связаны с принятием новых отраслевых решений – от транспортно-экспедиторского обслуживания до программного обеспечения и оборудования, изменением количества рабочих мест, повышением уровня образования и квалификации рабочих, рациональным использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов, оптимизацией затрат, повышением требований охраны труда, а также с улучшением качественных показателей работы и степени надежности технических средств транспорта. Помимо прочего, необходимым условием успешного функционирования транспортной компании является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых клиентам. Все инновационные идеи в совокупности определяют инновационную стратегию развития автотранспортного предприятия.
Процесс выбора инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех аспектов его инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макро- среды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию. [3, с. 1]
Адаптационная стратегия состоит в проведении автотранспортным предприятием лишь частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные виды услуг в рамках сложившихся в нем организационных структур и тенденций деятельности. Именно поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как вынужденная ответная реакция на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности рыночных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.
Экономическая категория инновации - искусство стратегии развития, отрицающее старое; творческая деятельность с ярко проявленной экономической стороной эффекта. Исходя из принципа свободного рынка, явление инновации представляет собой создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического и технологического преимущества. В дальнейшем использование этого преимущества при оказании услуг, в том числе автотранспортных, может увеличить экономическую прибыль. При этом обязательно условие оказания качественных услуг с минимальными издержками, которое является традиционным признаком успеха на рынке. Действительно, общепринятым критерием оценки эффективности процесса оказания услуг является соотношение доходной и расходной частей. Однако транспортно-экспедиционные предприятия имеют ряд существенных особенностей.
Большое количество представительств в регионах позволяет транспортно-экспедиционным компаниям наладить более тесные взаимоотношения с клиентами, что существенно ускоряет документооборот.
Возможность снижения влияние сезонности за счет увеличения производственных мощностей (привлечение ресурсов перевозчиков) с целью недопущения простоя транспорта.
Небольшой горизонт планирования: редки случаи предварительной подачи заявок клиентами на перевозки. В этом случае необходимо применение отработанных технологий быстрого поиска сторонних перевозчиков, работающих в различных направлениях по заявкам. Собственный транспорт, как страховочный, используется в случае увеличения объемов перевозок.
Неритмичность отгрузок, осуществляемых по заявкам заказчиков, уравновешивается наличием достаточного количества представительств, что позволяет перераспределить транспорт в период планируемых всплесков или снижений активности клиентов.
Наличие представительств транспортной компании в разных регионах с большими объемами заказов, позволяет своевременно находить возможные варианты обратных загрузок («закольцовок») как собственного, так и привлеченного автотранспорта, что помогает снизить расходы, связанные с холостым пробегом - возвратом и простоем автотранспортного парка.
В то же время, финансовый успех зависит не только от грамотного использования сложившейся финансово-хозяйственной картины, но и от изучения сбытовой ситуации реализуемой продукции в настоящий момент времени и прогнозного анализа их перспективной динамики в будущем. По оценкам В.М. Кудрова, подавляющее большинство американских компаний постоянно анализирует тенденции в изменении спроса, появлении новых потребностей. Эта черта современного инновационного массового производства неразрывно связана с пополнениями технической базы, основанной на новых изобретениях, с изучением конкретных рынков сбыта, предполагающая удовлетворение не спроса вообще, а спроса с учетом индивидуальных потребностей. Более 90% американских фирм имеют сегодня специальные службы сбыта и изучения рынка, т.е. маркетинговые службы. На эти цели ежегодно расходуется свыше 60 млрд. долл. Иными словами, прежние звенья «научная лаборатория - завод» дополняются звеном «конкретный потребитель». Последний элемент - важнейший фактор в современной рыночной конкуренции, стимул к повышению качества продукции. [4, с. 148]
Зарубежный опыт свидетельствует: возможность реализации новой технологии растет, если ее разработка происходит параллельно с исследованием ее рыночного потенциала. Большинство экспертов считают, что в современных условиях успех новой продукции на 70 - 90% зависит от точности соответствия ее потребительским предпочтениям. [5, с.15]
В связи с этим возникает необходимость разработать и реализовать ряд инновационных идей в области своевременного мониторинга спроса. В противном случае предприятие может лишиться доли финансового влияния на рынке. Так, к примеру, компания IВМ, эффективно доминировавшая на рынке компьютеров 1970-х - начале 1980-х гг., в течение 1980-х гг. потерпела неудачу - не смогла ответить на рыночные изменения, связанные с переходом к менее крупным компьютерным системам, в особенности к рабочим станциям и персональным компьютерам.
Исследования перспектив внедрения инновационных идей на автотранспорте касаются вопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат как издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с осуществлением транспортных перевозок. Планируемые инновационные преобразования обязательно должны быть проектными и предусматривать определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее реализации в части разработки оптимизированного подхода к организации учетно-аналитической системы и ее отдельных элементов для ускорения роста ожидаемых доходов.

Литература:
  1. Стунжас А.П. «Инновационные подходы к управлению эффективностью логистической фирмы», [Текст], «Логистика сегодня», 06(42)2010, - 14с.
  2. «Умный Логист», [Интернет-ресурс]. - Электрон. текстовые, граф. Дмитрий Ханцевич © 2007 - 2012 URL:http://www.umniylogist.ru/news/news_logistics/20100127220528-7086/20120424095430-2121.html
  3. Малкис Э.А. «Инновационный потенциал развития предпринимательства» [Электронный ресурс] // Инновационные проекты малого бизнеса : портал информационной поддержки инновационных проектов. - М., 2003-2012. - URL: http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_6C36783E-4358-4EED-B15E-5D56E89B266C.html (04.06.2012).
  4. Кудров В.М. «Мировая экономика» : учебник - М. : Юстицинформ. (Серия «Образование»), 2009 - 512 с.
  5. Бекетов Н.В. «Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе», [Текст], «Экономический анализ: теория и практика», 03(108)2008, - 68 с.


Основные термины (генерируются автоматически): транспортных средств, инновационных идей, автотранспортного предприятия, транспортных услуг, видов транспорта, оказании транспортных услуг, оказания транспортных услуг, развития автотранспортного предприятия, бюджета автотранспортного предприятия, парком транспортных средств, осуществлением транспортных перевозок, страховку транспортных средств, техническим обслуживанием транспортных, инновационной стратегии, собственных транспортных средств, инновационную стратегию, парк транспортных средств, докладу замминистра транспорта, технических средств транспорта, стратегии развития предприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle