Библиографическое описание:

Тхориков Б. А. Некоторые вопросы методологии индикативного управления [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 187-188.

Начиная с се­редины 70-х гг. ХХ века на смену индикативным планам приходит долгосрочное стратегическое управление с более свободными и гибкими рамками. Центральное место в планирующей деятельности государств занимает программное регулирование: общие и специальные государственные программы и проекты, намечающие ориенти­ры в какой-либо области и реализуемые посредством госзаказов и контракт­ной системы. В России национальная система управления начала приобретать индикативную составляющую с начала 90-х гг. ХХ века, в период отказа от централизованного планирования и становления рыночной модели хозяйствования. Именно эти предпосылки определили в качестве перспективного механизма менеджмента индикативное управление, отвечающее современным социально-экономическим условиям хозяйствования, обладающее достаточным уровнем адаптивности и призванное заменить ставшее инертным централизованное планирование. При разработке стратегии развития конкретных экономических систем индикативная информация способствует обозначению в перспективе их собственную функциональную полезность в макромире, без которой невозможно выживание и дальнейшее развитие организации.
Индикативное управление представляет собой систему отношений, возникающих в условиях рыночной экономики между государственными институтами и хозяйствующими субъектами, по поводу определения системы индикаторов социально-экономического развития на основе согласования целей, координации способов их достижения и выработки критериев оценки эффективности деятельности заинтересованных сторон.

Таким образом, общая логика индикативного управления в системе рыночных отношений включает четыре основных последовательных этапа: 1) формулировка и оценка целей деятельности организации; 2) разработка и экспертиза индикаторов; 3) организация и проведение мониторинга; 4) управление социально-экономическими подсистемами.

Перечисленные мероприятия позволяют реализовать основные задачи индикативного управления: 1) синхронизацию приоритетов деятельности участников какой-либо социально-экономической системы (отрасли народного хозяйства) с заданной траекторией развития системы в целом; 2) достижение соответствия между ресурсной обеспеченностью и поставленными задачами.

Вне зависимости от области практического применения, для успешного использования приемов индикативного управления целесообразно придерживаться следующих принципов: 1) непрерывность – эффективность индикативного управления зависит от полноты, точности и оперативности получения информации о состоянии внешней среды и объекта управления; 2) синергичность – приоритетные стратегические задачи развития объекта управления должны коррелироваться с основными тенденциями развития внешней среды функционирования; 3) равноправие иерархических соподчиненных систем управления – объекты управления находящиеся на различных уровнях управления должны иметь одинаковый доступ к ресурсам и не иметь преференций в очередности развития; 4) принятие единых сбалансированных решений – управленческие решения должны приниматься с учетом предварительного прогноза последствий данных решений для всех субъектов системы; 5) измеримость – количественные значения универсальных признаков данных систем, мониторинг эффективности управленческой деятельности целесообразно организовывать с использованием универсальных показателей, количественно описывающих социально-экономические процессы единые для всех соподчиненных систем управления.

При использовании индикативного управления необходимо учитывать ограничения данного метода: 1) рекомендательный характер разрабатываемых индикативных программ, проектов или планов; 2) обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов – укрупненных, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости; 3) индикативное управление осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или «центрам ответственности».

Основополагающий элемент индикативного управления – формулировку целей, целесообразно проводить с использование следующего алгоритма: 1) формирование общих (типовых) стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне; 2) выбор стратегический целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня; 3) декомпозиция (иерархия) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне; 4) моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов; 5) окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровне.
Данный алгоритм описывает динамичный и изменяющийся во времени и про­странстве процесс, в котором последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться, достаточно выбрать общую логику проведения целеполагания – «от субъектов микроуровня» или «от субъектов макроуровня». При этом необходимо соблюдать соответствие выбранных целей следующим требованиям: 1) сочетание со стратегическими направлениями развития соответствующей отрасли народного хозяйства и интересами субъектов мезоуровня; 2) количественное описание с помощь системы индикаторов; 3) иерархическая декомпозиция на подцели более низких порядков; 4) соответствие внутренней организационной структуре и субъектам влияния; 5) совместимость и стратегическая взаимодополняемость; 6) неизменность и устойчивость необходимости реализации в среднесрочной перспективе.

Таким образом, описанные элементы методологической основы индикативного управления позволяют эффективно применять изучаемый метод на уровне отрасли народного хозяйства или сложной социально-экономической системы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle