Библиографическое описание:

Барбышева Г. И., Маренков А. А. Практика применения предварительного информирования в условиях действия ЕАЭС [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 34-37.



В статье проведено исследование нормативно-правовой базы по предварительному информированию; осуществлен анализ практики применения данной процедуры в условиях действия Таможенного Союза и аспектов перехода к ее функционированию в рамках ЕАЭС; выявлены особенности осуществления предварительного информирования при ввозе товаров разными видами транспорта; дана оценка существующих проблем в области предварительного информирования и сформулированы рекомендации по их решению.

Ключевые слова: предварительное информирование, информационные таможенные технологии, различные виды транспорта, монополизм, недекларирование

Предварительное информирование представляет собой процесс предоставления таможенным органам предварительной информации о товарах, транспортных средствах, времени и месте их прибытия в электронном виде, путем заполнения формы предварительного информирования и ее последующей пересылки в информационную систему таможенных органов.

Схема осуществления предварительного информирования следующая:

1) грузоотправитель, посредством использования необходимого программного обеспечения, заполняет форму предварительного информирования, основываясь на данных из коммерческих, транспортных, таможенных документов;

2) отправляет в электронном виде посредством сети интернет данную форму на сервер ЦИТТУ ФТС;

3) сервер обрабатывает форму; проверяются данные в области форматно-логического контроля — при положительном результате данному пакету предварительных сведений присваивается идентификационный номер (в виде штрих-кода);

4) таможенные органы обязаны провести в течение двух часов от момента получения предварительной информации проверку сведений с помощью СУР;

5) таможенник сверяет идентификационный номер, создавая запрос по этому номеру из базы данных ЦИТТУ ФТС, просто просканировав его;

6) проводится проверка соответствия сведений в товарно-сопроводительных документах и тех документах, которые были предоставлены в базу данных;

7) при соответствии документов и сведений товар выпускается; если выявлено несоответствие — принимается решение о назначении дополнительных мер контроля [1].

Данная процедура позволяет существенно сократить время проведения таможенного контроля, за счет того, что все сведения о товаре будут проверены до его фактического прибытия, в том числе с использованием СУР. Также предварительное информирование призвано уменьшить финансовые издержки участников ВЭД, за счет существенного сокращения времени простоя грузов на границе.

На данный момент предварительному информированию присвоен статус обязательного при перемещении товаров и транспортных средств для автомобильного транспорта [2] и железнодорожного транспорта [3]. Касательно предварительного информирования на морском транспорте, то с 1 октября 2016 года планируется обязательное внедрение предварительного информирование для свободного порта Владивосток [4]; для авиатранспорта планируемые сроки установления обязательного характера подачи предварительных сведений обозначены апрелем 2017 года [5].

В среднем по стране за 2015 год были показаны следующие объемы предварительного информирования: морским и речным транспортом 91 %, воздушным транспортом 10 %. Проблемы в целом по РФ, связанные с осуществлением предварительного информирования, в основном носят технический характер (сбои в работе информационных систем, степень оснащенности программными средствами, степень информатизации) и нормативно-правовой характер (разночтения для перевозчиков из разных стран, необходимость доработки норм и законов, регулирующих процесс предварительного информирования и деятельность лиц, его осуществляющего).

Главным подразделением в ФТС РФ, занимающимся вопросами предварительного информирования в части разработки, внедрения и поддержания работоспособности информационных систем и программных средств, необходимых для осуществления данной процедуры, является ЦИТТУ (Центральное информационно-техническое таможенное управление). ЦИТТУ осуществляет управление деятельностью единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), в базы данных которых заносятся сведения, полученные в результате подачи предварительной информации. В регионе деятельности Курской таможни подведомственным подразделением, занимающимся схожими задачами, является информационно-техническая служба (ИТС) Курской таможни. ИТС включает Отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения и Отдел телекоммуникаций и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники.

Проблемный момент, связанный с осуществлением предварительного информирования в регионе деятельности Курской таможни, — это отсутствие возможности своевременно подать предварительные сведения из-за проблем в доступе к необходимому программно-техническому обеспечению или нескоординированности действий между непосредственным участником ВЭД, пересекающим границу, и лицом, подавшим предварительные сведения. Для этих целей на таможенных постах созданы специальные рабочие места, оборудованные компьютером с доступом к сети Интернет, посредством которого участник ВЭД по прибытии может заполнить и тут же переслать форму предварительного информирования при этом можно воспользоваться помощью таможенников. А так как подача предварительных сведений — это процесс обязательного характера, то создание и наличие таких мест просто необходимо.

Благодаря внедрению предварительного информирования, автоматической регистрации и удаленного выпуска среднее время выпуска товаров в регионе деятельности Курской таможни сократилось с 2014 по 2015 год в 2 раза (рисунок 1).

Рис. 1. Изменение среднего времени выпуска товаров в регионе деятельности Курской таможни

В перечне наднациональных проблем, связанных с осуществлением предварительного информирования, следует выделить проблему перемещения контрабанды, а также недекларирования, недостоверного декларирования и сокрытия товаров от таможенных органов во время контроля. Проблема стоит довольно остро, так как объединяет в себе социальный фактор (коррупция, самоуправство, угроза национальной безопасности) и экономический фактор (огромные финансовые потери и подрыв экономического суверенитета страны). Поэтому контрабанда является действием уголовно наказуемым. Обязательный характер предоставления предварительной информации при перемещении товаров автомобильным и железнодорожным видами транспорта является, безусловно, упреждающим фактором по предотвращению противоправных действий с товаром. Технология осуществления предварительного информирования позволяет заранее выявить товар группы риска и уже по факту прибытия производить с ним мероприятия контрольного характера.

На основе передового опыта Евросоюза предлагаем следующие решения проблемы контрабанды:

  1. Ввести для ЕАЭС систему предварительного информирования для товаров, перемещаемых всеми видами транспорта.
  2. Юридическими нормами закрепить ответственность конкретного лица за правильность заполнения формуляра с предварительной информацией.
  3. Определить перечень стран, которые в большинстве случаев являются источниками контрабандного товара.
  4. Усилить меры таможенного контроля для товаров, поставляемых из этих стран, как в плане норм времени на проверку представленных перевозчиком документов, так и в плане применяемых форм таможенного контроля.
  5. Гарантировать денежное вознаграждение для лиц, предоставляющих ценную оперативную информацию для таможенных органов ЕАЭС о готовящемся акте ввоза контрабандных товаров.

Вторая крупная проблема предварительного информирования — это угроза монополизма на рынке данных услуг. Большинство участников ВЭД пользуется услугами таможенных брокеров или специализированных компаний, у которых есть юридический и экономический простор для осуществления противоправных действий в области предварительного информирования. Особенно остро ситуация складывается на рынке услуг предварительного информирования для товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Все действия, связанные с образованием монополий, несут негативный эффект для бизнеса: завышенные цены на услуги, административные и финансовые барьеры для проникновения на рынок новых компаний, монетизация заведомо бесплатных услуг, отсутствие конкуренции. Также сложная ситуация сложилась, если посмотреть на долю рынка поставщиков программного обеспечения, без которых было бы невозможно осуществление предварительного информирования.

Предлагаемые решения проблемы угрозы монополизма на рынке услуг предварительного информирования:

  1. Юридически закрепить ежеквартальный расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов для начинающих работать на рынке таможенных представителей. Эта сумма должна напрямую зависеть от количества поданных деклараций. Что позволит выйти на рынок новым игрокам, снизит давление крупных игроков.
  2. Обязать разработчиков программного обеспечения для предварительного информирования предоставлять доступ к своим сервисам для участников ВЭД бесплатно. Продумать альтернативный механизм получения прибыли в виде упущенной выгоды для разработчиков указанного программного обеспечения. Например, сделать платным доступ к указанным сервисам для таможенных представителей.
  3. Усилить действия ФАС РФ по контролю деятельности отдельных компаний в связи с их агрессивным поведением на рынке услуг предварительного информирования по товарам, перемещаемых различными видами транспорта. В частности, юридически повысить сумму штрафов для выявленных монополистов.
  4. Осуществить превентивные меры со стороны ФАС РФ и ФТС РФ в отношении возможных монополистов на открывающихся рынках предварительного информирования для товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом.

Третья проблема в сфере услуг предварительного информирования — это совершенствование информационных систем для предварительного информирования. Здесь делается акцент на необходимость модернизации информационных систем и отладке взаимодействия между таможенными органами и другими органами исполнительной власти. Проблема состоит в том, что такая отладка находится на стадии проработки межведомственных соглашений. Также назрела необходимость создания унифицированной информационной системы для всех стран-участниц ЕАЭС для создания общего экономического и транспортного пространства.

Для решения проблемы совершенствования информационных систем для предварительного информирования предлагаем следующие мероприятия:

  1. Совершенствовать информационную систему межведомственного электронного взаимодействия.
  2. Совершенствование ЕАИС ТО в части интеграции в неё новых членов ЕАЭС.
  3. Завершить совместный проект ФТС, ОАО «РЖД» и ФНС в части создания нового информационного продукта по обеспечению возможности подачи в электронном виде посредством предварительного информирования документов о товарах, перемещаемых железнодорожным транспортом, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС.
  4. Реализовать совместный проект ФТС и ГУП «Почта России» в части совершенствования таможенных технологий совершения таможенных операций в отношении международных почтовых отправлений.
  5. Запустить аналогичный совместный проект ФТС и крупнейших российских авиаперевозчиков, а также морских перевозчиков.
  6. В случае положительного результата функционирования указанных проектов в РФ распространить этот передовой опыт на весь ЕАЭС.

Литература:

  1. Об утверждении порядка использования в рамках системы управления рисками предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным транспортом, и транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары [Электронный ресурс]: Приказ ФТС России, принят от 05.07.2012 N 1345. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132352
  2. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом [Электронный ресурс]: Решение Комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 N 899. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123655
  3. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии, принято от 17.09.2013 N 196. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151956/
  4. О свободном порте Владивосток [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182596/
  5. О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным транспортом [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 01.12.2015 N 158. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189736/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle