Библиографическое описание:

Буров В. В. Реклама инновационной деятельности стартапов с помощью краудфандинга [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 37-41.



В статье рассмотрена проблема рекламы инновационной деятельности стартапов. В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагается использовать краудфандинг. Рассмотрены основные задачи рекламы инновационной деятельности стартапов и показано, как краудфандинг способствует решению этих задач. Рассмотрен практический пример применения краудфандинга для решения задач рекламы инновационной деятельности стартапа.

Ключевые слова: краудфандинг, реклама, стартапы, инновации, Planeta, Boomstarter

Advertisement of startup innovation activity problem is considered in this article. Crowdfunding is viewed as one of the possibilities to solve this problem. Main advertisement tasks of innovation startup activity are viewed. Explanation of how crowdfunding helps to solve these problems is given. Actual example of crowdfunding applied to the advertisement tasks of innovation startup activity is considered.

Key words: Crowdfunding, advertisement, startup, innovation, Planeta, Boomstarter

Целью стратегии инновационного развития российской экономики до 2020 года и на дальнейшую перспективу является перевод отечественной экономки на инновационный путь развития, который характеризуется указанными в стратегии значениями целевых показателей. Поставленная цель обусловлена глобальными вызовами, которые возникают перед отечественной экономикой в 21 веке: усиление конкурентной борьбы за квалифицированную рабочую силу, инвестиции, знания и технологии, изменение климата, старение населения и другие вызовы [7, с. 2–3]. Вместе с тем важно не только достичь указанной в стратегии цели, но и оставаться на этом пути развития достаточно длительное время. Иначе говоря, обеспечить устойчивое движение экономики по инновационному пути развития. Для этого необходимо поддерживать инновационную активность на высоком уровне и осуществлять так называемые «непрерывные инновации» (от англ. continuousinnovation). Важную роль в непрерывной генерации инноваций играют инновационные стартапы. Достаточно обратить внимание на крупнейшие современные компании «Google», «Facebook», «Twitter», которые не более 10–20 лет назад находились в стадии стартапа, а сейчас их технологии определяют нормы общения и повседневные привычки миллиардов людей на земле.

Актуальные проблемы стартапов

Лишь 5 % от общего числа стартапов становятся инновационными компаниями [8]. Это связано с большим количеством трудностей, которые необходимо преодолеть стартапу для осуществления перехода в стадию инновационной компании. Основываясь на определении инновационной деятельности[1], мы выделили проблемы не научно-технического характера, которые препятствуют становлению стартапа в инновационную компанию:

‒ Финансирование инновационной деятельности;

‒ Маркетинг инновационной деятельности;

‒ Реклама инновационной деятельности.

Проблеме финансирования инновационной деятельности стартапа посвящены статьи [3], [4], проблеме маркетинга стартапов статья [1]. В предложенной статье будет рассмотрена проблема рекламы инновационной деятельности стартапов и возможности для её решения с использованием феномена коллективного финансирования или «краудфандинга» [5, с. 190].

Реклама инновационной деятельности стартапов

Согласно В. Ланкину [9]реклама призвана донести предложение или сообщение, при этом преследуя определенную цель или даже ряд целей, исходя из которых можно вывести как минимум две ее важнейшие функции:

  1. Реклама должна информировать;
  2. реклама должна убеждать.

Отталкиваясь от этих функций, можно определить задачи, которые помогает решать эффективная реклама:

  1. Создание осведомленности;
  2. создание или развитие положительных мнений;
  3. позиционирование продукта на рынке;
  4. создание спроса;
  5. вывод новых товаров на рынок.

Следует отметить, что задачи рекламы инновационной деятельности стартапа концептуально схожи с задачами рекламы деятельности устоявшейся компании. Тем не менее необходимо учитывать особенности бизнеса инновационного стартапа — существенную ограниченность в средствах, а также укороченный и динамичный жизненный цикл. Для преодоления ограниченности в средствах Ю. Проскурина, В. Спесивцев и Ю. Усова в работе «Механизм информационной поддержки стартапов в регионе» [2, с. 79] предлагают обращаться к бесплатным способам реклам бизнеса в интернете и представляют механизм поддержки и рекламы стартапов в сети интернет. Механизм работает в трех плоскостях и состоит из пяти этапов. Результатом работы данного механизма является информационная поддержка стартапа, влекущая за собой покупателей и заказчиков. Мы полагаем, что бесплатные способы рекламы инновационной деятельности стартапов обладают большим потенциалом, если в качестве сайтов использовать не статичные порталы с контентом, а, например, краудфандинговые площадки.

Проблему ускоренного внедрения маркетинговых и рекламных инноваций в связи с укороченность жизненного цикла продукта стартапа рассматривают М. Иншаков и А. Орлова [1, с. 72]. Авторы обращают внимание на то, что более быстрое внедрение позволит обеспечить превосходство продукта инновационного стартапа над аналогами конкурентов. Достичь этого возможно с помощью современных каналов рекламного и маркетингового продвижения в сети Интернет. В качестве одного из основных способов продвижения предлагается использовать маркетинг социальных медиа (SMM, socialmediamarketing), который является наиболее развивающимся и перспективным способом интернет-продвижения деятельности инновационных стартапов. Эволюцией социальных сетей и электронной коммерции стал феномен краудфандинга или коллективного финансирования, который позволяет привлекать внимание и средства широкой аудитории с помощью специализированных сайтов-площадок в сети Интернет. Примерами таких площадок за рубежом являются «Kickstarter» и «Indiegogo», а в России «Planeta» и «Boomstarter». Краудфандинг обладает большим потенциалом для решения проблемы рекламы инновационной деятельности стартапов.

Использование краудфандинга для рекламы инновационной деятельности стартапов

Как краудфандинг способствует решению перечисленных задач рекламы инновационной деятельности стартапов? Для этого кратко рассмотрим нефинансовые модели краудфандинга, представленные на краудфандинговых площадках

Таблица 1

Модели краудфандинга без финансовой отдачи (составлена автором)

Модель краудфандинга

Описание

Благотворительная

Унаследовав идею интернет-благотворительности, эта модель была доступна и ранее, но только для крупных организаций, которые длительный период времени занимаются этим видом деятельности и находятся у всех на слуху. В случае краудфандинга, инициатор кампании даёт обещание выполнить социально значимые для общества поступки (помощь пожилым людям, организация субботника и прочее) и привлекает на это средства среди большого числа сочувствующих людей.

Вознаграждающая

За участие в кампании по такой модели дарители получают вознаграждение. Зачастую вознаграждения являются несущественными и носят скорее символический характер (встреча с командой стартапа, открытка, письмо, музыкальный диск). Дарители участвуют в таких кампаниях из личного интереса, чтобы поддержать начинания, которые на их взгляд достойны воплощения. Далее мы будем приводить пример краудфандинговой кампании стартапа «AtlasBiomed» который разрабатывает программу индивидуальной диеты на основе биохимического анализа. Дарители находят эту разработку интересной и хотят материально поддержать стартап, а в качестве вознаграждения получают возможность участвовать в тестировании диеты.

Предпродажная

Вознаграждающая модель нашла своё развитие в предпродажной модели краудфандинга. Дарители также получают вознаграждение за участие в кампании. При этом присутствуют некие целевые суммы, при достижении которых инициаторы компании обязуются реализовать в продукте стартапа новые потребительские свойства. Это мотивирует дарителей на распространение информации о сделанном дарении и привлекает больше людей к участию в краудфандинговой кампании.

Теперь рассмотрим, как краудфандинг по указанным моделям способствует решению рассмотренных задач рекламы инновационной деятельности стартапов.

Создание осведомленности

Краудфандинг сегодня является модным и прогрессивным экономическим явлением. У краудфандинговых площадок большая посещаемость. Так согласно оценке alexa.com ежедневно площадку Planeta посещают более 50 тысяч пользователей [10]. Успешные кампании привлекают внимание популярных СМИ, которые также распространяют информацию о продукте стартапа и его инновационной деятельности. Всё это способствует созданию осведомлённости о существовании стартапа, его продуктах и инновационной деятельности.

Создание или развитие положительных мнений

Во время проведения краудфандинговой кампании стартап ведёт активную работу с сообществом дарителей (дарители — участники кампании, которые вносят денежные дарения инициаторам краудфандинговой кампании). Основными элементами этой работы являются общение в социальных сетях и взаимодействие с пользователями на странице краудфандинговой кампании, в процессе которого и формируется положительное мнение. У дарителей возникают вопросы о стартапе, его продукте, его инновационной деятельности. Структура информационных блоков кампании разработана таким образом, чтобы в максимально понятной и интуитивной форме рассказать дарителю о том начинании, в которое он отдаёт свои денежные средства. А если у дарителя останутся вопросы, то он сможет прямо на странице кампании задать эти вопросы членам команды стартапа.

Позиционирование продукта на рынке

Краудфандинговая кампания также позволяет позиционировать продукт на рынке. Инициаторы кампании выбирают категорию проекта, которая на их взгляд наиболее точно отражает суть разрабатываемого продукта или услуги. А посетители краудфандинговой площадки ищут проекты как раз по указанным категориям. То есть выбирают кампании по своим интересам. На данный момент на отечественных площадках представлен очень широкий список категорий проектов, от анимации, до науки и технологий. Если же стартап не нашёл подходящую для своего проекта категорию, то он всегда может поместить её в «другое».

Создание спроса

За счёт системы вознаграждений в предпродажной и вознаграждающей моделях краудфандинга стартап может гибко подходит к формированию ценовых диапазонов на свой продукт до момента вывода продукта на основной рынок. То есть даритель, участвуя в краудфандинговой кампании, фактически определяет цену, которую он готов «заплатить», а также формирует платежеспособный спрос на продукт инновационного стартапа.

Вывод новых товаров на рынок

Краудфандинговые кампании можно расценивать как тестовые площадки для отработки продуктовых идей. Этим могут пользоваться не только инновационные стартапы. По успешности кампании можно косвенно судить о сформированности рынка и о спросе потребителя на продукт инновационного стартапа. Такое предварительное тестирование является неоценимым инструментом при выводе нового товара на рынок, поскольку позволят с небольшими затратами оценить целесообразность вывода нового товара на рынок. Если не прибегать к предварительному тестированию, то риск коммерчески неудачного запуска проекта остаётся неучтённым, что является серьёзной ошибкой для любого бизнеса.

Краудфандинг действительно позволяет совершенствовать рекламу инновационного продукта стартапа. Для того чтобы проверить теоретические выводы рассмотрим конкретный пример использования краудфандинга для рекламы инновационной деятельности стартапа.

Реклама инновационной деятельности стартапа на примере стартапа «AtlasBiomed»

Рассмотрим краудфандинговую кампанию стартапа «AtlasBiomed», которая проводилась на отечественной краудфандинговой площадке «Boomstarter» с января по февраль 2016 года [11]. Кампания строиться вокруг инновационного продукта стартапа — индивидуальной диеты, которая разрабатывается на основе анализа биохимических показателей человека. Разработка стартапа представляется очень перспективной и современной, поскольку сегодня здоровый образ жизни и правильное питание становятся приоритетами все большего числа людей, а значит в будущем у таких продуктов будет емкий рынок сбыта.

Краудфандинговая кампания проводилась по вознаграждающей модели и была очень успешной. Заявленная цель в 500 тысяч рублей была превышена почти в 3 раза — удалось привлечь 1,35 млн. рублей. Участниками кампании стали 278 человек. «AtlasBiomed» разработал понятную систему вознаграждений — за минимальное вознаграждение 5000 рублей даритель получает возможность протестировать диету на себе.

Стартап с высокой степенью ответственности отнесся к созданию материалов краудфандинговой кампании: представил качественное видео с описанием проекта, разместил подробную информацию о команде стартапа и предлагаемом продукте. Более того «AtlasBiomed» проводил интенсивную работу с аудиторией, постоянно наполняя страницу кампании новыми материалами и новостями проекта. Участники команды стартапа в контексте краудфандинговой кампании выступали на радио, телевидении и на конференциях, то есть поддерживали постоянный информационный фон вокруг своего продукта. Такой комплексный подход к решению задач рекламы инновационной деятельности стартапа принёс ожидаемый результат. Помимо того, что стартапу удалось привлечь заявленную сумму денежных средств, были решены задачи создания осведомлённости, позиционирования продукта на рынке и предварительного тестирования перед выводом продукта на рынок.

Достигнутые результаты позволяют считать, что реклама инновационной деятельности стартапа с помощью краудфандинга позволяет совершенствовать деятельность стартапа в этом направлении и способствует становлению стартапа «AtlasBiomed» как инновационной компании.

Выводы

Для реализации поставленных в стратегии инновационного развития РФ целей и для дальнейшего устойчивого движения по модели инновационного развития экономики необходимо обеспечивать инновационную активность высокой на постоянном уровне. Важную роль в таком обеспечении играют стартапы. Тем не менее на пути становления стартапа и его трансформации в инновационную компанию существует множество проблем. Среди них не последнее место занимает проблема рекламы инновационной деятельности стартапа. Для её решения некоторые авторы предлагают использовать бесплатные возможности интернет-продвижения. Однако кроме бюджетных ограничений у стартапа есть ещё временные рамки — жизненный цикл продукта инновационного стартапа укорочен. Поэтому необходимо прибегать к современным способами интернет-продвижения, позволяющим быстро добиваться необходимых результатов. Одним из таких способов является маркетинг социальных медиа. Объединяя его с возможностями, которые предлагают краудфандинговые площадки, можно добиться эффективного решения задач рекламы инновационной деятельности стартапов и способствовать становлению стартапа как инновационной компании.

Литература:

  1. Орлова А. А., Иншаков М. О. Инновационные Стартапы В России: Проблемы Создания И Маркетингового Продвижения // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 1.
  2. Проскурина И. Ю., Спесивцев В. А., Усова Ю. П. Механизм информационной поддержки стартапов в регионе // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 2 (10).
  3. Седельников С. Р. Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2015. № 4 (56). C. 154–157.
  4. Седельников С. Р. Феномен краудфандинга и его применение в современной инновационной экономике // Вестник международных научных конференций. 2015. № 10 (14). C. 9–13.
  5. Чугреев В. Л., others Краудфандинг–социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 4. C. 28.
  6. Organisation for Economic Co-operation and Development, Statistical Office of the European Communities L. Oslo Manual Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data, 3rd Edition (Russian version) / Organisation for Economic Co-operation and Development, L. Statistical Office of the European Communities, S.-Petersburg: Centre for Science Research and Statistics (CSRS) of the Ministry of Education and Science, 2007.
  7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р) // 2011.
  8. Venture Outcomes are Even More Skewed Than You Think // VC Adventure [Электронныйресурс]. URL: http://www.sethlevine.com/archives/2014/08/venture-outcomes-are-even-more-skewed-than-you-think.html (дата обращения: 21.12.2015).
  9. Маркетинг: Маркетинговые коммуникации: Функции, задачи и требования к рекламе [Электронный ресурс]. URL: http://www.aup.ru/books/m99/7_2.htm (дата обращения: 23.05.2016).
  10. planeta.ru — Wolfram|Alpha [Электронный ресурс]. URL: https://www.wolframalpha.com/input/?i=planeta.ru (дата обращения: 23.05.2016).
  11. OhmyGut: исследуй свой внутренний мир // Boomstarter [Электронный ресурс]. URL: https://boomstarter.ru/projects/385566/ohmygut_issleduy_svoy_vnutrenniy_mir (дата обращения: 26.02.2016).

[1]“149. Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации” [6, с. 31]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle