Библиографическое описание:

Строкова А. А. Краудфандинг в России: сущность и перспективы развития [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Совсем недавно краудфандинг для предприятий был новинкой, редким исключением по отношению к традиционным методам финансирования. Согласно прогнозам, краудфандинг в 2016 году превысит венчурный капитал как средство финансирования. В данной статье рассмотрена сущность, регулирование и перспективы развития краудфандинга в России.

Ключевые слова: краудфандинг, экономика, бизнес, проект

Начало XXI в. связано с развитием сетевой экономики на основе информационной революции и процессов глобализации. Происходит рост количества открытых инноваций, диффузия знаний и технологий, государственная форма управления частично заменяется сетевой, к участию в рыночных процессах и процессах управления активно привлекаются потребители стейкхолдеры, формируется система открытого образования, меняется структура потребностей, повышается оборачиваемость капитала и т. д. [1]. Необходимость финансовой деятельности заставляет игроков рынка подстраиваться под условия современного мира и конкурировать за потребителя новыми «не избитыми» способами.

Считается, что термин «краудфандинг» одновременно появился с «краудсорсингом» в 2006 году, его автором стал Джеф Хаули(Jeff Howe), однако само явление народного финансирования значительно древнее.Краудфандинг позволяет получить финансирование и привлечь внимание широкой аудитории к идее или проекту. На просторах Интернета можно встретить множество трактовок «краудфандинга».

PR-директор портала Planeta.ru Катерина Чечулина,определяет краудфандинг как коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия, проекты других людей или организаций. У сбора денег через краудфандинг должна быть заявленная цель, определена цена её достижения, калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики [4].

Краудфандинг можно разделить:

  1. по цели краудфандингового проекта:

– бизнес-проект,

– креативный,

– политический,

– социальный;

  1. по виду вознаграждения для спонсоров:

– без вознаграждения (пожертвование),

– нефинансовое вознаграждение,

– финансовое вознаграждение (краудинвестинг).

Краудинвестинг является разновидностью краудфандинга, с тем отличием, при котором сбор необходимых для любого проекта средств предполагает будущее материальное вознаграждение после его успешной реализации.

Модель краудфандинга с добровольными пожертвованиями применяется в социальных, политических и медицинских проектах — сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации. До 2012 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга.

Краудфандинг осуществляется при помощи специальных сайтов — краудфандинговых платформ.

Среди международных краудфандинговых платформ самой популярной площадкой является Kickstarter, которая была открыта в 2009 году. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая для себя те из них, в которые можно вложиться. Сбор средств осуществляется по модели «Все или ничего» — собранные деньги авторы проекта могут забрать только в том случае, если собрали 100 % заявленной суммы.

Основным конкурентом Kickstarter является платформа Indiegogo. Среди преимуществ этой платформы — размещение проектов разной направленности от технологического до благотворительного.

Самыми заметными в России являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2012 года. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору «нефинансового вознаграждения» и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo.

Платформа Boomstarter — аналог зарубежного проекта Kickstarter, была создана 21 августа 2012 года. Сборы осуществлялись по принципу «Все или ничего». С 2016 года на «Бумстартере» можно собирать деньги на проект до полного успеха, без срока. К каждому сбору прикрепляется менеджер, который помогает избежать наиболее тривиальных ошибок. На Boomstarter раздела «Благотворительность» нет, и комиссия взимается со всех успешно завершившихся сборов. Сбор boomstarter.ru с каждого успешного проекта составляет 5 % — на эти деньги существует сама площадка.

Среди российских благотворительных платформ — Благо.ру, Добро Mail.Ru. В России при поддержке правительства запущены централизованные платформы для работы с общественным мнением (CrowdMos, Добродел, Открытый регион).

По статистике, объем рынка краудфандинга в России в 2015 году составил 100 миллионов рублей, 228 проектов получили нужное финансирование [2].

Таблица 1

Сравнительная статистика по платформам за 2014–2015г.

Платформа

Сборы по Топ 10 2014/2015

Рекордсмен 2014/2015

Категории 2014/2015

Kickstarter

43,8 млн.$

71,5 млн.$

13,3 млн.$

20,3 млн.$

технологии 50 %

дизайн 20 %

игры 20 %

фильмы/видео 10 %

игры 50 %

дизайн 40 %

ТВ/видео 10 %

Indiegogo

25,4 млн.$

38,4 млн.$

5 млн.$

12,5 млн.$

технологии 50 %

фильмы/видео 30 %

образование 10 %

общество 10 %

технологии 70 %

фильмы/видео 20 %

игры 10 %

Planeta

30,1 млн. руб.

33,2 млн. руб.

5,8 млн. руб.

7,3 млн. руб.

фильмы/видео 30 %

благотворительность 20 %

музыка 20 %

общество 20 %

фотография 10 %

музыка 20 %

кино 20 %

благотворительность 10 %

фотография 10 %

литература 10 %

анимация 10 %

образование 10 %

театр 10 %

Boomstarter

10,4 млн руб.

15,2 млн руб.

2,1 млн. руб.

3,1 млн. руб.

фильмы/видео 20 %

технологии 20 %

искусство 20 %

игры 20 %

издания 20 %

литература 20 %

бизнес 20 %

общество 10 %

игры 10 %

технологии 10 %

музыка 10 %

дизайн 10 %

кино 10 %

Источник: Портал крауд-серфисов http://crowdsourcing.ru [3]

В 2015 году лучшие проекты ведущих Краудфандинговых платформ ожидаемо побили предыдущие рекорды. Успеху Indiegogo немало способствовал запущенный платформой в январе 2015 года сервис InDemand, который позволяет авторам проектов продолжать сбор средств даже после официального окончания кампании. Существует ощутимая разница в развитости зарубежных и отечественных платформ. Медленное развитие краудфандинга в России связанно с финансовой неграмотностью граждан и печальным опытом финансовых пирамид, оставивший осадок недоверия к нововведениям.

Тем не менее, краудфандинг постепенно превращается в повседневное и повсеместное явление. Все большее число интернет пользователей принимают участие в финансировании проектов на краудфандинговых площадках.

По прогнозам к 2020 году краудфандинг будет генерировать 3,2 триллиона в экономике в год и поможет создать 2 миллиона рабочих мест. Эти цифры могут еще более возрасти вследствие имплементации принятого Конгрессом США Закона о стартап-компаниях (JOBS Act), согласно которому гражданам старше 18 лет разрешается участие в основанных на отчуждении доли капитала краудфандинговых проектах. Молодое активное «поколение Y» лучше понимает, что накопления можно и нужно инвестировать, а в мире существуют не только банковские депозиты.

Несмотря на то, что Банк России признал, что сегмент краудфандинга в России находится в зачаточном состоянии, ЦБ уже думает над вариантами его регулирования. Очень важно, чтобы надзор за краудфандинговыми площадками учитывал существующие на этом рынке риски, но не мешал развитию эффективных бизнес-моделей краудфандинга.

Литература:

  1. Алетдинова А. А. Развитие краудфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике: теоретические и концептуальные аспекты / А. А.Алетдинова, М. С. Кравченко // 2016. — № 2. — С. 112–116.
  2. Краудфандинговые платформы в России и мире URL: https://ria.ru/disabled_know/20160822/1474985105.html (Дата обращения 24.11.2016)
  3. Портал крауд-серdисов URL: http://crowdsourcing.ru/article/kraudfanding_2015_vpered_k_novym_rekordam (Дата обращения 26.11.2016)
  4. Блог «Толпа профинансирует» URL: http://www.crowdwillfund.ru/crowdfunding/ (Дата обращения 19.11.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle