Библиографическое описание:

Борлакова З. Ю., Кнухова М. З., Топсахалова Ф. М. Формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 166-169.

Инновационное развитие регио­нального АПК потребует также формирование регионального рынка инноваций; формирование региональной инфраструктуры инноваций; формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций; подготовку кадров для генерации, трансфера и использования инноваций, развитие системы ре­гиональной поддержки инновационных процессов.

При формировании регионального рынка инноваций предстоит осуществлять комплекс мер по стимулированию генерации собственных инновационных разработок, так как в большинстве своем исследования в сельском хозяйстве связаны с природно-климатическими факторами, что откладывает определенный отпечаток на последующую результативность применения инновационного продукта. При использовании модели открытых инноваций должна проводиться предварительная экспертиза потен­циально доступных для сельских товаропроизводителей инноваций с заклю­чением и рекомендациями по их возможному использованию с ведением рее­стра инноваций, прошедших отбор. Данную информацию желательно поместить в Интернет в виде банков данных. В рамках этого же направления целесо­образно оказывать содействие и квалифицированную помощь в преобразова­нии новых знаний в коммерческий продукт, готовый к внедрению, а также стимулировать спрос на инновации.

Информационно-техническое обеспечение формализации и обмена знаниями реализуется с использованием реестра результатов законченных научных и иных разработок, интерактивного каталога инноваций, передовой практики и другой актуальной информации, с созданием баз знаний и данных на региональном и локальном уровнях с санкционированным доступом к ним, а также путем издания печатных материалов.

Современные средства электронных коммуникаций, использующие сети Интернет и другие общественные сети ускорят процессы доведения инноваций до практической реализации в ходе дистанционных конференций и семинаров, передачи видео-презентаций, видео-курсов и т.п.

Таким образом, использование информационного ресурса является важнейшим составляющим эффективного внедрения инноваций в АПК и при таком отношении к нему возникает необходимость в создании информационно-аналитической системы инноваций (ИАСИ) АПК региона.

Данная работа по экономическому обоснованию создания и функционирования ИАСИ АПК КЧР состоит из следующих этапов:

  1. Определение цели и круга решаемых задач ИАСИ;

  2. Построение архитектуры и программного обеспечения ИАСИ;

  3. Выбор организации, на базе которой будут функционировать ИАСИ;

  4. Расчет затрат и окупаемости ИАСИ

К инновациям в сельском хозяйстве относятся новшества в селекции – новые сорта растений и породы животных, новые технологии по возделыванию сельскохозяйственных культур и разведению животных, по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, новым видам сельхозтехники и машин, новым формам организации производства. Исходя из круга решаемых задач, аналитическая система должна содержать банки данных, структурированных по инновациям в животноводстве, растениеводстве, сельскохозяйственной технике и машинам, инновациям по мониторингу в АПК. В этой ситуации основная трудность связана с отбором экспертов, экспертных групп, для оценки эффективности инноваций.

В процессе выполнения поставленной задачи было установлено, что следует отбирать не одного эксперта, а экспертную группу, объединенных местом работы и характером выполняемой работы, наиболее значимыми факторами при этом является техническое оснащение, наличие информационной техники, опытных хозяйств, а также вклад группы в развитии сельского хозяйства.

Оценка важности критериев уровня ин­форматизации, отбираемой экспертной группы, был выполнен нами по шкале от 0 до 1. Причем большая оценка соответствует большей значимости. Для данной процедуры было задействовано 30 экспертов из числа высококвалифицированных специалистов служб информатизации органов управления.

В качестве критериев оценки предложены следующие:

  1. Уровень технического оснащения

  2. Технологический уровень

  3. Состояние баз данных

  4. Квалификация специалистов

  5. Уровень компьютерной грамотности пользователей

На основе экспертного анализа был установлен следующие оценочные показатели рангов (табл. 1).

Таблица 1

Критериальный средний ранг

Критерий

Средний ранг

Уровень технического оснащения

1,73

Технологический уровень

1,57

Состояние баз данных

3,27

Квалификация специалистов-информатизаторов

4,73

Уровень компьютерной грамотности организации

3,7


Далее была выполнена экспертная оцен­ка параметров, составляющих критерии уровня информатизации (технической оснащенности, технологического уровня и состояния баз данных), и сборе данных.

Относительно первого критерия экспертизе подвергаются 16 составляющих параметров.

В составе второго критерия производится оцен­ка 8 параметров.

Относительно третьего критерия оцениваются 6 параметров.

Четвертый и пятый критерий оценивались непосредственно, причем группа экспертов была уменьшена до 15 человек ввиду специфики конк­ретного обследования. Результаты ранжирования компонент (параметров) приведены в табл. 2, 3, 4.

I. Уровень технического оснащения

Весовой вектор важности отдельных компонен­тов для расчета этого критерия выглядит следую­щим образом (табл.2) (значимость растет с ростом коэффициента).

П. Технологический уровень

Весовые характеристики приведены в табл.3.

Таким образом, институты, имеющие наибольшую долю автоматизирован­ных рабочих мест, использующих СУБД в сетевом режиме, оснащенные телекоммуникационными системами и локальными компьютерными сетями, будут иметь достаточно высокое значение критерия технологического уровня информатизации.

III. Состояние баз данных

Весовой вектор, формирующий этот критерий, согласно проведенному анализу экспертных оценок выглядит следующим образом (табл.4).

По двум другим критериям :— квалификации специалистов-информатизаторов и уровню ком­пьютерной грамотности организации информация давалась экспертами по региону и рассчитывалась как средняя (по мнениям экспертов) относительно данной структуры регионального управления.

Кроме того, на данном этапе был осуществлен сбор показателей:

  • о наличии и характеристиках технического и технологического оснащения;

  • о количестве и состоянии баз данных по объек­ту исследования, в качестве которого выбраны органы управления городов и районов.

На третьем этапе осуществлен расчет уровня информатизации на базе исчисленных пяти кри­териев.

Таблица 2

Вес параметров уровня технического обеспечения

Компонента

Вес

Pentium 3

0,01

Celeron (<2Ghz)

0,12

Celeron (>2Ghz)

0,1

Pentium 4(<2Ghz)

0,2

Pentium 4(2-3Ghz)

0,5

Pentium 4(3Ghz)

0,7

Celeron Dual Core

0,75

Pentium Dual Core

0,8

Pentium Core Duo

0,9

Pentium Core Quad

0,8

Core i3, i5,17

0,95

Модемные соединения

0,3

Выделенные линии

0,6

Матричные принтеры

0,3

Струйные (лазерные) принтеры

0,5


Таблица 3

Вес параметров технологического уровня

Компонента

Вес

АРМы на текстовом процессоре (сетевой режим) АРМы на текстовом процессоре (локальный режим)

0,22 0,25

АРМы на электронных таблицах (сетевой режим) АРМы на электронных таблицах (локальный режим)

0,5 0,2

АРМы на СУБД (сетевой режим) АРМы на СУБД (локальный режим)

0,9 0,45

Телекоммуникационные системы

0,3

Локальные сети

0,7

Примечание: АРМ — автоматизированные рабочие места; СУБД — система управления базами данных.

Таблица 4

Вес параметров состояния баз данных

Компонента

Вес

Документографическая база данных (сетевой режим)

0,3

Документографическая база данных (несетевой режим)

0,3

Фактографичекая база данных (сетевой режим)

0,5

Фактографичекая база данных (несетевой режим)

0,2

Полнотекстовая база данных (сетевой режим)

0,9

Полнотекстовая база данных (несетевой режим)

0,4

В итоге выполнения анализа среди институтов КЧР: КЧГУ, СевКавГГТА, КЧГНИИ, РИНХ – Ростовский государственный экономический университет(филиал в г.Черкесске), Южный Федеральный университет (филиал в г.Черкесске), Московская открытая социальная академия (филиал в г.Черкесске), Современная гуманитарная академия - СГА (филиал в г.Черкесске), Ставропольский институт им. В.Д.Чурсина (филиал в г.Черкесске), для отбора института в качестве экспертной группы наиболее подходящим оказался СевКавГГТА, который опередил на 27 баллов (максимальный балл- 100, СевКавГГТА-47 баллов), КЧГНИИ (Карачаево-Черкесский государственный научно-исследовательский институт).

В составе СевКавГГТА входят институтов:

  • аграрный;

  • строительства и электроэнергетики;

  • экономический;

  • управления и предпринимательства;

  • прикладной математики и информационных технологий;

  • инженерно-технологический;

  • медицинский;

  • повышения квалификации и дополнительного общего и профессионального образования;

  • среднепрофессиональный колледж.

Структурным подразделением аграрного института также является агроколледж в Кавказском с опытным хозяйством. Однако, материально-техническое оснащение опытного хозяйства охарактеризовано нами как совершенно не достаточное для проведения различных научно-исследовательских работ, так и для последующего осуществления обучения методом тренинга с обратной связью, что является наиболее эффективным для обучения взрослых по системе «Обучение через всю жизнь». В академии имеется бизнес-инкубатор и центр трансфера инноваций.

Думаем, что выявленные недостатки внедрения инноваций и необходимость организации такого структурного подразделения является информацией для совершенствования управления АПК в республике и разработке действенных мер, для доведения технологического потенциала предположительного для более эффективного вуза в плане трансформации инноваций для АПК КЧР.


Литература:

  1. Семенов, А.В. Методика оценки уровня информатизации хозяйствующего субъекта / А.В. Семенов// Региональная экономика - №7(238) -2012, с.60-64

  2. Топсахалова, Ф.М-Г, Тлябичев, К.В. Предпринимательская среда в АПК как инфраструктура туристско - рекреационного комплекса КЧР/ Ф.М-Г Топсахалова, К.В Тлябичев// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий , №1- 2010 – С.46-49

  3. Топсахалова, Ф. М-Г. Темирова, З.У., Борлакова, З.Ю. Тенденции развития регионального АПК/ Ф. М-Г. Топсахалова, З.У.Темирова, З.Ю. Борлакова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий , №8- 2012 – С.35-38


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle