Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности аптечных организаций в России
Автор: Сатлер Виталий Викторович
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)
Дата публикации: 06.06.2017
Статья просмотрена: 1974 раза
Библиографическое описание:
Сатлер, В. В. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности аптечных организаций в России / В. В. Сатлер. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12594/ (дата обращения: 02.05.2024).
В условиях кризиса аптечные организации должны совершенствовать свою деятельность в различных направлениях в целях повышения свой конкурентоспособности и, следовательно, увеличения прибыли.
Ключевые слова: аптечная организация, организационно-экономический механизм, факторы конкурентоспособности
Под организационно-экономическими факторами достижения конкурентоспособности предприятия следует понимать совокупность методов и способов, которые дают возможность предприятию иметь устойчивое положение на аптечном рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности.
К внутренним факторам конкурентоспособности аптечной организации относятся:
− качество управления организацией;
− качество стратегии повышения конкурентоспособности организации;
− потенциал организации;
− организационно-технический уровень производства.
Внешние факторы конкурентоспособности аптечной организации:
− ассортимент лекарственных средств;
− уровень цен на лекарства, система скидок;
− быстрота и качество обслуживания;
− удобное месторасположение аптек;
− качество обслуживания с точки зрения этики поведения провизоров и другого обслуживающего персонала;
− режим работы аптеки;
− интерьер торгового зала и оформление витрин;
− конструкция здания и удобный вход в аптеку;
− предоставляемые услуги.
Совокупность всех элементов, исходя из их природы, подразделяют на «внешние» и «внутренние» конкурентные преимущества. «Внешние» преимущества основаны на отличительных качествах предприятия, которые образуют ценность для потребителя и обусловлены удобным месторасположением аптечной организации, организацией торгового пространства, стоимости потребительской ценности товара или фармацевтической услуги, качества услуги и т. д. «Внутренние» преимущества характеризует превосходство хозяйствующего субъекта по сравнению с предприятиями — конкурентами в отношении эффективности использования имеющихся в их распоряжении ресурсов. Они образуют ценность для хозяйствующего субъекта и не могут быть оценены потребителями. [2]
Совокупность имеющихся в распоряжении аптечной организации «внешних» и «внутренних» конкурентных преимуществ является ключевым фактором успеха на территориальном рынке и в отрасли в целом. Это общие для всех аптечных организаций управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции. Элементы, формирующие блок «внутренние» преимущества, исходя из природы, разделены на четыре группы: материально-техническая база, материально-производственные запасы и трудовые ресурсы, финансовые ресурсы.
Элементы, формирующие блок «внешние» преимущества аптеки подразделяются на группы: особенности месторасположения и архитектуры, ассортиментная политика, качество сервиса и обслуживания, реклама, работа с врачами и поставщиками.
Комплексная диагностика внешних и внутренних факторов конкурентоспособности товаров и организации позволяет найти конкурентные преимущества организации и формировать для их реализации портфели новшеств и инноваций. В совокупности выполнение этой диагностики позволит повысить конкурентоспособность каждого товара на каждом рынке и организации в целом. Повышение конкурентоспособности аптечной организации позволит увеличить массу прибыли для жизнеобеспечения общества (через налоги) и самой организации. [1]
Стратегия аптек заключается в создании уникальной и выгодной позиции, отличной от аптек — конкурентов. Это те характеристики и элементы, которые создают «рыночную силу» или определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.
Направления повышения конкурентоспособности аптечных организаций в России можно подразделить на две группы:
- Обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности услуг (повышение качества управления, совершенствование связей с внешней средой, стратегический маркетинг, совершенствование инновационной деятельности организации и т. д.).
- По повышению качества услуг и сервиса их потребителей (см. таблицу 1).
В качестве направлений, наиболее плодотворных с точки зрения повышения конкурентоспособности аптечных сетей, необходимо выделить активную тренинговую и консультационную поддержку аптек, оптимизацию ассортимента, помощь в работе с маркетинговыми данными местных рынков и приведение ассортимента в соответствие с запросами этих рынков, учет специфики клиентуры, оптимизацию ценообразования, мерчандайзинга, инвестиционную поддержку поставщиками внедрения информационных систем в аптеки и т. д.
Конкурентоспособность предприятий торговой аптечной сети интегрирует все технические, экономические, управленческие и другие аспекты деятельности организации. При этом конкурентоспособность торговой аптечной сети является условием получения им прибыли. В свою очередь, условием обеспечения конкурентоспособности торговой аптечной сети является обеспечение конкурентоспособности выполняемых услуг. Упрощенную логическую цепочку увеличения прибыли торговой аптечной сети по нашему мнению можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рис. 1. Упрощенная логическая цепочка увеличения прибыли аптечной организации
Разработка организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети предполагает решение трех блоков задач:
1) блок «Диагностика», связанный с выявлением существующих или потенциальных, конкурентных преимуществ, т. е. тех характеристик, показателей деятельности, по которым та или иная сеть занимает или может занимать лидирующее положение среди аптек — конкурентов;
2) блок «Целеполагание», направленный на постановку целей, разработку конкурентной стратегии и тактики управления деятельностью конкретной аптечной сети;
3) блок «Реализация», обеспечивающий механизм выполнения поставленных целей.
Одним из важнейших резервов роста рынка является повышение квалификации специалистов в розничном сегменте фармрынка. Серьезным резервом повышения конкурентоспособности аптек является соответствующее обучение их персонала. При осуществлении такого обучения осуществляется выполнение нескольких основных функций:
Обучающая функция — развитие интегративной компетенции фармспециалистов (новых знаний, навыков и умений).
Социальная функция — повышение степени удовлетворенности покупателей в аптеке благодаря консультативному формату продаж, современным технологиям взаимодействия с клиентами.
Экономическая функция — повышение конкурентоспособности аптек.
Имиджевая функция — завоевание лояльности и повышение привлекательности компании со стороны фармспециалистов и клиентов.
Согласно данным исследований, из 100 обращений покупателей в аптеку покупка совершается только в 67 % случаев. В 17 % случаев посетителя не устраивает цена препарата, и ему предлагается замена. Но в 9,5 % случаев требуемый препарат на момент обращения отсутствует в аптеке, а в 6,5 % — такая позиция вообще не предусмотрена в ассортименте аптеки. [3]
Суммарный урон, причиненный вследствие этих коллективных недоработок, произошедших во многом по причине отсутствия отлаженных взаимодействий между поставщиком и аптекой, составляет огромную в масштабах рынка цифру — 16 %. Для аптечного рынка Ростова-на-Дону это примерно 27 млн. долл. Во многом это происходит из-за плохо отлаженной информационной системы аптечной организации.
Организационные способности любой аптеки базируются на обладании тремя видами ресурсов. Это осязаемые (финансы, материальные ценности), неосязаемые (патенты, торговые марки, технологии, репутация) и человеческие ресурсы, особенно значимые для одиночной аптеки (навыки, способности, цели, мотивация, коммуникации). В зоне взаимодействия этих ресурсов как раз и находится трейд-маркетинг, обеспечивая основания для конкурентных преимуществ и решения стратегических целей организации.
К основным инструментам трейд-маркетинга относятся стимулирование сбыта, конечных потребителей, обучение, консультации и услуги со стороны производителей, мерчендайзинг. [3]
Схема реализации организационно — экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема реализация организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности торговой аптечной сети
На начальном этапе проводится диагностика уровня конкурентоспособности как исследуемой организации, так и организаций — конкурентов. Далее выполняется сводный анализ конкурентоспособности при помощи комплексной методики. Следующим этапом является сравнение результатов сводного анализа рассматриваемых организаций и определение направлений, по которым необходимо предпринять управленческие усилия для конкретной исследуемой организации с целью повышения её конкурентоспособности. Данный механизм является дискретно непрерывным, и его применение рекомендуется на протяжении всего периода существования организации, приводя тем самым к появлению так называемой «обучающейся организации».
Литература:
- Андреева Е. Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий. // Проблемы прогнозирования. — 2003. — № 4.
- Ахметова М. В., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. — 2003. — № 4.
- Славич-Приступа А. С. Практический маркетинг для аптек. — М.: Ремедиум, 2005.
Ключевые слова
факторы конкурентоспособности, организационно-экономический механизм, аптечная организацияПохожие статьи
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.
Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта
3. Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Особенности предпринимательской деятельности в аптечном...
В этих условиях для аптечного предприятия актуально изучение таких экономических явлений, как конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке, создание оптимальных механизмов управления...
Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...
Увеличение объемов и уменьшение издержек одна из задач аптечных сетей России.
Основываясь на оценке конкурентоспособности, каждому городу необходимо для своих аптек подбирать свой ассортимент товара и создавать новые стандарты.
Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...
– наличие медицинских организаций в зоне обслуживания аптеки; – количество поставщиков
Основные термины (генерируются автоматически): аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент...
Пути повышения конкурентоспособности предприятий
- привлечение высококвалифицированных специалистов; - повышение качества товара при снижении издержек производства
- изыскание резервов повышения качества продукции
7. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности...
Повышение конкурентоспособности предприятий розничной...
организация до- и послепродажного обслуживания; организация продвижения товаров на
повышения масштаба деятельности (как внешнего, так и внутреннего — увеличение
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика...
Особенности ценовой политики аптечных организаций...
Такое стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок в основной цене.
Аптечная организация в свою очередь также может установить любой уровень розничной надбавки (не выше предельной)...
Основные стратегии повышения конкурентоспособности...
Основополагающее качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности — конкурентная стратегия.
Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии конкурентного поведения исходя из своих целей...
Похожие статьи
Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.
Конкурентоспособность — это способность определённого объекта или субъекта
3. Криворотов В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Особенности предпринимательской деятельности в аптечном...
В этих условиях для аптечного предприятия актуально изучение таких экономических явлений, как конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на фармацевтическом рынке, создание оптимальных механизмов управления...
Формирование и развитие аптечных сетей на фармацевтическом...
Увеличение объемов и уменьшение издержек одна из задач аптечных сетей России.
Основываясь на оценке конкурентоспособности, каждому городу необходимо для своих аптек подбирать свой ассортимент товара и создавать новые стандарты.
Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...
– наличие медицинских организаций в зоне обслуживания аптеки; – количество поставщиков
Основные термины (генерируются автоматически): аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент...
Пути повышения конкурентоспособности предприятий
- привлечение высококвалифицированных специалистов; - повышение качества товара при снижении издержек производства
- изыскание резервов повышения качества продукции
7. Клочков, В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности...
Повышение конкурентоспособности предприятий розничной...
организация до- и послепродажного обслуживания; организация продвижения товаров на
повышения масштаба деятельности (как внешнего, так и внутреннего — увеличение
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика...
Особенности ценовой политики аптечных организаций...
Такое стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок в основной цене.
Аптечная организация в свою очередь также может установить любой уровень розничной надбавки (не выше предельной)...
Основные стратегии повышения конкурентоспособности...
Основополагающее качество конкурентоспособности проявляется в разработке стратегии для повышения уровня конкурентоспособности — конкурентная стратегия.
Организация, входящая на рынок, предпринимает стратегии конкурентного поведения исходя из своих целей...