Некоторые вопросы методологии индикативного управления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, октябрь 2012)

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Тхориков, Б. А. Некоторые вопросы методологии индикативного управления / Б. А. Тхориков. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 187-188. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2638/ (дата обращения: 27.04.2024).

Начиная с се­редины 70-х гг. ХХ века на смену индикативным планам приходит долгосрочное стратегическое управление с более свободными и гибкими рамками. Центральное место в планирующей деятельности государств занимает программное регулирование: общие и специальные государственные программы и проекты, намечающие ориенти­ры в какой-либо области и реализуемые посредством госзаказов и контракт­ной системы. В России национальная система управления начала приобретать индикативную составляющую с начала 90-х гг. ХХ века, в период отказа от централизованного планирования и становления рыночной модели хозяйствования. Именно эти предпосылки определили в качестве перспективного механизма менеджмента индикативное управление, отвечающее современным социально-экономическим условиям хозяйствования, обладающее достаточным уровнем адаптивности и призванное заменить ставшее инертным централизованное планирование. При разработке стратегии развития конкретных экономических систем индикативная информация способствует обозначению в перспективе их собственную функциональную полезность в макромире, без которой невозможно выживание и дальнейшее развитие организации.
Индикативное управление представляет собой систему отношений, возникающих в условиях рыночной экономики между государственными институтами и хозяйствующими субъектами, по поводу определения системы индикаторов социально-экономического развития на основе согласования целей, координации способов их достижения и выработки критериев оценки эффективности деятельности заинтересованных сторон.

Таким образом, общая логика индикативного управления в системе рыночных отношений включает четыре основных последовательных этапа: 1) формулировка и оценка целей деятельности организации; 2) разработка и экспертиза индикаторов; 3) организация и проведение мониторинга; 4) управление социально-экономическими подсистемами.

Перечисленные мероприятия позволяют реализовать основные задачи индикативного управления: 1) синхронизацию приоритетов деятельности участников какой-либо социально-экономической системы (отрасли народного хозяйства) с заданной траекторией развития системы в целом; 2) достижение соответствия между ресурсной обеспеченностью и поставленными задачами.

Вне зависимости от области практического применения, для успешного использования приемов индикативного управления целесообразно придерживаться следующих принципов: 1) непрерывность – эффективность индикативного управления зависит от полноты, точности и оперативности получения информации о состоянии внешней среды и объекта управления; 2) синергичность – приоритетные стратегические задачи развития объекта управления должны коррелироваться с основными тенденциями развития внешней среды функционирования; 3) равноправие иерархических соподчиненных систем управления – объекты управления находящиеся на различных уровнях управления должны иметь одинаковый доступ к ресурсам и не иметь преференций в очередности развития; 4) принятие единых сбалансированных решений – управленческие решения должны приниматься с учетом предварительного прогноза последствий данных решений для всех субъектов системы; 5) измеримость – количественные значения универсальных признаков данных систем, мониторинг эффективности управленческой деятельности целесообразно организовывать с использованием универсальных показателей, количественно описывающих социально-экономические процессы единые для всех соподчиненных систем управления.

При использовании индикативного управления необходимо учитывать ограничения данного метода: 1) рекомендательный характер разрабатываемых индикативных программ, проектов или планов; 2) обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов – укрупненных, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости; 3) индикативное управление осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или «центрам ответственности».

Основополагающий элемент индикативного управления – формулировку целей, целесообразно проводить с использование следующего алгоритма: 1) формирование общих (типовых) стратегических направлений развития социально-экономической отрасли на макроуровне; 2) выбор стратегический целей отрасли и их согласование с интересами субъектов мезоуровня; 3) декомпозиция (иерархия) целей, их оценка и детализация во времени и пространстве на микроуровне; 4) моделирование и выбор количественных значений целей в виде целевых индикаторов; 5) окончательное согласование целей микроуровня с представителями целеносителей на макро- и мезоуровне.
Данный алгоритм описывает динамичный и изменяющийся во времени и про­странстве процесс, в котором последовательность действий и состав этапов (структура процесса) могут изменяться, достаточно выбрать общую логику проведения целеполагания – «от субъектов микроуровня» или «от субъектов макроуровня». При этом необходимо соблюдать соответствие выбранных целей следующим требованиям: 1) сочетание со стратегическими направлениями развития соответствующей отрасли народного хозяйства и интересами субъектов мезоуровня; 2) количественное описание с помощь системы индикаторов; 3) иерархическая декомпозиция на подцели более низких порядков; 4) соответствие внутренней организационной структуре и субъектам влияния; 5) совместимость и стратегическая взаимодополняемость; 6) неизменность и устойчивость необходимости реализации в среднесрочной перспективе.

Таким образом, описанные элементы методологической основы индикативного управления позволяют эффективно применять изучаемый метод на уровне отрасли народного хозяйства или сложной социально-экономической системы.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативное управление, народное хозяйство, централизованное планирование.

Похожие статьи

Формы и виды индикативного планирования в мировой практике

Индикативное планирование. dirigisme – руководить. indicative - указывать.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативное планирование, государственное вмешательство, сельское хозяйство, национальная экономика, социально-экономическая...

Методологические основы целеполагания в системе...

народное хозяйство, индикативное управление, количественное значение целей, выбор целей, выбор, стратегическое направление развития, системный подход, национальная экономика, деловое сообщество...

Методы и инструменты стратегического планирования...

Рубрика: Региональная экономика. Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Принципы и идеи долгосрочного планирования вслед за развитием прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне, необходимости...

Сравнительный анализ использования моделей экономического...

Этим требованиям отвечает стратегическое планирование, которое отличается от классических видов планирования, применяемых в централизованной экономике.

Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативное планирование, государственное вмешательство, сельское хозяйство, национальная экономика...

Основные элементы модели организационно-экономического...

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны. Опубликовано в.

А. А. Халяпин в своем исследовании выделяет такие важные методы, как: экономический и программно-индикативный.

Обзор и анализ зарубежного опыта планирования

Программирование в Японии носит индикативный характер, а программы и планы

Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону — 2010.

Особенности развития стратегического планирования на...

- управление на основе ранжирования стратегических задач (планирование своевременных решений)

- В централизованной экономике СССР использовался иерархический многоуровневый процесс стратегического планирования (народно-хозяйственный уровень...

Приоритетные направления реализации промышленной политики...

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Для решения таких задач, как подсказывает опыт успешных стран, возможна современная версия индикативного планирования, базирующаяся на взаимодействии правительства с...

Похожие статьи

Формы и виды индикативного планирования в мировой практике

Индикативное планирование. dirigisme – руководить. indicative - указывать.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативное планирование, государственное вмешательство, сельское хозяйство, национальная экономика, социально-экономическая...

Методологические основы целеполагания в системе...

народное хозяйство, индикативное управление, количественное значение целей, выбор целей, выбор, стратегическое направление развития, системный подход, национальная экономика, деловое сообщество...

Методы и инструменты стратегического планирования...

Рубрика: Региональная экономика. Опубликовано в Вопросы экономики и управления №4 (6) июль 2016 г.

Принципы и идеи долгосрочного планирования вслед за развитием прогнозирования и индикативного планирования на государственном уровне, необходимости...

Сравнительный анализ использования моделей экономического...

Этим требованиям отвечает стратегическое планирование, которое отличается от классических видов планирования, применяемых в централизованной экономике.

Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Основные термины (генерируются автоматически): индикативное планирование, государственное вмешательство, сельское хозяйство, национальная экономика...

Основные элементы модели организационно-экономического...

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны. Опубликовано в.

А. А. Халяпин в своем исследовании выделяет такие важные методы, как: экономический и программно-индикативный.

Обзор и анализ зарубежного опыта планирования

Программирование в Японии носит индикативный характер, а программы и планы

Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Ростов-на-Дону — 2010.

Особенности развития стратегического планирования на...

- управление на основе ранжирования стратегических задач (планирование своевременных решений)

- В централизованной экономике СССР использовался иерархический многоуровневый процесс стратегического планирования (народно-хозяйственный уровень...

Приоритетные направления реализации промышленной политики...

Рубрика: Экономика и управление. Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Для решения таких задач, как подсказывает опыт успешных стран, возможна современная версия индикативного планирования, базирующаяся на взаимодействии правительства с...